Индивидуальная образовательная программа педагога «Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»
материал

Карпечина Оксана Константиновна

Индивидуальная образовательная программа педагога

«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей

№ 52 «Весёлый дельфин»

Перспективное планирование:

«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором».

Из опыта работы воспитателя:

Карпечиной Оксаны Константиновны

Канск 2020-2021 гг.


Актуальность: 

Фольклор - одно из действенных  и ярких средств, таящий огромные   дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Проблема: 

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Цель:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством

Задачи:

Обучающая: 

Побуждать отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог, закреплять правильное произношение звуков,

Развивающая:

развивать речь:  обогащать словарь детей, развивать фонематический слух, формировать четкое и правильное произношение. Закрепить знания о режимных моментах. развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику рук.

Воспитывающая:

Приобщать детей к истокам народной культуры, формировать доброжелательность, дружелюбие, доставлять  детям радость и обогащать новыми эмоциональными впечатлениями.


месяц

№ занятия

Тема

Образовательные задачи

сентябрь

1

«Осенняя ярмарка»

(праздник урожая)

  1. Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба, по выращиванию урожая.
  2. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры- в поле).
  3. Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
  4. Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.

2.

«Люблю березку русскую»

  1. Рассказать детям о березе – символе России, символе красоты русской природы.
  2.  О том, что о березе сложено много стихов, песен.
  3. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно – поэтическое творчество.
  4.  Вызвать желание слушать сказку «Полевая березонька».

3.

«Хлеб – всему голова»

  1. Дать детям понятие о том, что хлеб -  всему голова (он нужен каждому человеку, каждый день)
  2. Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
  3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов.
  4. Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки.
  5. Вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.

октябрь

1.

«Золотая осень»

  1. Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнение и суждение; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы.
  2. Вызывать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.

2.

«В гостях у трех медведей»

  1. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
  2. Вызвать интерес детей к русской народной сказке «Три медведя», желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности.
  3. Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием.

3.

«Уж как я ль свою коровушку люблю»

  1. Расширять представления детей о многообразии устного народного творчества.
  2. Высказывать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в беду.
  3. Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят.
  4. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

4.

«С хлебом – солью всякая шутка хороша»

  1. Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью.
  2. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять их в собственной речи.
  3. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль», желание передать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.

ноябрь

1.

«Печь - матушка»

  1. Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа.
  2. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей (попечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье).
  3. Воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям)

2.

«Глиняные расписные»

  1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения.
  2. Познакомить с глиной и ее свойствами.
  3. Вызвать интерес к дымковским игрушкам: желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек(кольца, дуги, точки).
  4. Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству.
  5. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства.

3.

«В горнице»

  1. Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением(резьба, роспись).
  2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
  3. Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, предавая характер, интонации, действия сказочных персонажей.

4.

«Из-за леса, из-за гор…»

  1. Развивать эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
  2. Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора: «Из-за леса, из-за гор…», «Потягунюшки- порастунюшки», «Водичка, водичка», «Сорока-ворона», «Свинка Ненила», «Кисонька-мурысонька» и др.
  3. Учить инсценировать потешки, песенки.

декабрь

1.

«Баю-баю-баюшок»

  1. Познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора.
  2. Открыть мир словесного искусства(ритмический склад речи, напевность, выразительность интонации).
  3. Вызвать желание слушать сказку «Гуси-лебеди», сопереживать героям.
  4. Развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.

2.

«Водичка, водичка»

  1. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
  2. Познакомить с предметами обихода(корыто, стиральная доска, рукомойник).
  3. Воспитывать интерес собственной трудовой деятельности, аккуратности и самостоятельности.
  4. Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики»
  5. Вызвать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям

3.

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи»

  1. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам.
  2. Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица».
  3. Привлечь внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и удовольствием.

4.

«Волшебный сундучок Деда Мороза»

развлечение

  1. Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок.
  2. Вызвать интерес  к русской народной сказке «Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением.
  3. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнение добрых желаний.

январь

1.

«Зимние святки»

  1. Познакомить детей с русским народным праздником «Зимние святки»; традицией ряжения, колядования.
  2. Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье.
  3. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

2.

«В мире много сказок»

  1. Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства(по картине И.Шишкина «Зима»).
  2. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (обработка М.Булатова)
  3. Вызвать эмоциональный оклик детей к героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передавать их состояние с помощью различных средств выразительности.

3.

«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!»

  1. Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И. Бродской «Лес зимой в снегу», И. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Зимний пейзаж», В. Токарева «Зимушка-зима».
  2. Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».
  3. Вызвать сочувствие к герою сказки, желание помогать.
  4. Развивать чуткость, отзывчивость, справедливость.
  5. Учить проникать в удивительный мир русского слова.

«В гости к нам пришли матрешки»

  1. Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой.
  2. Учить видеть красоту, самобытность, характер.
  3. Учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает.
  4. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения.
  5. Вызвать желание создавать красивое своими руками.

