Долгосрочный творческий проект "Карусель" для детей старшего дошкольного возраста
проект

Марина Хайдаровна Кильдишева

Долгосрочный творческий проект "Карусель" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karusel_21g.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение  города Калининграда

Центр Развития Ребенка  детский сад № 87

«Утверждаю»

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №87

_________________Некрасова К.Е.

«___»_____________ 2021 г.

Педагогический проект

«КАРУСЕЛЬ»

(по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников  в процессе приобщения к народному творчеству)

Авторы проекта:

Чернышева Е.С., воспитатель

Кильдишева М. Х.,

музыкальный руководитель

Возраст детей:   6 – 7 лет,

пятый год обучения

Продолжительность:  

01.09.2021 г. – 30.05.2022 г.

Калининград

2021 г.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Актуальность проекта. Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.      

          Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.      

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

         Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

         Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа,  с русским народным бытом.

          Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

           Цель проекта: Развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству.

           Задачи:

1.        Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2.        Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом.

3.        Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

4.        Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

5.        Заинтересовать и привлечь родителей к участию в мастер-классах, фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

       

          Тип  проекта:  тематический.  

          Срок проекта:  долгосрочный, с 01.09.2021 по 30.05.2022

          Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

          Формы работы: беседы, опросы, занятия, творческая, продуктивная деятельность,  праздники и развлечения, мастер-классы, организация  предметно-развивающей среды.

           Ожидаемые результаты:

1.        Дети хорошо знакомы с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Имеют представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2.        Дошкольники хорошо знакомы с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом.

3.        У детей         наблюдается выраженная потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

4.        Ребята испытывают чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

             Планирование и организация деятельности

1этап «Подготовительный»:

- изучение методической литературы;

- изучение передового педагогического опыта;

- разработка перспективного плана мероприятий проекта.

2 этап «Основной»:

- введение в непосредственно образовательную деятельность детей различных народных игр, направленных на знакомство и изучение обычаев и нравов своего народа;

-    проведение мероприятий и праздников по народному календарю.

3 этап  «Заключительный»:

- анализ проведенной работы;

- презентация проекта для педагогов и родителей;

- публикация проекта на интернет-сайте.

Учебно - тематическое планирование

Период

Содержание

Сентябрь

1.Мероприятие «Милости просим, гости дорогие!»

Цель: Познакомить детей с традициями русского народа и предметами утвари русской избы.

2. «Осенины- осени именины»

 – народный праздник

Октябрь

1. Мероприятие «Сказочная Гжель»

Цель: Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

2. Развлечение     «Покровские посиделки»

Ноябрь

1. Осенний народный праздник "Кузьминки".

2. Мастер - класс с участием родителей по изготовлению русской куклы Кувадки.

Декабрь

1 «Знакомство с русскими валенками».                             Цель: развивать у детей интерес к возрождению традиций русского народа.

2. Праздник   Русского Валенка

Январь

Рождественские Колядки

Февраль

1. Мероприятие «Веселые матрешки»

 Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал, наиболее известные промыслы - семеновская, полхов-майданская).

2. Музыкально – спортивное развлечение «Наша Слава – Русская Держава»

Март

1. Старинный русский праздник Масленица

2. Мероприятие «Масленица годовая, наша гостья дорогая!»

Цель: дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников;

Апрель

1.«Праздников праздник Пасха».                                                                                                                            Цель: познакомить детей с православными праздниками Вербное воскресение и Пасха, с традициями этих праздников и расширить представление детей о народных и православных праздниках.  

2. «Пасхальные открытки своими руками»          

Май

1. Лепка из соленого теста «Жаворонки»

2. Мероприятие «Русская ярмарка. Город мастеров».

Заключение.

          В настоящее время этот проект актуален .Особенно  требует большого такта и терпения, так как в семьях вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

         Привлечение семьи к формированию нравственно-патриотических чувств детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

         С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

         Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.