"Особенности работы с одаренными детьми"
статья

Петрова Людмила Вячеславовна

Задача дошкольного учреждения направлена на поддержку и развитие способностей ребёнка, в подготовке благодатной почвы для реализации этих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с одарёнными детьми в рамках  детского сада

В последнее время во многих странах существуют национальные программы и концепции выявления и подготовки одарённых детей. В РФ существует Федеральная  целевая программа «Одарённые дети», которая направлена на развитие и поддержку одарённых и талантливых детей.  Будущее государства зависит от наших детей, потенциал которых впоследствии обеспечит развитие и процветание государства в целом.  В связи с этим, сегодня,  дошкольная педагогика ставит перед собой новые задачи воспитания и развития детей,  ориентируясь на современные инновационные  подходы в развитии личности ребёнка.  Высокие индивидуальные достижения  способствуют самореализации личности и движут общество вперёд.  

Главной целью является воспитание активной, творческой  личности, способной посильно участвовать в решении стоящих перед страной вызовов и проблем.

Задача дошкольного учреждения направлена на поддержку и развитие способностей ребёнка, в подготовке благодатной почвы для реализации этих способностей.

         Анализ литературы даёт повод говорить о том, что позиция по одарённым детям стала меняться только в последнее десятилетие. До этого считалось, что талантливые дети пробьются в жизни сами. В настоящее время теоретики и практики сошлись во мнении о необходимости специально организованного обучения одарённых детей и целенаправленной работы по выявлению и развитию их потенциала.

 Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Отличительными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка,   Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Творческий вид одаренности проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, сценической деятельности. Для выявления детей с признаками творческой одаренности используем различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей. Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализ предпочтений, изучение продуктов детского творчества. Основные направления работы с одаренными детьми: − интеграция основного и дополнительного образования; − использование синтеза искусств; − повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам сопровождения одаренных детей. Очень часто развивающие программы для одаренных детей не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Конкурсы, фестивали истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежда на взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезла, чтобы не наступил кризис креативности? Если ребенку предоставить возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, а также быть субъектом собственной деятельности, у него есть все шансы счастливо миновать этот кризис. Для этого необходимо использовать стратегию обогащения в обучении. Одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционной программе, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Необходимо найти новый подход к творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.        

        Современные, инновационные технологии призваны обеспечить гибкость образовательного процесса, познавательный интерес, творческую активность, что приводит к  личностному росту воспитанников. Так, игровая технология «квест-игра» — одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания. Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что есть некая цель, дойти до которой можно, только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации.  «Квест-технология» обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.  

      Увлечь ребенка помогает использование интерактивной доски: ребусы, головоломки, логические задачи, показ и слушание произведений искусства для вдохновения. При формировании развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, так как такая среда  является «пусковым механизмом» для творческой активности.  

Очень эффективным оказалось также применение арт-терапевтических техник . Первостепенная задача — это забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье ребенка [3, c. 24].

Изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.  Изотерапия — основное направление арт-терапии, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.   Рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью мятой бумаги, верёвочки, манки, пены, пластилина, скотча, других необычных материалов. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Нетрадиционные методики стимулируют у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы.

Ритмотерапия — это специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом [2, c. 37].  Можно сочетать музыку и рисование.  Такие занятия строятся следующим образом: детям предлагается для прослушивания музыкальное произведение, которое они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем рисуют настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, особенности ритма, тембра.   Можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри. Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий — прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спираль. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению. