Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО
материал

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_seminar.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дегтеревич Елена Николаевна

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО

«Труд всегда был основой для человечества и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе

 труд должен быть одним из основных элементов».

(А. С. Макаренко)

Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

 В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Образовательный процесс будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития;
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности);
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Виды труда в ДОУ:

  • Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
  • Хозяйственно-бытовой труд - предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
  • Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
  • Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Компоненты трудовой деятельности:

  • Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
  • Цель - это то, к чему надо стремиться.
  • Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
  • Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
  • Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

Формы организации труда детей:

Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников. Особенное воспитательное значение трудовые поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.

Дежурства – это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.

Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.

Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику.

В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания протер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз — более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение, само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

  • повысить интерес дошкольников к труду;
  • формировать навыки совместной деятельности;
  • расширять представления детей об окружающем мире;
  • возрастает значимость положительного влияния коллектива на личность;
  • сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
  • формируется чувство общественного долга;
  • труд станет для детей потребностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...

Презентация.Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....

Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Презентация. Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....