Использование логических блоков Дьенеша в изучении правил дорожного движения
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хомутец Елизавета Павловна

Блоки Дьенеша – замечательное пособие, с помощью которого мы можем знакомить ребенка с цветом, формой, величиной, толщиной, развивать мелкую моторику и логическое мышление. А главное, пособие универсально, его можно использовать при изучении различных тем, в частности правил дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

А я хотела бы вам рассказать об использовании блоков Дьенеша в обучении и развитии дошкольников. Почему мы выбрали их?

Использование блоков Дьенеша в обучении и развитии детей дошкольного возраста, является одной из годовых задач нашего детского сада.

Блоки Дьенеша – замечательное пособие, с помощью которого мы можем знакомить ребенка с цветом, формой, величиной, толщиной, развивать мелкую моторику и логическое мышление. А главное, пособие универсально, его можно использовать при изучении различных тем, в частности правил дорожного движения.

Образовательная программа обучения детей безопасному участию в  дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подразумевает изучение темы «транспорт».

Так, например, с детьми младших групп, мы можем строить из блоков различные виды транспорта, используя для этого специальные схемы из пособий «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3» и «блоки Дьенеша для самых маленьких 3-4» (на слайде представлены варианты данных схем).

Задание заключается в следующем: мы предлагаем ребенку рассмотреть схему-рисунок, предмет на котором состоит из различных блоков. Просим ребенка найти все такие фигуры и положить на нужные места.

  • После чего мы спрашиваем ребенка о том, что он собрал? (машину).
  • Как называется эта машина? (грузовик)
  • Назови части машины (капот, кабина, кузов, колеса)?
  • Где едет машина (по дороге)?
  • А где ходит пешеход (по тротуару).

В соответствии с возрастом ребенка, мы усложняем задание. С детьми старших и подготовительных групп, мы так же можем конструировать транспорт, воспользуемся пособием «Спасатели приходят на помощь».

Игра №4 «Транспорт к выезду готов». Обратите внимание, внутри каждой фигуры есть условные обозначения того, какой блок мы должны взять.

  • Геометрическая фигура – это форма нашего блока.
  • Цветное пятно – цвет блока.
  • Толстый или тонкий человечек – толщина блока.
  • Маленький и большой домик – величина блока.

Задача ребенка: учитывая все эти признаки, найти необходимый блок и сконструировать транспорт.

 Так, например, мы видим квадрат, большой дом, худой человек, красное пятно – это значит, мы должны взять красный квадратный блок, большой и тонкий. По этому принципу подбирается каждая фигура.

  • После того, как ребенок закончил конструировать, мы спрашиваем, как называется данный вид транспорта? (трактор, камаз, грузовик, самосвал, вездеход)
  • Можем так же уточнить, к каким видам транспорта он/они относятся? (спецтехника)
  • Где ездит спецтехника? (по дороге)
  • Может ли спецтехника ездить по городу? (может, если нет ограничительных знаков)
  • Назови части транспорта (кабина, кузов, капот, колеса)

Следующая игра, в которую мы можем поиграть с детьми младшего возраста – это автобус. Для этого нам понадобятся блоки, стулья, на которых приклеена карточка с изображением блока. Каждому ребенку выдаются разные блоки-билеты, и мы просим детей найти свои места в автобусе, согласно их билетам.

  • После чего мы с детьми можем обсудить то, где они находятся,
  • кто водит автобус,
  • кто продает билеты,
  • кем мы являемся в автобусе.

