Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО
материал
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost_seminar.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дегтеревич Елена Николаевна
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО
«Труд всегда был основой для человечества и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе
труд должен быть одним из основных элементов».
(А. С. Макаренко)
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития;
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Виды труда в ДОУ:
- Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
- Хозяйственно-бытовой труд - предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
- Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
- Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Компоненты трудовой деятельности:
- Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
- Цель - это то, к чему надо стремиться.
- Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
- Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
- Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Формы организации труда детей:
Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников. Особенное воспитательное значение трудовые поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Дежурства – это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.
Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.
В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.
Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.
Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику.
В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания протер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз — более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение, само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
- повысить интерес дошкольников к труду;
- формировать навыки совместной деятельности;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- возрастает значимость положительного влияния коллектива на личность;
- сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
- формируется чувство общественного долга;
- труд станет для детей потребностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...
Презентация "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО"
Материал расчитан на педагогов ДОУ....
Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...
Презентация.Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО....
Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...
Презентация. Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО....