Доклад "Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста"
статья
Доклад "Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №6» МБДОУ №29 мкр-н Саввино
Доклад на тему:
«Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста»
Составила: Куракова Н.И.
г.о. Балашиха, 2021г
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он - засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский.
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Помимо всего прочего, в театрализованной деятельности развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие связной речи детей.
Каким же образом театрализация может оказать влияние на процесс эмоционально-эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста? Начнём с того, что традиционно театрализованную деятельность делят на две группы: игры-драматизации и режиссерские игры. К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер, сам создает сюжеты, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, то есть организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок - режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, является основой для развития воображения как новообразования дошкольного возраста. Таким образом, понятие «режиссерская игра» связано с понятием «театральность».
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя. Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.
Драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала и развитию связной речи. Поэтому в процессе обучения должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры, в которых дети воображают себя кем-то, теневой театр, а также мимика и жесты в песне, при чтении поэзии и литературных текстов.
Музыка и театр в детском саду практически неотделимы друг от друга. В процессе музыкальной деятельности каждый ребенок примеряет на себе несколько ролей: артист, который исполняет песню – певец; артист, который играет на музыкальном инструменте – музыкант; артист, который исполняет танец – танцор; и даже человек, который сочиняет музыку – композитор. А сколько восторга вызывает у юных актёров обыгрывание сюжета песни или пальчиковой гимнастики! И каждый раз ребенок, пробуя себя в той или иной роли, говорит о своих чувствах и эмоциях. Это и является самым главным доказательством того, что театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на процесс эмоционально-эстетического воспитания?
Занятие театрализованной деятельностью, независимо от формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у них излишнего психического и физического напряжения, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности.
Художественно-эстетическое восприятие детей в театрализованной деятельности, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную деятельность и в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка, но и для окружающих.
Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что ребенок, занимаясь театрализованной деятельностью, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста
Уважаемые коллеги!Ежедневно, так или иначе, наши дети сталкиваются с различными эмоциями, при этом они достаточно тонко чувствуют эмоциональное состояние других людей, но объяснить,что происходит с ни...
Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты вопросы эмоционального воспитания детей дошкольного возраста...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...
Картотека игр по эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста
Игры по эмоциональному развитию детей...
План работы по самообразованию «Фольклор, как средство эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Консультация для родителей «Цветотерапия как средство интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Цветотерапия как средство интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста» Цветотерапия - это метод корректировки психоэмоциона...