Для детей более старшего возраста эта игра тоже актуальна, но задание усложняется. Детям выдаются не блоки, а карточки с описанием того, какой блок ребенок должен взять. Для описания используются условные знаки, о которых мы говорили ранее. Проанализировав, какой блок нам нужен, ребенок ищет свое место на стульчике, где расположен необходимый блок. Так же в этой игре мы можем ввести знак «автобусная остановка», обсудить правила поведения в общественном транспорте:

  1. Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.
  2.  Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.
  3. Обязательно следует оплатить проезд
  4. В транспорте надо вести себя достойно:
  5. не шуметь и не толкаться;
  6. уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;
  7.  не отвлекать водителя во время движения транспорта;
  8. держаться во время движения транспорта за поручни;
  9. вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;
  10. никогда не садиться в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колеса)

С детьми среднего возраста, мы можем строить дорогу и тротуар. Задание может звучать следующим образом: из всех прямоугольных блоков построй дорогу, проезжую часть. А из всех маленьких квадратных блоков построй тротуар.

  • Обязательно спросите ребенка, где ездит машина? (по дороге) (ставим на дорогу машинку)
  • где можно ходить пешеходу (по тротуару), (ставим на дорогу человечка)
  • А если нет тротуара, тогда где нам можно ходить (по обочине на встречу транспорту).

Не менее интересной игрой для детей является игра «Путешествие блоков». Идею данной игры мы позаимствовали из выступления нашей коллеги на конкурсе «Педагог третьего тысячелетия».

Нами был разработан макет-карта, по которой мы будем передвигаться, соблюдая правила дорожного движения.

Карта может быть как большого размера, так и маленького. Можно использовать схематичные рисунки на бумаге.

На карте присутствует перекресток, тротуар, газоны, знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, знак подземного перехода, знак «движение запрещено», пешеходный и транспортный светофор).

По нашему полю могут путешествовать как пешеходы, так и автомобили.

Правила того, какие блоки будут путешествовать сегодня, задает педагог. К примеру, пешеходы будут обозначаться маленькими треугольными блоками.

 Нам нужно добраться от детского сада до детской площадки. Показываем детям наше положение на карте и конечную точку, куда мы должны прийти. Идти мы можем абсолютно из любой точки на карте. В начале обучения, мы делаем самый короткий путь, где нам достаточно только перейти дорогу. Постепенно мы делаем наш маршрут более длинным.

 Дети должны его преодолеть, соблюдая все правила дорожного движения.

Так же мы можем задать детям вопросы с подвохом, например, можем ли мы добраться до детского сада самым коротким путем? Самый короткий путь – это перейти дорогу в неположенном месте. Поговорите с детьми, можно ли переходить дорогу в этом месте? Почему нет?

Данная карта может использоваться для детей старшего дошкольного возраста. Пример того, как дети выполняют данное задание представлен в видеофрагменте.

Для детей подготовительной группы, мы используем более сложную карту.

Здесь мы можем использовать не только блоки-пешеходы, но и блоки-автомобили. Правила того, какие блоки будут пешеходами, а какие машинами, задает педагог.

На карте имеются проезжая часть, тротуар, газоны, знаки дорожного движения. Проезжая часть становится сложнее. У детей появляется больше вариантов того, как можно добираться до назначенного места.

Здесь мы закрепляем знаки «пешеходный переход», «подземный переход», «пешеходный светофор». А так же мы вводим новые знаки в игру: «автобусная остановка», «пешеходная дорожка», «движение велосипедов запрещено», «наземный переход». На карте имеется не только светофор для пешеходов, но и светофор для транспорта.

Задача детей – безопасно добраться до места назначения, соблюдая правила дорожного движения. Пример того, как дети выполняют данное задание, представлен в видеофрагменте.

Универсальность блоков Дьенеша дает нам возможность не только развивать у ребенка логическое мышление и представления о форме, цвете, величине, толщине предмета, но и изучить и закрепить с ребенком правила безопасного участия в дорожном движении.

Радости в играх, успехов в развитии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Слайд 2

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы

Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...

Публикация "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".

работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в ш...

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...

Конспект занятия с использованием фрагмента уголка «Светофорчик» по изучению правил дорожного движения в средней группе

Цель: сформировать у детей  правила безопасного поведения при переходе проезжей части.Задачи:1. Ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов,  дать представления о том, как важно умет...