февраль

1.

«По щучьему веленью»

  1. Познакомить детей с небылицами как жанром УНТ; русской народной сказкой «По щучьему веленью».
  2. Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора.
  3. Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами.
  4. Воспитывать уважение к народной культуре.
  5. Расширять художественно-творческие возможности.

2.

«Сказки русского народа»

  1. Развивать интерес к русским народным сказкам о животных.
  2. Вызвать желание слушать сказку «Зимовье».
  3. Учить передавать характер героя в речи, движениях, пении, мимике, жестах.

3.

«Солдатушки, бравы ребятушки»

  1. Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере А. Невского.
  2. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества.
  3. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бестрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества.

4.

«Едет Масленица дорогая»

  1. Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.
  2. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи (по картинам В. Кустодиева «Масленица», И. Сурикова «Взятие снежного городка»).
  3. Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию.

март

1.

«Сердце матери лучше солнца греет»

  1. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду.
  2. Приобщать к художественной культуре: вызвать интерес к слушанию словацкой сказки «У солнышка в гостях», стихов о маме.
  3. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; пробудить желание исследовать и искать слова.

2.

«Русь деревянная»

  1. Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов.
  2. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам.
  3. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
  4. Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.

3.

«Ох, лапти, да лапти мои»

  1. Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.
  2. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них.
  3. Познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» («Чудесные лапоточки», «Лиса – лапотница», учить понимать смысл, делать выводы.

4.

«Сороки»

  1. Познакомить детей с праздником прилета птиц Сороки, музыкально – поэтическим творчеством, связанным с этим праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».
  2. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.

апрель

1.

«Веселье лучше богатства»

  1. Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением.
  2. Вызвать интерес к сказке «Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде.
  3. Дать понятие о дне шуток и розыгрышей: «Первое апреля – никому не верим».

2.

«Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота»

  1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода», устного народного творчества (потешек, загадок, сказки «Снегурочка»).
  2. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

3.

«Козонька рогатая, козонька бодатая»»

  1. Развивать интерес к устномународному творчеству, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев: «Два козлика», «Две козочки», «Лиса и козел».
  2. Воспитывать положительное отношение к находчивости, сообразительности, смекалке, умению размышлять.
  3. Дать понятие о козулях.

4.

«Светлая Пасха»

  1. Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху.
  2. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи.
  3. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.

май

1.

«День Победы»

  1. Познакомить детей с подвигом русского народа Великой Отечественной войне.
  2. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, частушками, песнями «Катюша», «Солдатушки, бравы ребятушки», «День Победы».
  3. Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества

2.

«Делу – время, потехе - час»

  1. Дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд кормит и одевает»; вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным.
  2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений, созданных народными умельцами.

3.

«Волшебный мир дерева»

  1. Расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства.
  2. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов.
  3. Развивать эстетическое восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими
  4. Воспитывать чувство гордости , уважения к русским мастерам   за их руки золотые.
  5. Развивать художественную, творческую деятельность детей.

4.

«Ходит конь по бережку»

  1. Расширять представления детей о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня (его незаменимому труду, выносливости, преданности хозяину)
  2. Показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора: народные игры про коня, изображение коня в городецких узорах, конька-оберега на крыше домов, вышивка коня на полотенцах и скатертях.
  3. Познакомить детей  с иллюстрацией Ю.Васнецова «Богатыри».
  4. Развивать художественно-творческие возможности.


Взаимодействие с педагогами.

  1. Представление опыта по теме «Роль фольклора  в жизни детей дошкольного возраста».
  2. Взаимодействие с учителем логопедом по подбору артикуляционных упражнений и речевого обследования детей.
  3. Взаимодействие с музыкальным работником в организации развлечений.

Взаимодействие с родителями.

  1. Родительское собрание « Влияние фольклора на речевое развитие детей».
  2. Папка-передвижка «Влияние фольклора на воспитание нравственных качеств у мальчиков и девочек».
  3. Участие родителей в организации развлечений.
  4. Собеседование, индивидуальные консультации.


Литература

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» СПб Детство-пресс 2009.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  4. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.
  5. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9,
  6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000.
  7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
  8. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000.
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. М.: Педагогика, 2001.
  10. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ - ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: "УКРАШЕНИЕ ФАРТУКА" (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ)

Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование) в средней группеТитаренко Анастасия Александровна,ВоспитательМБДОУ г. Астрахани № 100Программное содержание: учить детей на полосе составлять простой...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Совместная образовательная деятельность по познавательному развитию детей средней группы «Фокусы для Маши»

Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию для средней группы  «Фокусы для Маши» Программное содержание: Образовательная задача: ·...

Речевое развитие детей средней группы посредством технологий игрового обучения.

Речевое развитие детей средней группы посредством технологий игрового обучения....