Индивидуальный план повышения профессионального уровня Стрелковой Светланы Геннадьевны
учебно-методический материал

Стрелкова Светлана Геннадьевна


Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. 
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №123 Авиастроительного

района г.Казани

Индивидуальный план повышения профессионального уровня Стрелковой Светланы Геннадьевны

Составила: воспитатель

МБДОУ

«Детский сад №123»

Авиастроительного района

г.Казани Стрелкова С.Г.

Индивидуальный план на 2016–2021 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Стрелковой Светланы Геннадьевны МБДОУ «Детский сад №123 комбинированного вида» Авиастроительного района.

Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. 
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста, создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности.
2. Включить развитие связной речи детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года.
5. Обогащение предметно- развивающей среды по теме.
6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
-развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) ;
- развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества;
-способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики) ;
совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• анализ программно-методических материалов;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной деятельности.
Практический выход: семинар-практикум.
Форма отчета по проделанной работе:
• сообщение на педсовете;
• презентация по теме.
Формы работы с родителями:
Анкетирование;
Тематические консультации;
Выставки;
Индивидуальные беседы;
Наглядно – информационные.
План работы на 2016-2017уч. год.
1. Изучение методической литературы
 по теме, «Теория развития связной детской речи» О.С.Ушаковой, А.А Леонтьевой, К.Д Ушинского, Е.И Тихеевой
2. Изучение методики О. С. Ушаковой, «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
3. Консультации для родителей,«Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте»
4. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи детей,
5. Изучение уровня знаний детей, «Мониторинг усвоения программы»
6. Речевые игры по сказкам К. Чуковского, «»Мойдодыр»...
7. Памятки для родителей. «Как правильно развивать речь дошкольника»
План работы на 2017-2018 уч. год.
1 Изучение психолого – педагогической, методической литературы; изучение статей в журналах на тему «Развитие речи» Труды М.М Алексеевой, В.И.Яшиной, А.Н.Сорокиной»
2. Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми,
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. «Нам поможет скороговорка»
4. Работа над развитием речи через театрализованную деятельность;»Инсценировки сказок -Кошкин дом», «Красная шапочка»,»Придумывание новых сказок с реальными героями полицейский ,пожарный...»
5. Памятки для воспитателей «Речь воспитателя», «Речь дошкольника»
6. Подбор дидактических игр и упражнений «»Угадай ,кто это», «Добавь словечко»; «Выбери начало «, «Выбери концовку»; сюжетных картин «Девочка и еж», составление рассказа по сюж. картине «Кошка с котятами»
7. Консультации для родителей. «Развитие речи детей дошкольников», «Игры с детьми дома по развитию речи».
План работы на 2018-2019 уч. год.
1. Изучение методической литературы, изучение статей в журналах по данной возрастной группе В.И.Яшиной, А.М.Леушиной по развитию речи;
2. Консультации для родителей «Составление рассказов по серии сюжетных картинок -»Медвежонок на прогулке «Как Миша варежку потерял»;
3. Создание условии для развития творческой активности детей в группе;(Использование магнитного театра, пальчикого, театр на ложках, настольного, игры драматизации);
4. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи «Пословицы, считалочки, скороговорки, поговорки»
5. Подбор игр и упражнений; сюжетных картин «Придумай загадку», «Волшебный стул»,»Противоположность»,»Слова могут звучать быстро и медленно «,»Скрытая подсказка», «Сказочный чайнворд» «Правила хорошего тона»;
6. Распространение педагогического опыта работы; по теме «Особенности обучения детей старщего дошкольного возраста монологам типа рассуждений»
7. Выступление на семинарах .
8. придумывание рассказов по серии сюжетных картинок с использованием опорных схем «Как подружки котенка спасли» «Составь рассуждение»;
9. Публикации. Проект «Зимующие птицы»,Программа ,сборник «Инфоурок».
План работы на 2019-2020 год
1. Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова) «История одной буквы», «Спрячь ноты»;
2. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений «Чуковского, Маршака,;
3. Беседы с родителями; на тему : «Схемы разучивания стихотворений»
4. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений «Картинки-загадки», «Парные картинки»
5. Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями;
6. Участие в профессиональных конкурсах вебинарах   «Креативность в детском саду»
7. Организация и работа мероприятия «В гостях у сказки»;
9. Обобщение, распространение педагогического опыта «Развитие речи»;
10. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Перспективный план(игры, нод);
11. Публикации. Программа «Формирование безопасного поведения» с рецензией .

План работы на 2020-2021 уч. год
1. Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей «Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей»;
2. Участие в профессиональных конкурсах;
3. Рекомендации педагогам и родителям .Игры с детьми «Шутка -калька»,»Смешные изобретения»
4. Консультации для воспитателей «Совершенственное обучение  и воспитание дошкольников в детском саду и семье»;
5. Работа над развитием речи через театральную деятельность «Придумывание новых сказок на основе знакомых с реальными героями»
6. Выступление на семинарах по теме «Развитие речи»;
7. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения «Содержание и методика опытной работы с детьми»
8. Мониторинг детей по развитию речи Констатирующий эксперимент.»результаты анализа монологической речи типа рассуждений».Контрольный эксперимент «результаты анализа развития  монологической речи типа рассуждений».
9. Анкетирование родителей «Какая необходима помощь по развитию речи»
10. Анализ работы по теме самообразования. Творческий отчет;
11. Публикации. Опыт работы «Особенности обучения детей развитию речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

Индивидуальный план профессионального уровня в межаттестационный период

laquo;Развитие творческих способностей дошкольниковчерез ручной труд, с бумагой в технике «Квиллинг»....

Индивидуальный план профессионального уровня по теме самообразования «Преемственность ДОУ и школы» в работе с детьми 6-7 лет»

Актуальность преемственности ДОУ и школы обусловлена положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, согласно которому дошкольное образование направлено на формирование о...

Индивидуальный план профессионального уровня в межаттестационный период

Предоставлен мой план работы в ближайшие на 5 лет. Желаю дальше повышать свой уровень профессионализма. Хочу приобщать детей к татарской национальной культуре....

Индивидуальный план работы воспитателя Магдеевой Светланы Юрьевны на межаттестационный период по повышению профессионального уровня 2020-2025 гг

План работы педагога по повышению профессионального уровня2.1. Перспективный план№Направление работыУчебный год2020-212021-222022-232023-242024-25 Аттестация *   * Курсы...