Направления арттерапии в работе с детьми с особенностями в развитии
статья (подготовительная группа)

Ирина Сергеевна Украинцева

          Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе как с детьми, так и взрослыми. Психологи применяют ее на консультациях, врачи включают в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах. Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

           Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

        Техника арт-терапии несет в себе две основные цели. Если рассматривать ее со стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от процесса, а также раскрывать его творческий потенциал. С точки зрения психологии методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты.

Главные задачи арт-терапии:

  1. Акцентирование внимания человека на свои чувства и ощущения.
  2. Создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои чувства и мысли, которые человек привык держать в себе.
  3. Помощь в поиске наиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций.

Существуют различные методы арт-терапии:

  1. Изотерапия (рисуночная терапия)

            Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и результат могут анализироваться по характеру изображенных на листе форм и линий, времени, потраченному на рисунок, преобладающим цветам. Изотерапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки, фломастеры и т.д.  Даже для детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию. Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

         Существуют техники изотерапии: рисование пальцами; марания; каракули и штриховка; кляксография; монотипии; акватушь; рисование клубком; ниткография; пластилинография; рисование пластилином с использованием природных материалов; рисование по кругу; парное рисование; рисование в круге или полоске; рисование по точкам; рисование по мокрому, мятому листу; рисование на воде, стекле, песке, асфальте, предмете; рисование эмоций; рисование историй; рисование продуктами, природными и подручными материалами.

 

2.Музыкотерапия         

Основана на процессе прослушивания музыки и, возможного, самостоятельного музицирования (музыкальными инструментами).  Еще в 19 столетии ученые обнаружили тот факт, что эмоции человека могут вызвать изменения в его дыхании, пульсе, биохимические реакции в организме. При прослушивании определенной музыки можно освободиться от страхов, напряженности, испуга и других эмоций.

         Музыкотерапия это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

         Некоторым нашим воспитанникам дарят плееры, магнитофоны, планшеты, которыми они успешно пользуются. У каждого из ребят есть свои предпочтения в музыке, любимые мелодии и песни.  Есть такие дети, которым нравится играть на таких музыкальных инструментах как бубен, деревянные ложки, маракасы, трещетка, барабан, треугольник, кастаньеты, металлофон, ксилофон и т.д. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, танцуют под любимые песни и выступают на праздниках и выездных мероприятиях.

         

  1. Игротерапия как подвид арт-терапии

         Позволяет детям пережить в игре определенные ситуации, не изменяя свои навыки поведения. Игра оказывает очень сильное влияние на развитие личности. Игротерапия является эффективным способом коррекции, учитывая физические и психические особенности ребенка. Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т. д.

        Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки.  По форме организации деятельности различают индивидуальную и групповую игротерапию. Виды игротерапии: сюжетно-ролевые игры, театр кукол, театральный кружок, строительные и познавательные игры, конкурсы, развивающие игры, досуговые игры, настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры-турниры и т.д.  Возможности игротерапии неограниченны, в процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, совершенствовать эмоциональную и волевую сферы.

       Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Игра должна приносить радость. Игротерапия используется как в повседневной жизни воспитанников, так и на праздниках, мероприятиях, занятиях.

 

  1. Песочная арт-терапия

          Является невербальной формой психотерапии, позволяющей осуществить общение с самим собой и с окружающим миром. Эта методика арт-терапии позволяет снять внутреннее напряжение, повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. К формам песочной терапии относится как простое пересыпание песка, так и создание отпечатков и целых картин с использованием различных предметов. Игра в песке позволяет ребенку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, ребенок любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.

        Для занятий пескотерапией у детей в группах есть кинетический песок, который используется в холодное время года. Когда наступает теплое время года, дети играют в песочнице. Каждое утро песок увлажняется, в песочницу "загружается" игровое оборудование: совочки, ведерки, формочки, песочный "комбайн", машинки, миниатюрные фигурки людей и животных. Занятия включают игры с песком и водой: пересыпание песка с ладошки на ладошку, переливание воды, ловля рыбок в "аквариуме", сравнение свойств сухого и мокрого песка различными способами, оттиски ладошек и форм различной глубины, тематические постройки для разыгрывания проблемных ситуаций.

 

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект:

 

1. Применение элементов методик арт-терапии в коррекционной работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность. Повышает адаптационные способности воспитанников. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния. Ребята обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации. Изменяются негативные стереотипы поведения.

2. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии, укрепляет межличностные отношения в группе. Повышает самооценку и уровень самосознания у детей с речевыми нарушениями, происходит растормаживание речевой функции. Способствует формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Средствами искусства наши воспитанники могут не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Дети, не владеющие речью с помощью звуков, красок, движений, эмоционально-выразительных жестов т. е. языком несловесного общения получают новый опыт, который могут нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Средства невербального общения: жесты, телодвижения, мимика. Эмоции – важнейшие помощники в общении детей с особыми нуждами.

 3. Ребенок с нарушениями, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах. Положительные результаты наблюдаются в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии.

4. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости. Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. В процессе игровой деятельности с использованием арт-терапевтических методик ребенок усваивает тот объем социокультурных норм и правил поведения, который необходим ему для участия в социальной жизни.

 

Литература:

  • Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
  • Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
  • Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
  • Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_art-terapiya.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

          Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе как с детьми, так и взрослыми. Психологи применяют ее на консультациях, врачи включают в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах. Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

           Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

        Техника арт-терапии несет в себе две основные цели. Если рассматривать ее со стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от процесса, а также раскрывать его творческий потенциал. С точки зрения психологии методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты.

