План по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа)

Чажапаан Анай-Хаак Бюрбюевна

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад « Малышок»

МР « Кызылский» пгт.Каа-Хем

План по самообразованию педагога

Тема: «Дидактические игры в обучении  детей основам математики»

старший дошкольный возраст

Выполнила: воспитатель Чажапаан А.Б.

                                     

                                     2021-2022 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста;
  • внедрять ИКТ -оборудование в образовательный процесс
  • Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  • Развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные логические способности воспитанников посредством дидактических игр;
  • Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
  • Формировать базисные математические представления, речевые умения.
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями воспитанников.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

 «Игра -это самое серьезное дело.

В игре раскрывается перед детьми мир,

творческие способности личности.

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается жизненный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это игра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Актуальность темы обусловлена тем, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Обучение основам математики в ДОУ. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. 

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя   разнообразные   дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр. А игры, представленные на интерактивной доске, или с помощью мультимедийного проектора увеличивают наглядность, расширяют возможность педагога использовать более широкий спектр современных  дидактических игр.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Чёткой классификации игр по видам ещё нет. Выделяются следующие виды:

  • игры-путешествия - обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность, внимание. 
  • игры-поручения - по содержанию простые и короче. Это действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • игры-предположения («что было бы.»). Ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Развивается мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • игры-загадки - проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • игры-беседы. В основе их лежит общение, воспитывает умение слушать вопросы и ответы,

У дидактических игр есть определенная структура.

1Дидактическая задача - она формируется педагогом и отражает цель обучения.

2. Игровая задача – ставится перед детьми. Она определяет игровые действия, предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.

4. Правила игры - с помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

5. Результат - подведение итогов проводится по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д.

Основными требования к организации дидактических игр являются:

Игра – форма деятельности детей, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений  по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Используемые технологии здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

Развитие у детей:

- Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

 - Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

 - Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники; Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План деятельности воспитателя по теме самообразования

Направления работы

Содержание

Изучение, анализ

литературы по теме самообразования.

Изучить литературу по данной теме:

  1. От рождения до школы: программа

/ под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  1. М.А.Беженова. Веселая математика

– Донецк: Сталкер, 2000.

  1. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
  2. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
  3. Л.С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
  4. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997
  5. Л.А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988
  6. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
  7. А.В. Белошистая  «Математика  вокруг  тебя» Методические рекомендации для организации занятий  с детьми 5-6  лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2007год.
  8. А.В. Белошистая «Что такое математика» Методические рекомендации для организации занятий с детьми, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2006год.
  9.  А.В. Белошистая «Математика до школы», издательство «Дрофа», Москва, 2008год.
  10. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений», издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2008 год.
  11. Интернет -ресурсы

Разработать комплекс

игр по теме самообразования

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

  • Математика – это интересно;
  • Математика -дома;

-Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

-Развитие математических способностей у дошкольников.

-Дидактическая игра в жизни ребенка.

Пополнение РППС группы

Привлечение  родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Приобретение  и изготовление игр для пополнения РППС группы.

Анализ динамики   развития детей в течение года.

Обобщение опыта работы.

Отчет по теме самообразования.

 Выступление на педсовете ДОУ

План деятельности воспитателя с детьми

по теме самообразования

месяц

Содержание

сентябрь

Беседа "Какие бывают игры, и чему они нас учат?

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше».

Д/и « Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами : впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Игр. упр. «Поможем Мишке разложить  картинки» - расширять  представления о частях суток и их последовательности: утро,день, вечер, ночь; формировать умение последовательно  расставлять картинки.

Игр. упр.  «Сравним ленты» - закреплять  умение сравнивать предметы по 2- м  признакам ( величина, ширина)

1. «Найди свой домик».

2. «Раздели».

3. «Отгадайте и назовите».

4. «Чудесный мешочек».

1. Развивать умение у  детей выделять отдельные предметы и группы предметов из множества по заданным свойствам. Слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним.

2. Развивать умение слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним. Совершенствовать умения детей распределять множество на две группы по размеру.

3. Учить соотносить вербальное описание с мысленным образом. Развивать воображение.

4.Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.

октябрь

Экскурсия к детям средней группы.  

"Поиграем вместе". Обмен играми .

Презентация "Мы играем в игры"

Д/и « Волшебный  мешочек» - уточнить названия, форму, цвет фигур. Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг,

треугольник) осязательно -двигательным путем.

Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности(утро, день, вечер, ночь).

Д/и «Найди свой домик» -  совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

1. «Найди пару».

2. «Что где находится».

3. «Сложи фигуры»

4. «Мышка и кошка».

1. Развивать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

2. Развивать умение определять пространственные направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

3.Развивать  конструктивное мышление, подвести к понимание: количество при равносоставленности  сохраняется.  

4.Учить умению моделировать отношения точек на прямой; уточнить представление об отношениях внутри, вне, снаружи.

ноябрь

Оформление выставки рисунков "Веселая математика. Любимая игра"

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.

Д/и «Найди похожее» -  упражнять в умении различать и называть  знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, находить предметы определенной формы в окружающем.

Д/и «Который по счету?» - закреплять навык порядкового  счета в пределах 20.

Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение  сравнивать несколько  предметов  по величине, раскладывать их в убывающем  или возрастающем порядке.

1. «Выполни правильно».

2. «Матрёшки».

3. «Найди ключик к замочку».

4. «Что изменилось?»

1. Развивать умение конструировать из фигур объединяющую фигуру по контуру.

