Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Марченко Лариса Николаевна

С целью ознакомления детей подготовительной к школе группы с народными праздниками поможет конспект интегрированного занятия "Масленица". Сделана подборка иллюстративного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marchenko_l.n._maslenitsa.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Масленица»

Марченко Лариса Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица, соответственно их возрасту.

Задачи:

Обучающие:

• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки.

Развивающие:

•Развивать познавательную сферу детей.

•Развивать все виды памяти.

•Развивать ловкость, выдержку, зрительное, слуховое внимание.

•Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

•Корригировать и развивать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать. Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

•Корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративные материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото материалы; рисунки; заклички; задания на развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания; материалы для поделки.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро ребята! Слышите звучит музыка- это к нам в гости спешит весна, давайте встретим ее и поприветствуем.

Весна-Красна приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

Весна: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече после длиной и холодной зимы и хочу с вами поиграть. Вы готовы? (Да). Ну, тогда старайтесь повторять за мной

На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к тому дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота»).

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются).

Всех друзей в гости приглашаем. (Кланяются гостям).

Дети садятся

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

-Какое время года наступит после зимы?

-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Пришло время встречать русский народный праздник.

Попробуйте догадаться о каком празднике я вам прочту стихотворение:

Как на праздничной неделе

Из печи блины летели.

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару – налетайте!

И хвалить не забывайте!

Ответы детей. (Масленица)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

Слайд1

В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы – один из самый радостных и светлых праздников, издревле любимейший русским народом на Руси.

Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины,  оладьи и калачи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и угощают их, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Весна: Ребята, а вы знаете что же является символом солнца и весны? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

И конечно со сгущенным молоком! (Блин)

Слайд 2

Молодцы! Это блины! Желтые, румяные и ароматные!

Хозяйки пекут вкусные масленые блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: А всего у Масленицы семь деньков. Ребята, а как называются семь деньков нашей  недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определенных ритуалов. Первые три дня Узкая Масленица, последующие - Широкая Масленица

Слайд3

Весна: Первый день недели - Понедельник - день для встречи.

В гости все к друзьям идут, песни звонкие поют:

 Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки и парни.

Масленица начинается в понедельник, который называется встречей. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу – чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Слайд4

Воспитатель: Второй день недели - Вторник – все вокруг играют, «заигрышем» называют. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Вот и нам пришла пора поиграть, ребята!

Ну а как будем играть? Просто будем мы считать.

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Много блинов она напекла, а посчитать их не смогла.

Два блина для внучки, два блина для деда, - два блина для себя и конечно два блина и для соседа.

У ребят скорее спросим: сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат.

Но один из них устал, и домой вернулся

Детки пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут? (5)

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила мышка.

Ну скорей скажите, сколько блинов осталось в миске? (2)

4. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Андрюшка.

А за ним Аринка,

А за ней Даринка.

А потом упал Иван.

Посчитай, сколько было всех ребят? (5)

Весна: А вот и дети на санках катаются.

Послушайте скороговорку:

Везет Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню в лоб, с санок все в сугроб. (Все повторяют)

Слайд 5

Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Воспитатель: Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите?

Слайд 6

Повар решил приготовить нам блины, какие предметы на картинке ему необходимы? (Во время ответа ребенка, следим, чтобы ответ был полным)

Как назвать эти предметы одним словом (посуда).

Слайд 7

Ребята, но наш повар такой рассеянный, забыл, какие продукты необходимы для приготовления блинов. Давайте ему подскажем (молоко, масло, яйца, сахар, соль, мука) Как все перечисленное назвать одним словом? (продукты питания)

Ай-да, молодцы, помогли повару, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.

А следующий день – четверг.

Слайд 8

Весна: В четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй. В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать. Давайте и мы с вами поиграем.

Слайд 9

Динамическая пауза        

 «Снег руками загребаем

Лепим, лепим ком большой

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий! 

Воспитатель: В пятницу и субботу по гостям идти охота.

Вся родня собирается, блинами объедается, масленкой восхваляется.

Пятница — Тещины вечерки.

Слайд 10

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабашек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — Золовкины посиделки.

Слайд11

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, вспоминали и умерших родственников, говорили о них только хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

Слайд 12

Весна: А седьмой день – Прощенное воскресенье, Все друг у друга просят прощенья, Ведь на Масленицу нужно, укреплять любовью дружбу.

А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?

(извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)

Давайте и мы попросим, друг у друга прощения и обнимемся.

Молодцы.

Ребята, а вы знаете, что в старину, люди пытались задобрить солнышко,

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Воспитатель: Закличку разучили, а что сжигали, отгадайте загадку:

На шесте стою

Свысока гляжу

Тело, руки голова

Всё из соломы, у меня

Обрядили, принесли

С песнями меня сожгли.

(Чучело масленицы)

Слайд 13

Чучело чаще всего ее делают из соломы или сена, для того чтобы лучше горела. Накануне ей нашептывали свои печали, боязни, горести для того, чтобы, когда она сгорит то унесла бы их с собой. Вот и мы с вами изготовим такую куклу.

Слайд 14

А делать мы ее будем из цветной бумаги. Итак, для ее изготовления нам понадобится бумага трех цветов красная, желтая - для туловища и розовая- для лица, клей, ножницы, красный картон для косынки.

Красную и желтую бумагу складываем гармошкой и перегибаем пополам. Красную склеиваем посередине, сверху на нее наклеиваем желтую. Вырезаем из красного картона косыночку, из розовой бумаги круг - лицо, которое наклеиваем на косынку, которую можно разрисовать причудливыми узорами или цветами. Рисуем или наклеиваем вырезанные из бумаги глазки, губки, щечки, носик. Приклеиваем к туловищу. Наша Масленица готова.

Ребята давайте позовем нашу гостю Весну выйти с нами на улицу,  поводить хоровод вокруг Масленицы, спеть закличку весеннюю и полакомиться блинами маслеными.

Список литературы

  1. Архарова, Л. И. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для дошкольников / Л. И. Архарова, Л. К. Гребёнкина, С. Б. Демидова. — Москва : Центр Педагогический поиск, 2005. – 160 с.
  2. Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / собр. и обраб. Г. М. Науменко; ил. Г. Алимова. – Москва : Издательство Астрель : Издательство АСТ, 2004. – 175 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).
  3. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко ; худож. О. С. Потапов. – Москва : 2004. – 447 с. : ил.
  4. Народы России : энциклопедия / М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская [и др.] – Москва : РОСМЭН – ПРЕСС, 2014. – 103 с. : ил.
  5. Пиглицина, Е. О. Энциклопедия детских праздников / Е. О. П – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 2005. – 320 с.
  6. Соловьёв, В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва : Белый город, 2014. – 736 с. : ил.
  7. Чекулаева, Е. О. 100 великих праздников / Е. О. Чекулаева – Москва : Вече, 2010. – 432 с. – (Сто великих).
  8. Энциклопедия зимних праздников / сост. : Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева ; худож. В. В. Журавлёв – Санкт – Петербург : РЕСПЕКС, 2014, — 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Космонавты"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром. В работе использовала Слайды о космосе, палочки Кюизенера, кубики ЛЕГО....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Мама – главное слово на свете»

Содержание музыкально-речевого занятия построено с использованием интегративных приёмов....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».

Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников...