Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры"
методическая разработка

Деловая игра может быть организована с педагогами дошкольных образовательных учреждений в целях повышения профессиональной компетентности  по проблеме  организации и руководства творческих игр детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов дошкольного образовательного учреждения

«Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры»

Цель:

  • Повышать профессиональную компетентность  педагогов  по проблеме  организации и руководства творческих игр детей дошкольного возраста.
  • Стимулировать потребность педагогов устанавливать в процессе игрового взаимодействия с детьми  тактику, соответствующую этапу развития игры, индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников.

Ход:

Ведущий приглашает всех педагогов принять участие в деловой игре, сообщает название игры.  Предлагает воспитателям разделиться на 2 команды, придумать названия и приветствия команд.

Ведущий представляет  эксперта и жюри. Объясняет, действия эксперта, который будет комментировать все ответы команд, дополнять, давать рекомендации.  Жюри по итогам эксперта  оценивает ответы по 5 бальной системе.

1 часть «Блиц – турнир »

Задание:

«Каждой команде в течение минуты задается по 5 вопросов. Команда, ответившая на все вопросы, получает 5 баллов» (Приложение №1)

  1. команда:
  1. Как можно преобразовать предметно - пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание творческих игр?
  2.  В чем проявляется творчество детей в игре?
  3.  Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх.
  4. Как можно  распределить роли среди дошкольников в сюжетно-ролевой игре?
  5. В чем выражается основная особенность сюжетно-ролевой игры?

  1. команда:
  1. Назовите педагогов, психологов, занимающиеся проблемой развития творческой игры дошкольников?
  2. Есть ли в сюжетно-ролевых играх правила?
  3. Назовите виды сюжетно-ролевых игр.
  4. Назовите прямые приемы руководства сюжетно-ролевой игры
  5. Как долго планируется сюжетно-ролевая игра?

2 часть

Задание:

«Определение  подходящей и неподходящей тактики  игрового взаимодействия взрослого с детьми»

1 команда

Дети 2-3 лет

Неподходящая тактика: Вносить в группу новые игрушки, не давая детям образцов их игрового использования.

Дети 3-5 лет

Подходящая тактика:  Использовать лаконично ролевую атрибутику, не мешающую детям в ходе развертывания переходить к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача, каска пожарного).

2 команда

Дети 5-7 лет

Неподходящая тактика: Стимулировать игру детей только по реалистическим сюжетам, темы которых отражают программное содержание ознакомления с окружающим (знакомство с определенными профессиями и т.п.), подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие детей на детальное воспроизведение профессиональных функций взрослых.

Подходящая тактика:  Участвовать вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому участнику высказывать свои предложения по поводу возможного развития сюжета на принятую всеми тему; получив несколько предложений, предоставить детям возможность самим распределять  роли и играть, используя в качестве основы намеченные вместе события, т.е. играть по сюжету с «открытым концом».

3 часть

Задание:

«Решение педагогических ситуаций» (Приложение №2)

4 часть

Задание:

«Проектирование развития сюжетной линии ролевой игры»

Ведущий предлагает выбрать группе педагогов  любую сюжетно-ролевую игру.

Задания:

  1. Определите возможные цели педагога при организации игры.
  2. Укажите способы вовлечения в игру детей, имеющих разные интересы и способности.
  3. Придумайте ситуации, предлагаемые педагогом для развития и обогащения сюжета игры.

5 часть  «Практическая»

Ведущий: 

«Прежде чем перейти  к этой  части хотелось бы узнать, как в ваших группах дети используют предметы-заместители?

Предметно-развивающая игровая среда анализируется с двух позиций:

  • использование детьми игровой среды в игре;
  • преобразование игровой среды.

В организованной игре в младшем и среднем возрасте дети используют готовую предметную среду, в старшем возрасте вносят небольшие преобразования через введение новых предметов. В самостоятельной игре раскрываются возможности для преобразования готовой среды: дети создают новые постройки, вносят новые предметы, придают им необычные функции, свойства.

В организованной игре предметы  – заместители используются детьми  больше, чем в самостоятельной, где предпочтение отдается реальным игрушкам. Дети старшего дошкольного возраста используют условных предметов в игре, дети младшего и среднего возраста заместителей почти не используют.

В связи с этим хочется дать следующие рекомендации:

  • вводить в игру предметы-заместители наряду с игрушками, а также  необычные предметы, придавая им несвойственные  (зонтик-ракета);
  • в организованный игре продумывать:
  • среду, позволяющую детям моделировать игровые ситуации;
  • среду с минимум предметов (большинство из них заместители), которая побуждает к развитию сюжета, творчества;
  • широко использовать непохожие предметы-заместители;
  • планировать сочетание предметов для игры, что всегда побуждает к развитию новых сюжетов.

Задание:

«Создание в течение 10 минут  из  бросового материала игрового атрибута, который можно будет использовать для развития игрового сюжета»

6 часть «Подведение итогов деловой игры»

                                                                                                                 

 

   Материалы  деловой игры

                                                                                       Приложение №1

Ответы на вопросы блиц - турнира

  1.  Как долго планируется сюжетно-ролевая игра?

Новая сюжетно-ролевая игра планируется 1-3 месяца.

  1. Есть ли в сюжетно-ролевых играх правила?

Да есть, но эти правила несколько своеобразны: они не открытые, как в дидактических или подвижных играх, не формулируются прямо, а вытекают из роли, которую ребенок берет на себя.

  1. Перечислите этапы формирования сюжетно-ролевой игры.
  • На первом этапе (1.5 – 3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями.
  • На втором этапе (3-5лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывая ролевое взаимодействие, переходить с одной роли к другой.
  • На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
  1. Назовите виды сюжетно-ролевых игр.
  • Игры на бытовые сюжеты: «дом», «семья», «дни рождения».
  • Игры на общественные и производственные темы, в которых отражается труд людей.
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа.
  • Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.
  • «Режиссерские игры».
  1. Назовите прямые приемы руководства сюжетно-ролевой игры.
  • Ролевое участие воспитателя в игре.
  • Участие в сговоре детей.
  • Предложение новой темы игры.
  1. В чем выражается косвенное руководство педагога игрой?

Косвенное руководство игрой осуществляется путем  обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов,  внесение игрушек и создания игровой обстановки еще до начала игры, т.е. без непосредственного вмешательства в игру

  1. Как распределить роли среди дошкольников в сюжетно-ролевой игре?

В начале игры  главные роли распределяются между активными детьми с хорошо развитыми творческими способностями, воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Педагог вовлекает в игру детей, учитывая их способности, интересы и особенности.

  1. В чем выражается основная особенность сюжетно-ролевой игры?

В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество, происходит развитие интеллекта и речи, а также эмоциональное развитие.  Именно ролевая игра дает возможность для ребенка оказаться  в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

  1. Назовите прием руководства, использование которого способствует развертыванию длительной  игры.

Создание игровых ситуаций.

  1. Назовите педагогов, психологов, занимающиеся проблемой развития творческой игры дошкольников?

Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджеринская, Н.Я. Михайленко, Кравцова

                                                                                                                                     

Приложение № 2

Педагогические ситуации

  1. В процессе ролевой игры, которая разворачивается по стереотипному сюжету и уже заканчивается, возникает конфликт: ребенок, не принимавший ранее участия в игре, активно включается в нее и предлагает  новый вариант развития сюжета. Бывший лидер активно возражает и препятствует вхождению в игру нового участника.
  • Какую позицию должен занять педагог?
  • Определите приемы руководства  педагога игрой детей в данном случае.

  1. Воспитательница видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игра не получилась, воспитательнице приходилось все время подсказывать детям, что делать дальше.

  • Объясните, почему не получилась игра?
  • Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять главные и второстепенные роли?

  1. Наблюдения  за сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста показала, что игры порой однообразны по содержанию. Часто игра не имела ни определенного начала, ни конца.

И она расстраивалась.

Поведение детей было различным: самые активные брали на себя ответственные роли, проявляли инициативу. Но большая часть детей присоединялась, то к одной, то к другой группе играющих, проявляла ни особенного интереса, ни желания исполнять какую-либо роль в игре. Были дети, которые вообще не присоединялись к играющим, а только наблюдали за ними, На вопрос: почему вы не играете? – они обычно отвечали; «Мы не умеем» или «Мы не хотим играть».

Постоянные инициаторы сюжетно-ролевых игр – Галя, Валя, Игорь, Толя, Вова объединяли вокруг себя остальных. Но между собой эти дети обычно не могли договориться, играть вместе им было трудно: каждый хотел быть первым.  «Ты с кем будешь играть – со мной или с Толей?» - выпытывал у детей Игорь перед началом игры и путем такого опроса отбирал более активных детей, начиная с ними игру. Так же поступали и остальные.

В результате группа оказалась как бы разбитой на маленькие отдельные ячейки, не объединенные общими интересами. Девочки играли с куклами только в «семью» и «детский сад», а мальчики строили из кубиков пароходы и стреляли в невидимых врагов.        

  • Объясните причину однообразия игр по содержанию. Дайте анализ мотивов деятельности детей в игре.
  • Какой вывод вы можете сделать о руководстве играми детей со стороны воспитателя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами дошкольных образовательных учреждений по теме: «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Деловая играс педагогами дошкольных образовательных учрежденийпо теме:  «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Как воспитать патриотов России"

Данный материал предназначен для воспитателей для обобщения знаний об истории нашей Родины....

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему "Калейдоскоп профессий"

Сценарий деловой игры для педагогов с целью повышения уровня профессиональной компетенции....

Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Природа родного края как средство пробуждения патриотических чувств»

Представлена деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений, которую можно организовать в целях повышения профессиональной компетености педагогов по проблеме ознакомления детей дошко...

Деловая игра с педагогами по теме: «Педагогические условия формирования основ ОБЖ как социальной компетентности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна изактуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не толькооберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможнымитрудностями...