физкультура в режиме дня дошкольника
консультация

 Сальникова Галина Борисовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «физкультура в режиме дня»

физкультура в режиме дня включает утреннюю гимнастику, физкультминутки, двигательную разминку (динамическую паузу) между занятиями, подвижные игры, физкультурно-познавательные занятия, физические упражнения на прогулке, гимнастику после сна, самостоятельную двигательную деятельность детей и др.

Утренняя гимнастика (зарядка). Обязательная часть режима дня ДОО, проводится ежедневно перед завтраком на воздухе (на участке ДО О, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Направлена на укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности, формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливанием. Ее продолжительность 5-6 мин для детей от двух до четырех лет (три-четыре упражнения игрового и подражательного характера), 6-8 мин — для детей четырех — пяти лет, 8-10 мин — для детей шести лет. Примерная структура утренней гимнастики: непродолжительная ходьба на носках с различным положением рук, с высоким подниманием бедра, бег — упражнения для мышц рук и плечевого пояса — упражнения для туловища (спины и живота) — упражнения для ног — кратковременный бег в медленном темпе и ходьба с целью восстановления тех вегетативных функций организма, которые изменялись в результате выполнения физических упражнений (снижение частоты сердечных ударов и дыхания, потребления кислорода и др.) или малоподвижная игра.

Чтобы достичь эффективного воздействия утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план-конспект, определить последовательность и дозировку упражнений, продумать способы ее организации (традиционное проведение с использованием общеразвивающих упражнений, с обыгрыванием какого-либо сюжета, например «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Воробушки», игрового характера с использованием трех-четырех подвижных игр и др.), периодически (через неделю) заменять в комплексе одно-два упражнения.

Физкультурные минутки. Проводятся ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) с целью предупреждения утомления, кратковременного активного отдыха, повышения или поддержания умственной работоспособности, снятия напряжения с мышц при однообразных статических положениях тела. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин, в течение которых воспитанники выполняют комплекс из трех-четырех простых упражнений для различных групп мышц (потягивания, наклоны, повороты головы и туловища, полуприседы, подскоки и др.), повторяемых четыре — шесть раз, а также упражнения для снятия утомления с глаз, упражнения, активизирующие дыхание и кровообращение, развивающие подвижность пальцев и др.

Двигательная разминка (динамическая пауза). Проводится во время большого перерыва между занятиями. Обычно она состоит из трех-четырех общеразвивающих упражнений или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин для активного движения и 1-2 мин для упражнений на расслабление.

Подвижные игры и игровые упражнения с разнообразным двигательным содержанием, требующим проявления внимания, сообразительности, наблюдательности, ловкости, быстроты, силы, выносливости (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, перелезание, подлезание, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий и др.). Проводятся ежедневно в помещении (групповых комнатах, физкультурном зале) и на прогулке (до обеда и после дневного сна).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетно-ролевые и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Зайцы и волк», «Медведь и пчелы», «Воробушки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»). В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения.

В младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно — два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна (например, «Солнышко и дождик») или две роли (например, «Кот и мыши»). Можно также применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества выполнения движений и двигательных действий (например, «Кто тихо пробежит», «Кто подлезет и не заденет»).

Очень важно (в целях оздоровления) проводить подвижные игры круглый год на открытом воздухе, так как при этом значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме ребенка.

Подвижные игры — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Однако длительное применение одних и тех же игр с однообразными действиями и правилами может тормозить развитие физических способностей, вызвать у детей потерю интереса к ним. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными. Чтобы подвижные игры оказывали разностороннее воздействие на организм детей и имели выраженный тренировочный эффект, необходимо:

  • ? постепенно увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
  • ? усложнять двигательное содержание;
  • ? изменять размещение играющих на площадке;
  • ? менять сигналы (вместо словесного использовать звуковой или зрительный);
  • ? усложнять правила и др.

При проведении большинства игр следует использовать яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов. При проведении подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и др.

В режиме дня детского сада игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Физкультурно-познавательные занятия. Включают двигательную и познавательную деятельность на основе интеграции двух образовательных областей «Физическое развитие» и «Познавательное развитие». Познавательный материал, полученный детьми в течение определенного срока, закрепляется в игровой форме во всех видах движений (двигательных действий).

Гимнастика после сна. Проводится ежедневно во второй половине дня с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития. Примерная структура гимнастики после сна: общеразвивающие упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках — упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, — закаливающие процедуры.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Занимает значительное место в режиме дня ДОО. Возникает по инициативе ребенка, его индивидуальных склонностей, интересов, предпочтений, потребностей и проходит под наблюдением воспитателя. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей дошкольника и является важным источником его активности и саморазвития. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения и игры. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности (по степени двигательной активности выделяют три группы детей: нормальные, гиперактивные, малоподвижные).

При планировании самостоятельной двигательной деятельности детей важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий, игрушек, мелкого физкультурного инвентаря). Для стимулирования двигательной активности на территории детского сада можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.).

Мероприятия по образовательной области «Физическая культура» в дошкольных образовательных организациях организуют и проводят в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы на учебный год  В разработке плана принимают участие руководитель (заведующий) дошкольной образовательной организации, руководитель физического воспитания, воспитатели групп, медицинский работник.

