Создание румбокса и его использование в ранней профориентации дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Изготовление Румбокса  и его использование  в ранней профориентации дошкольников

Автор: Шевцова Ирина Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с «Улыбка»

Слайд 1 титульный

О том, что такое «румбокс», как сделать его своими руками, а затем использовать в дальнейшем для ознакомления с профессиями, вы узнаете из этого материала.

 Немного истории появления румбокса.

Слайд 2

Самый старинный кукольный дом датируется 1558 г. Он был выполнен по заказу баварского герцога Альберта V для его маленькой дочери. Этот дом не сохранился, но известно, что в нем был зал для танцев, швейная и ванная комнаты.

С XVII века высший свет всей Европы буквально заболевает кукольными домами. Немецкая княгиня Августа Доротея фон Шварцбург на протяжении 35 лет занималась созданием настоящего города в миниатюре. На сегодняшний день от невероятного собрания осталось 25 домов, более 400 кукол, изготовленных из воска, дерева и текстиля, а также невероятное множество фигурок животных, предметов быта и обстановки.
Слайд   3
Постепенно увлечение миниатюрными интерьерами пришло в Великобританию, где кукольный домик сразу получил статус желанного атрибута детской комнаты. Взрослые также не могли удержаться от нового необычного увлечения. Посетители Виндзорского замка  и сегодня могут увидеть одну из британских национальных реликвий – дворец Королевы Марии. Монаршей особе было уже 57 лет, когда она получила в подарок эту реалистичную модель высотой 2,5 м.
Слайд 4

В Германии миниатюрные или кукольные дома служили не только украшением жилища,  но и практическим руководством. Например,  при помощи миниатюрных домов, нюрнбергских барышень обучали искусству ведения домашнего хозяйства. Позволялось аккуратно переставлять  крошечную мебель, посуду, медные горшки величиной с наперсток.

Слайд 5

Мода на такие домики пришла в Россию только через сто лет,  при Петре Первом. Павлу Нащокину пришла в голову идея создать уменьшенную копию своей (съемной) квартиры в Москве в Воротниковском переулке, неподалеку от Триумфальной площади.

Он так писал о своем домике «Мой маленький домик»  заключён в футляр 2,5 × 2 м с раздвижными зеркальными стеклами. Все вещи (ковры, форфор, люстры, рояль,  мебель и т.д.) в домике являются действующими моделями реальных вещей и были изготовлены на тех же фабриках, что и настоящие.

В маленьком самоваре можно было кипятить воду, маленький пистолет мог стрелять, а рояль – издавать звуки. Вера Александровна, жена Нащокина, играла на нем вязальными спицами. Сейчас этот дом в государственном музее Пушкина в Москве.

Домик стоил столько, что можно было купить квартиру, но желание иметь такой домик, было выше.  К нему очень любил приходить Пушкин и они вместе долго играли с домиком.

Слайд 6

 Повальное увлечение кукольными домиками привело к появлению коллекционеров, собравших разнообразные интерьеры. Вот  в такие домики и сейчас очень любят играть девочки.  Но в то время  такие домики были большие и стоили огромных денег, детей к игре с ними не допускали, это была забава взрослых.  А чтобы можно было поиграть и детям, мастера стали изобретать уменьшенные интерьеры, которые можно легко поместить на полку.

Так появилось новое направление в искусстве – миниатюрные комнаты в коробках под названием «румбокс»,  как альтернативный вариант миниатюры, требующей меньших усилий по ее созданию, позволяющий сосредоточиться только на отделочных работах и дизайне интерьера.

РУМБОКС- в переводе с английского это (room) комната в  (box) коробке.

Слайд 7

У куба 6 граней. Классический румбокс – это кукольная комната. Она может иметь  от 3 до всех шести граней,

Какой бы ни была миниатюрная визуализация, она должна производить впечатление целостной, гармоничной композиции. Поэтому единственный закон, которого придерживаются мастера, – это неукоснительное следование выбранному масштабу.
        Хочу оговориться, что мы будем говорить  не просто о  комнатах и куклах. А наша тема  -профориентация дошкольников. Поэтому  когда мы говорим о кукле,  это будет кукла, символизирующая какую-то профессию.  А профессии мы будем подразумевать все, с какими мы уже познакомили или еще можем познакомить своих воспитанников.

Слайд 8

Какие же есть Правила румбокса?