Главные задачи арт-терапии:

  1. Акцентирование внимания человека на свои чувства и ощущения.
  2. Создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои чувства и мысли, которые человек привык держать в себе.
  3. Помощь в поиске наиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций.

Существуют различные методы арт-терапии:

  1. Изотерапия (рисуночная терапия)

            Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и результат могут анализироваться по характеру изображенных на листе форм и линий, времени, потраченному на рисунок, преобладающим цветам. Изотерапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки, фломастеры и т.д.  Даже для детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию. Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

         Существуют техники изотерапии: рисование пальцами; марания; каракули и штриховка; кляксография; монотипии; акватушь; рисование клубком; ниткография; пластилинография; рисование пластилином с использованием природных материалов; рисование по кругу; парное рисование; рисование в круге или полоске; рисование по точкам; рисование по мокрому, мятому листу; рисование на воде, стекле, песке, асфальте, предмете; рисование эмоций; рисование историй; рисование продуктами, природными и подручными материалами.

2.Музыкотерапия         

Основана на процессе прослушивания музыки и, возможного, самостоятельного музицирования (музыкальными инструментами).  Еще в 19 столетии ученые обнаружили тот факт, что эмоции человека могут вызвать изменения в его дыхании, пульсе, биохимические реакции в организме. При прослушивании определенной музыки можно освободиться от страхов, напряженности, испуга и других эмоций.

         Музыкотерапия это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

         Некоторым нашим воспитанникам дарят плееры, магнитофоны, планшеты, которыми они успешно пользуются. У каждого из ребят есть свои предпочтения в музыке, любимые мелодии и песни.  Есть такие дети, которым нравится играть на таких музыкальных инструментах как бубен, деревянные ложки, маракасы, трещетка, барабан, треугольник, кастаньеты, металлофон, ксилофон и т.д. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, танцуют под любимые песни и выступают на праздниках и выездных мероприятиях.

         

  1. Игротерапия как подвид арт-терапии

         Позволяет детям пережить в игре определенные ситуации, не изменяя свои навыки поведения. Игра оказывает очень сильное влияние на развитие личности. Игротерапия является эффективным способом коррекции, учитывая физические и психические особенности ребенка. Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т. д.

        Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки.  По форме организации деятельности различают индивидуальную и групповую игротерапию. Виды игротерапии: сюжетно-ролевые игры, театр кукол, театральный кружок, строительные и познавательные игры, конкурсы, развивающие игры, досуговые игры, настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры-турниры и т.д.  Возможности игротерапии неограниченны, в процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, совершенствовать эмоциональную и волевую сферы.

       Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Игра должна приносить радость. Игротерапия используется как в повседневной жизни воспитанников, так и на праздниках, мероприятиях, занятиях.

  1. Песочная арт-терапия

          Является невербальной формой психотерапии, позволяющей осуществить общение с самим собой и с окружающим миром. Эта методика арт-терапии позволяет снять внутреннее напряжение, повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. К формам песочной терапии относится как простое пересыпание песка, так и создание отпечатков и целых картин с использованием различных предметов. Игра в песке позволяет ребенку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, ребенок любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.

        Для занятий пескотерапией у детей в группах есть кинетический песок, который используется в холодное время года. Когда наступает теплое время года, дети играют в песочнице. Каждое утро песок увлажняется, в песочницу "загружается" игровое оборудование: совочки, ведерки, формочки, песочный "комбайн", машинки, миниатюрные фигурки людей и животных. Занятия включают игры с песком и водой: пересыпание песка с ладошки на ладошку, переливание воды, ловля рыбок в "аквариуме", сравнение свойств сухого и мокрого песка различными способами, оттиски ладошек и форм различной глубины, тематические постройки для разыгрывания проблемных ситуаций.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект:

1. Применение элементов методик арт-терапии в коррекционной работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность. Повышает адаптационные способности воспитанников. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния. Ребята обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации. Изменяются негативные стереотипы поведения.

2. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии, укрепляет межличностные отношения в группе. Повышает самооценку и уровень самосознания у детей с речевыми нарушениями, происходит растормаживание речевой функции. Способствует формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Средствами искусства наши воспитанники могут не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Дети, не владеющие речью с помощью звуков, красок, движений, эмоционально-выразительных жестов т. е. языком несловесного общения получают новый опыт, который могут нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Средства невербального общения: жесты, телодвижения, мимика. Эмоции – важнейшие помощники в общении детей с особыми нуждами.

 3. Ребенок с нарушениями, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах. Положительные результаты наблюдаются в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии.

4. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости. Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. В процессе игровой деятельности с использованием арт-терапевтических методик ребенок усваивает тот объем социокультурных норм и правил поведения, который необходим ему для участия в социальной жизни.

Литература:

  • Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
  • Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
  • Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
  • Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Клоун терапия, как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии"

Данный проект будет интересен  воспитателям, педагогам-психологам коррекционных дошкольный учереждений...

Арттерапия в работе с детьми с отклонениями в развитии

Статья содержит информацию о влиянии арттерапии на детей сотклонениями в развитии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пособие адресовано педагогам  учреждений образования, работающих с детьми с особенностями психофизического развития...

Материалы для работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Инклюзивное образование.

Представлены материалы для работы с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. (валеологические распевки, дахательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные фонопедичекие упражнения...

Статья "Эффективные методы и виды деятельности в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14357262","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"50","width":"350"}}]]В статье рассмотрены наиболее эффективные методы и виды деятель...