2. Совершенствование умения  сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

3. Совершенствование  умения  различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус.

4. Закреплять умения определять местоположения предметов относительно себя.

декабрь

Игра -эстафета "Помоги Незнайке убраться в группе"(раскладываем игры на полочках, с называнием правил игры)

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Игр. упр. «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток : утро,день,вечер,ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек.

Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных  соответствующих движений.

Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 20, закреплять умение  отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», « на котором месте?».

Д/и « Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять , что изменилось.

1. «Закончи предложение».

2. «Выполните задание и расскажи».

3. «Не смотри».

4. «Нарисуй фигуру по памяти».

1. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.

2. Развивать конструктивные умения, воображение.

Подготовить к пониманию отношений объединение, пересечение.

3. Совершенствовать умения считать на ощупь в пределах 10.

4. Уточнить представления о геометрических фигурах и об объёмных формах. Развивать  внимание, восприятие, образную память.

январь

День игры и игрушки.

Моя любимая игра. Изготовление дома игр с родителями.

Д/и «Найди себе пару» - формировать умение  различать цилиндр, шар, куб;

Уточнить  их названия  , цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.

Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать  умение  сравнивать несколько  предметов по величине  и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и «Три квадрата» -   формировать  умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами « большой», «маленький»,«средний»,  «самый большой», «самый маленький».

Д/и «Составь предмет»  - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей. (геометрических  фигур).

Д/и «Которая игрушка спрятана?» - закреплять порядковый счет.

Д/и «Какие бывают фигуры?» -закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник,  давая их в паре  с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

1. «Не ошибись».

2. «Найди для  машины гараж».

3. «Волшебные палочки».

4. «Подскажи Хрюше».

1. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.

3. Учить умению конструировать, используя общие элементы (подготовка к пониманию отношения пересечение). Развивать конструктивные умения, воображение.

4. Развивать умение определять расположение предмета (справа – слева) «от себя» и от другого предмета.

февраль

Трудовой десант "Бережем игры" (навести порядок в центре математики)

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и « Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко».

Д/и « Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин.

Д/и «Найди предмет» - упражнять в умении сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Д/и «Что ,где находится?» - упражнять в определении

1. «Закрой коробки»

2. «Найдите такую же  фигуру».

3. «Найди ошибку художника».

4. «Расставим правильно».

1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру, распределяя их по убыванию или возрастанию визуально. Совершенствовать умение действовать самостоятельно в соответствии с заданием.

2. Развивать восприятие объёмных фигур; обучать умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.

3. Совершенствовать  представления о частях суток и временах года.

4. Развивать умение определять местоположения предметов относительно себя, действовать самостоятельно в соответствии с заданием.  

март

Акция "Дидактические игры в подарок малышам"

Д/ и «Вчера, сегодня, завтра» - закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/ и «Отгадай, сколько и покажи столько же»

- упражнять в счете предметов  на ощупь в пределах  20.

Д/и «Наш день» - закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять  слова: утро, день, вечер, ночь.

Д/и «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длиный», "длиннее", "широкий", "узкий.

1. «Помоги Степашке».

2. «Подбери с другим признаком».

3. «Назови соседей».

4. «Угадай, сколько».

1. Развивать умение сравнивать предметы по  размеру визуально. Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа: справа – слева. Развивать глазомер.

2. Развивать внимание, восприятие, образную  память. Закрепить умение выделять и сохранять указанный признак фигуры.

3. Расширять представления о частях суток и их последовательности.

4. Совершенствовать умения считать в пределах пяти.

апрель

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и «Сделай, столько же» - формировать умение воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Д/ и «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в заданном направлении.

Д/и «Когда  это бывает?» - уточнить  и углубить знания  детей о временах года.

1. «Внимание».

2. «Уравняй».

3. «На что похож предмет».

4. «Что где находится».

1. Развивать внимание, наблюдательность, образную память. Уточнить представления о форме и свойствах объёмных фигур.

2. Закреплять умение уравнивать количество предметов в группе. Развивать элементы абстрактно – логического мышления, слуховое внимание.

3. Развивать умение видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.

4.Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

май

Дидактические игры с ИКТ-оборудованием (проектор, ноутбук)

Д/и «Подбери по форме » -

формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Д/и «Собери бусы»- формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам : цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности  в чередовании фигур, пространственного расположения предметов по отношению от себя.

1. «Постройте по образцу».

2. «Что сначала, что потом».

3. «Подбери заплатку».

4. «Кто внимательный».

1. Развивать умение читать фронтальный чертёж конструкции, внимание, образную память.

2. Совершенствовать ориентировку во времени. Учить устанавливать последовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.

3. Формировать умение находить требуемую геометрическую форму для починки испорченного предмета. Развивать  восприятие, мышление.

4. Способствовать развитию зрительного внимания, наблюдательности, связной речи.

Работа с родителями

Мероприятия

1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала  в течение года.

Создание интерактивных игр по математике.

 Обогащение центра математики.

Беседы, консультации, выступления на родительском собрании

По темам:

«Планирование дидактических игр с использованием ИКТ- оборудования в воспитательно-образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей»

3. Оформление папок- передвижек и фоторепортажей:

-«Математика  вокруг нас»;

-«По  дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Математические игры» (фотообзор)

Изучение методической литературы в течение года

  1. Л.Ф. Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
  2. А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-

методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009

  1. А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
  2. А.А.Смоленцева. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1

- с.60-66.

  1. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8.  А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Интернет -ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...