Разработка проекта  по созданию румбокса часто носит индивидуальный характер, отражая видение автора. Можно выделить несколько общих моментов, характеризующих румбоксы.
Основа

Основой может служить прозрачный короб,  аквариум с открывающей крышей или съемной стеной для того, чтобы ребенку можно было все увидеть.  Может  послужить старый чемодан, , коробка и т.д, но в этом случае должно так же хорошо просматриваться все пространство, поэтому лучше использовать румбокс с четырьмя гранями или тремя.  

Чтобы улучшить обзор, сделать композиции интереснее и реалистичнее, в конструкции предусматривают окна и двери.

Масштаб

Какой бы ни была миниатюрная визуализация, она должна производить впечатление целостной, гармоничной композиции. Поэтому единственный закон, которого придерживаются  изготовители румбокса, – это  следование выбранному масштабу.
Стиль

Стиль работы может быть абсолютно любой, и этим румбоксы выгодно отличаются от классических кукольных домов, которые максимально достоверно повторяли внешний вид и внутреннее убранство строений конкретной эпохи.

А нам надо повторить  внешний вид и внутреннюю обстановку  места работы в каждой профессии.

Вот  варианты румбоксов, которые есть  в интернете, чтобы познакомить вас с их разнообразием.

Слайд 9

На слайде вы видите, что можно сделать румбокс с открывающимися гранями.

Слайд 10  Основой может служить и круг. Здесь его разделили на 3 части и  в каждой части своя наполняемость интерьера. Но все выдержано в одном стиле и масштабе.

Слайд 1 1

Румбокс «Пекарня». Но, думаю, вы со мной согласитесь, что сюда подходит больше название «Магазин».  Чем отличаться должны эти два румбокса? Если мы называем ПЕКАРНЯ, то в разрезе должна быть обстановка и оборудование не магазина, а пекарни. И там работают кто? Пекари. А  в магазине? Продавцы. Да,  хлеб можно продавать в пекарне, но он продается в отдельной комнате, содержимое которой вы видите. Хотя задумка интересная: познакомить с профессиями и пекаря, и продавца. Тогда надо было сделать вторую комнату (цех) Пекарни со своим оборудованием.

Этот румбокс состоит из 6 граней с открывающимися створками.

Чем мне понравилась такая идея, что на этих створках можно наклеить кармашки, в которые положить карточки с дидактической игрой,  заданиями, или еще что-нибудь придумать, т.е заставить работать на образовательный процесс всю площадь румбокса. Обратите внимание, что там лежат и конверты с заданиями. Это говорит о том, что это не просто румбокс, который стоит как макет для оформления ПП среды. А целый набор познавательного материала, используемого в работе с детьми.

Слайд 12

Дети играют в дидактические игры,  могут поучаствовать в творческой деятельности, изучая профессию пекаря, а в магазине еще и продавца.

 Слайд 13

Вот  еще два румбокса. Чем они отличаются?  У них разное количество граней и они  разной глубины.  Кафе «Лакомка» сделано родителями группы раннего развития «Пчелки» в глубокой коробке. Поэтому мы имеем более полное представление о  том, как  оно обустроено.  А вот швейная мастерская  хоть и сделана в коробке, но глубина небольшая, оформлена под картину и сразу восприятие  другое.  Хотя вроде все   детали сделаны объемные. Поэтому при изготовлении румбокса надо продумывать  даже такой момент, как глубина румбокса, оформление  края, боковин и т.д. вывод: масштаб надо применять не только для деталей интерьера, но и для самой комнаты.

Итак, румбокс это комната. Но мы слово комната заменим КАБИНЕТ, ЦЕХ, КЛАСС, ГРУППА, ГАРАЖ, ТЕПЛИЦА и т.д.

Давайте закрепим понятие румбокса  (комната) и по рассуждаем, где румбокс, а где макет.

Слайд 14

Вы видите на слайде  две фотографии. Это работы, сделаны родителями  воспитанников нашего детского сада на конкурс «Пожарная ярмарка».  Скажите, здесь изображены оба румбокса?

Слайд 15

В нашем детском саду прошел конкурс-выставка «Румбокс по профессии», в котором приняли участие не только воспитатели, но и специалисты. Много интересных работ выполнили педагоги и сейчас используют их в своей работе.  В каждом румбоксе предметы можно передвигать, менять интерьер, если это подразумевает профессия, играть с куклами и ребятам нравятся такие игры, ведь они здесь чувствуют себя в роли взрослого. Мы хотим вам рассказать о том, как педагоги применяют некоторые румбоксы для ознакомления с профессиями.