Примерный план физкультурно-оздоровительной работы на учебный год в дошкольной образовательной организации

п/п

Основные разделы и содержание физкультурно-оздоровительной работы

Сроки

выполнения

Ответственные за выполнение

1

2

3

4

1. Организационная работа

1

Составление перспективного и календарного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками

Август

Воспитатели, инструктор по физической культуре

2

Составление расписания непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с воспитанниками

Сентябрь

Старший воспитатель, инструктор по физической культуре

3

Составление комплексов упражнений: -для дыхательной гимнастики; -пальчиковой гимнастики;

  • - гимнастики глаз;
  • -формирования и укрепления правильной осанки
  • - профилактики плоскостопия

Ежемесячно

Воспитатели групп, инструктор по физической культуре

4

Оформление медицинских карт воспитанников

В течение года по показателям

Медицинский работник, воспитатели групп

5

Организация консультаций для воспитателей по вопросам физического воспитания дошкольников

В течение года

Инструктор

по физической культуре

6

Анализ освоения воспитанниками образовательной области «Физическая культура» за первое полугодие и год

Декабрь,

май

Инструктор

по физической культуре, медицинский работник

7

Обновление и дополнение физкультурных уголков в группах, оборудования в физкультурном зале, на спортивной площадке и прогулочных участках

В течение года

Воспитатели групп, инструктор по физической культуре

2. Физкультурно-оздоровительная работа

1

Проведение утренней гимнастики (зарядки) с воспитанниками

Ежедневно

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

 

1

2

3

4

2

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с воспитанниками в групповых комнатах, физкультурном зале и на открытом воздухе

Три раза в неделю (согласно расписанию)

Воспитатели групп, инструктор по физической культуре

3

Проведение подвижных игр и игровых упражнений во время прогулок воспитанников

Ежедневно, два раза в день

Воспитатели групп

4

Проведение гимнастики после дневного сна воспитанников

Ежедневно

Воспитатели групп

5

Проведение физкультминуток на занятиях образовательной направленности:

  • - гимнастика для глаз;
  • - пальчиковая гимнастика;
  • -дыхательная гимнастика

Ежедневно

Воспитатели групп, инструктор по физической культуре

6

Проведение двигательных разминок (динамических пауз) во время большого перерыва между занятиями образовательной направленности

Ежедневно

Воспитатели групп

7

Проведение коррекционной гимнастики (исправление и профилактика нарушений осанки, плоскостопия, ожирения)

Ежедневно

Медицинский работник

8

Организация самостоятельной двигательной деятельности воспитанников в режиме дня ДОО

Ежедневно

Воспитатели групп

3. Дополнительные образовательные услуги

1

Организация секционно-кружковых занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности

Два раза в неделю (по желанию родителей и детей)

Руководитель ДОО, инструктор по физической культуре

4. Организационно-медицинская и санитарно-гигиеническая работа

1

Разработка плана профилактической и оздоровительной работы с воспитанниками

Август

Медицинский работник

2

Осмотр воспитанников во время утреннего приема в ДОО, опрос родителей

Ежедневно

Медицинский работник, воспитатели

3

Разработка комплексов физических упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, формированию у детей правильной осанки и предупреждению плоскостопия

В течение года

Медицинский работник, инструктор по физической культуре

4

Мониторинг и анализ состояния здоровья и физического развития воспитанников

Два раза в год (сентябрь, май)

Медицинский работник, инструктор по физической культуре, воспитатели групп

 

1

2

3

4

5

Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий, утренней гимнастики, закаливающих мероприятий

Ежедневно

Медицинский работник, руководитель ДОО

6

Наблюдение за самочувствием и физическим состоянием детей на физкультурных занятиях

Согласно

расписанию

Медицинский работник

7

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий физическими упражнениями и подвижных игр (физкультурный зал, прогулочный участок), физкультурного инвентаря и оборудования и др.

Ежедневно

Медицинский работник, руководитель ДОО, воспитатели групп

5. Сотрудничество ДОО с родителями воспитанников

1

Ознакомление родителей с режимом дня и физкультурно-оздоровительными мероприятиями в ДОО

Сентябрь

Воспитатели групп

2

Консультационно-просветительская работа с родителями по вопросам физического воспитания детей в семье (организация двигательной активности ребенка, составление комплексов упражнений для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и др.)

В течение года

Инструктор по физической культуре медицинский работник

3

Встречи-дискуссии с родителями по вопросам физического воспитания дошкольников

В течение года

Инструктор по физической культуре

4

Интерактивное общение с родителями через сайт дошкольной образовательной организации (методические рекомендации по физическому воспитанию детей, составлению комплексов упражнений для физкультминуток, развития физических способностей и т.д.)

В течение года

Воспитатели групп, инструктор по физической культуре

5

Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятиях ДОО

В течение года

Инструктор по физической культуре

6. Физкультурно-массовая работа

1

Проведение физкультурных досугов

Ежемесячно

Воспитатели, инструктор по физической культуре

 

1

2

3

4

2

Проведение детских физкультурных

Два раза

Инструктор по физи-

праздников

в год

(декабрь,

июнь)

ческой культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп

3

Проведение Дня здоровья

Ежемесячно

Инструктор по физической культуре, медицинский работник, музыкальный руководитель, воспитатели групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....

Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.

Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...

Рекомендации для родителей о режиме дня дошкольника в выходные дни

Рекомендации для родителей о режиме дня дошкольника в выходные дни...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в режиме дня дошкольника

Система работы по внедрению здоровьесберегающих моментов в работе с дошкольниками: здоровьесберегающее пространство ( физкультурный зал, физуголки в группах,спортивная площадка, тропа здоровья), техно...