«Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации дошкольников»
консультация

Имамова Гульшат Фановна

ранняя профориентация дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedchas.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Консультация на тему: «Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации дошкольников» Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию.            

2 слайд Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов. Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

             Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

3 слайд Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

 - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

 Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

4 слайд Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

 - приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых. 

5 слайд  I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

6 слайд II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

 Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»

 7 слайд III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

   8 слайд При проектировании предметно-развивающей среды во всех возрастных группах соблюдаются принципы:

 насыщенности –т.е соответствует возрасту и индивидуальным возможностям, содержанию программы;

 трансформируемости- возможность изменения предметно развивающей среды,

 полифункциональности возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды,

 вариативности разнообразие игр и игрушек для свободного выбора детей,

 доступности,

 безопасности.

 Это позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей, возможность экспериментирования. Пространство групп представляет собой разграниченные «центры», оснащенные развивающим материалом, с учетом каждой возрастной группы детей детского сада и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

9 слайд Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном центре;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в центре изобразительной деятельности;

-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

10 слайд оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

11 слайд Система студий или центры активности детей: «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменты, певцы), «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кухня» и т.д.                    

12 слайд подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

13 слайд материалы для сюжетно-ролевых игр. В сборнике «Перспективное планирование в ДОУ» под редакцией Голицыной Натальи Сергеевны представлен практический материал планирования сюжетно-ролевых игр в воспитательно-образовательном процессе. Если в младших группах воспитатель начинает вызывать интерес к труду взрослых и побуждать называть и узнавать некоторые трудовые действия, как например помощник воспитателя моет посуду. То в старших группах у детей накапливается достаточный багаж знаний в сфере человеческой деятельности.

Также неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

14 слайд Таким образом, правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. У дошкольников основным видом деятельности является игра. Поэтому самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть!     

15 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Создание румбокса и его использование в ранней профориентации дошкольников

Изготовление Румбокса  и его использование  в ранней профориентации дошкольниковАвтор: Шевцова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка»Слайд 1 титульныйО том, ч...

презентация «Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации дошкольников».

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в...

Развивающая предметно - пространственная среда по ранней профориентации дошкольников.

 В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе  образования. Дошкольное  учреждение –  первая ступ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. Остановимся подробнее на создании предметно- развивающей среды по профориентации в группах компенсирующего...

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации дошкольников в старшей группе»

Презентация «Развивающая  предметно-пространственная среда  по ранней профориентации дошкольников в старшей группе»...

Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»

Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...