Слайд 16

На слайде представлены некоторые из румбоксов наших педагогов.

Слайд 17

Есть такая поговорка «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Во все времена человек очень внимательно относился к своему внешнему виду. И, собираясь куда – то, выбирал себе нарядный костюм или красивое платье. Ведь приятно услышать: «Как ты хорошо выглядишь!».

   Помогает нам решить эту проблему: ателье или швейная мастерская.

   Кукол ребята  тоже стараются одеть модно, стильно и красиво.

Эта  игра развивает творческую инициативу детей. Расширяет и обогащает представления о труде работников ателье: швея, закройщик, приёмщица, заказчик, гладильщик. Результат работы «готовое изделие» - зависит от слаженности всего коллектива. Дети  могут не только играть в румбокс, но и  попробовать себя в  данной профессии, играя в сюжетно-ролевую игру.

  Слайд 18

Очень интересная и многофункциональная  работа «Теплица».  Для удобства и создания полной картины, она сделана с открывающейся крышей и  точно копирует  теплицу. Здесь ребят знакомят с такими профессиями, как овощевод, подсобный рабочий, ботаник, инженер оранжереи, тепличница, фермер. Все детали сделаны руками педагога, поэтому ребята  с большим интересом  сажают овощи,  а так же  собирают урожай, увозят в магазин на продажу или продают сразу. Поэтому можно знакомить  и с профессиями шофера, продавца, грузчика. Педагог параллельно может применять этот румбокс  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром,  математике, занятиям по финансовой грамотности. Ведь фермеру очень важно иметь прибыль. Ребятам очень нравится этот румбокс. В планах педагога изготовить для теплицы еще различные цветы, чтобы познакомить детей с оранжереей и соответствующими профессиями.

Слайд 19

 Используя румбокс «Фотостудия», дети знакомятся с такими профессиями как фотограф, фотомодель. Фотограф придумывает сюжет фотографии, фотографирует, обрабатывает и печатает фотографии. Фотомодель выбирает образ, одежду в соответствии с образом. Здесь же можно поговорить и о такой профессии, как  стилист-визажист, который может работать в данном учреждении.

Слайд 20

Инструктор по физической культуре, при знакомстве  воспитанников со своей профессией и профессией учителя по физической культуре использует румбокс «Спортивный зал». В этом румбоксе все предметы можно брать, переставлять. Поэтому дети с большим удовольствием  проводят  «спортивные состязания» с помощью маленьких кукол  и спортивного оборудования, сделанного педагогом.

Подведем итог. Румбокс – это не только предмет для  ознакомления  с  профессией и местом работы. Для воспитателя это возможность интересно провести сюжено-ролевую игру. А играя в эти игры, у детей развивается воображение, любознательность, творчество. Воспитывается умение доброжелательно оценивать труд других людей.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание румбокса для ознакомления детей с профессиями» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Шевцова И.В., старший воспитатель

Слайд 2

Немецкая княгиня Августа Доротея фон Шварцбург , 1558 год

Слайд 3

Дворец Королевы Марии, высота 2,5 м 1920-1924 года

Слайд 5

Кукольный домик Нащокина

Слайд 6

Румбокс (от англ. room – комната и box – коробка, дословно: комната в коробке) – это маленький кукольный домик или отдельная комната с мебелью, аксессуарами , декором и другими атрибутами типичного жилища .

Слайд 7

Классический румбокс – это кукольная комната. Она может иметь от 3 до 6 граней

Слайд 9

Румбокс открывающийся Румбокс «Кафе»

Слайд 10

Румбокс на круге

Слайд 11

Румбокс «Пекарня»

Слайд 12

Румбокс «Пекарня»

Слайд 13

Румбокс «Швейная мастерская» Румбокс «Кафе «Лакомка»» г р. раннего развития «Пчелки»

Слайд 14

Румбокс или макет?

Слайд 15

Конкурс-выставка «Румбокс по профессии»

Слайд 16

Конкурс-выставка «Румбокс по профессии»

Слайд 17

Румбокс «Швейная мастерская»

Слайд 18

Румбокс «Теплица»

Слайд 19

Румбокс « Фотостудия »

Слайд 20

Румбокс «Спортивный зал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для ранней профориентации дошкольников

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

презентация «Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации дошкольников».

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в...