индивидуальный план повышения профессиональной компитентности
рабочая программа (подготовительная группа)

 

 

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи мы решаем с помощью музейной педагогики.
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От экспоната к слову и от слова к экспонату – два взаимосвязанных подхода.
Мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», – сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической – неполной, несогласованной.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные и развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. Необходимо создать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?» Учитывали, что словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью: названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.
Зная, что важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов – это появление обобщающих слов, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты и т.д.; усвоение названий предметов (имена существительные), названий действий (глаголы), названий признаков предметов (имена прилагательные), названий признаков действий (наречия), необходимо постоянно следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно обогащался по всем группам слов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности

«Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами музейной педагогике .»

                                                                           На _-2022-2027год

ФИО: Кательникова  Елена Викторовна

Должность: воспитатель МАДОУ ДС №297  г. Казань

Начало работы по теме 2022-2027уч. год

Предполагаемый срок окончания 2027г

Актуальность:
Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет музей, как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи мы решаем с помощью музейной педагогики.
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От экспоната к слову и от слова к экспонату – два взаимосвязанных подхода.
Мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», – сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической – неполной, несогласованной.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные и развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. Необходимо создать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?» Учитывали, что словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью: названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.
Зная, что важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов – это появление обобщающих слов, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты и т.д.; усвоение названий предметов (имена существительные), названий действий (глаголы), названий признаков предметов (имена прилагательные), названий признаков действий (наречия), необходимо постоянно следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно обогащался по всем группам слов.
Цель:
Развитие речи путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики, обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
задачи

• Формирование познавательного интереса к окружающему миру.
• Расширение и обогащение словарного запаса дошкольников.

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2022-2023 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по проектам

Сентябрь

2022г

Планирование работы по самообразованию.

 • определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.


Составление плана

Октябрь

2022г.

Изучение научно-методической литературы:

-  Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

Интернет-ресурсы.

- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008 г.

- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007 г. - N 10. - С. 44-50.

- Интернет-ресурсы.

Оформление папки -передвижки

Ноябрь

2022 г.

Создание музейного уголка.

Подготовка и организация выставки: «Народные промыслы »

Выставка: «Народные промыслы »

Декабрь

2022 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини музея с картинами и скульптурами .

Консультация для родителей на тему:« Мини музей в детском саду »

Январь

2023 г.

Подобрать материал для наглядной агитации родителей на тему «Я поведу тебя в музей».

Стенгазета «Я в музее»

Февраль

2023 г.

Анкетирование родителей.

Выступление на педсовете: «Музейная педагогика ».

 Март

Апрель

2023 г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по развитию речи .

Картотека дидактических игр для детей  старшей группы

Май

2023г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2023-2024 учебный год

. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2023г

Разработать «Игры-путешествия

для детей 4-6 лет

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся играя в сентябре»

Октябрь

2023г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Оформление папки-передвижки

На подготовительном этапе проводится работа с родителями и с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи, с какого возраста необходимо приобщать детей к посещению музея.

Ноябрь

2023 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Открытый просмотр НОД «Осень золото роняет»

создании мини – музея и приглашение к сотрудничеству.
-Консультации для родителей «Пойдем в музей», «Правила поведения в музее», «Как создать музей в домашних условиях», «С какого возраста начинать знакомить ребенка с музеями»

Декабрь

2023 г.

Медиатека познавательно- содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Январь

2024 г.

открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. Проведение мероприятий непосредственно запланированных в перспективно – тематическом плане работы:

Мы пришли в музей» (что такое музей, правила поведения в музее) 

Февраль

2024 г.

Подбор материала для оформления мини –музея по теме: «Портреты»,»….пейзажы»,Натюрморты  

Папка-передвижка

Март

2024 г.

Подбор материала

Использование ИКТ

Апрель

2024 г.

познакомить с наследием, доставшимся нам от предков, с народными традициями и культурой народов Татарстана

Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;

Мастер-класс для педагогов «Словесные игры, как средство обогащения словаря у дошкольников».

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами - народными куклами.

Мини музей «Театральной куклы»

Май

2024г.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтерисованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

2024-2025учебный год

Сентябрь

Октябрь

2024г

«Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Коммуникации: рассказ по картине Левитан

 «Березовая роща» Описание берёзы.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе».

Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»

Лепка: «Кисть рябины».

Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».

Анкета «Ребёнок и  музей ».

Ноябрь

Декабрь

2024 г

Знакомство с профессией музейного хранителя;

Познакомить с видами музеев;

Изготовление альбома» Виды музея «

Январь

Февраль

Март

2025.

игра-фантазирование ( «Ремёсла» дети представляют себя гончарами, кузнецами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит кузница, гончарная мастерская, какие орудия труда в руках у кузнеца, гончара и т. д.

Изготовление атрибутов

Апрель

Май

2025г..

 К тематической неделе «Транспорт» оформление мини – музей «Дорожный калейдоскоп». беседы о безопасности на дорогах, о назначении транспорта; сюжетно – ролевые игры «Шофер», «Гараж»; выполнены мини – проекты «Мой любимый транспорт»;.

изготовление транспорта  с детьми совместно с родителями из разного материала для выставки

2025-2026учебный год

  

Сентябрь

Октябрь  

2025г

,  Сказочный или сюрпризный персонаж из мини-музея

 Рассказ гида (ребенка) , дающее представление о предстоящей работе

. Дидактическая игра, игровое задание, связанное с направлением работы мини-музея и предстоящим содержанием учебного материала

Ноябрь

Декабрь  

2025г

Январь 2026 г

Продолжая работу по организации мини - музеев и в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников, к Всемирному дню детской книги совместно  с педагогами с детьми и родителями был организован мини – музей «Книга». – подготовить  большое количество книг для выставки (сказки, стихи, рассказы, басни; книги большого размера и книжки – малышки; с толстым и тонкими переплетом; книги –учебники и энциклопедии и книжки – игрушки (пазлы, конструкторы); книги для маленьких и взрослых; с картинками и без картинок и т д Закрепить с детьми правила поведения в общественном месте.: «Что такое книга» (из чего она состоит) ; «От куда к нам книга пришла» (проследить путь изготовления книги от леса до магазина). Рассказать детям о детских писателях и иллюстраторах.

.

Одновременно вести  работу с социумом –  привлечение библиотекаря

Организации мини –музея  Книги

Экскурсии по музею Книги

Просмотр  презентации «Книга – лучший друг»;

 викторина по сказкам и рассказам прочитанных произведений. мини – проекты «Моя любимая книжка», изготовили книжки – малышки по прочитанным произведениям

Февраль

Март

2026г

Апрель

Май

2026г

Сентябрь

Октябрь

2026г

Ноябрь

Декабрь

2026г

Январь

Февраль

2027г

Март

Апрель

Май

2027

Рассказы детей-гидов, экскурсии - Работа по карточкам, выполнение дидактических заданий Изготовление экспонатов (конструирование, лепка, аппликация, рисование) 

Фольклорные посиделки с песнями чтение художественной литературы инсценировки сюжетно-ролевые игры игры-драматизации театрализованные игры подвижные народные игры 

Деревья нашего края».(закрепление знаний о деревьях) чтение стихов «Белая береза», «Черемуха» С. Есенина и рисование «Березка» -«Лес в жизни человека» (значение леса для жизни человека) -Чтение «Русский лес» Соколов-Микитов.И.С. -Рассматривание слайдов с репродукциями картин Левитана «Лес зимой», Шишкина «Утро в сосновом бору», «Зима» , Е.Е. Волкова «Золотая осень. Тихая речка», А.И. Куинджи «Березовая роща», Р.А. Берггольц «Пробуждение весны» и

2026-2027учебный год

В мини – музей «Природа нашего края», входят три мини – музея: «Птицы родного края»; «Домашние животные и животные нашего леса»; «Деревья родного края».
 Мини-музеи создаются в холле детского сада в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников. А так же формирование проектно-исследовательской компетентности педагогов в вопросах создания предметно-развивающей среды.

Создавая каждый мини – музей мы анализировали отвечает ли он поставленным целям и задачам, какую пользу принес для воспитательно – образовательного процесса и что в организации следующего мини – музея хотели бы внести или изменить.

Беседа с детьми «Профессия экскурсовод». (закрепить профессию )
-с/р игра «Экскурсия в игровой уголок». «Экскурсия в уголок книги» «Экскурсия на выставку картин в уголок изобразительной деятельности» (ребенок в роли экскурсовода) Рисование деревьев нетрадиционными способами для выставки в мини – музее.
-Беседа «Профессия - лесник» (знакомство с профессией)
-Индивидуальная работа: Заучивание стихотворения «Лесник»  .
-Просмотр презентации «Загадки о деревьях». Составление загадок о деревьях
-д/и «Узнай дерево по описанию». д/и «Узнай дерево по листу»
-Слушание музыкальных произведений о природе.
-Внесение в мини-музей музыкальных инструментов из дерева, беседа о них .
-

Для обогащения словарного запаса детей использовать игры с экспонатами музея. Например:

– выбрать любой приглянувшийся экспонат и рассмотреть его, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот экспонат и где он находился, определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент;

– сочинить и рассказать небольшую историю о данном экспонате (экспонат – башмак. Дети сочиняют историю про него: где он находился, кто его нашел, что было дальше, чем все это закончилось);

– придумать беседу между выбранными экспонатами (ветка ели, листик березы, семена дерева беседуют о погоде).

Подведение итогов работы за год. Диагностика состояния словарного запаса детей – определение эффективности своей работы.
-
- Самоанализ работы за год по расширению и активизации словаря детей.

Музейная педагогика тесно связана с проектным методом и способствует познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Расширяет кругозор дошкольников, обогащает знания детей об окружающем мире. Помогает формировать у детей навыки сотрудничества с социумом, закреплять представления о музее и профессии экскурсовод.

Практические опыты, эксперименты - Репортажи (используется ТСО, мультимедийная продукция) - Рассматривание экспонатов, приготовленных для занятия, работа с ними –

Обсуждение: «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?»

Заполнение музейных словариков; 

Использование экспонатов в играх

Выставкв творческих работ

подготовка детей – экскурсоводов для проведения экскурсий для детей других групп

Открытие экспозиции «Предметы старины». Беседа о них.
-Проведение в мини-музее экскурсий для других групп.

-Пополнение экспонатами мини – музея.
-Участие в выставке: «Предметы из дерева своими руками»
-

Помощь детям в оформлении мини- проектов о деревьях нашего края.
-Участие в конкурсе плакатов «Сохраним родную природу

Деление опытом по организации мини – музея в детском саду на примере мини – музея

Творческий отчет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида

В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Формимрование профессиональной компитентности педагога через самообразования

Воспи­татель XXI в. - это:гармонично развитая, внут­ренне богатая личность, стремя­щаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;профессионал, умеющий от­бират...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...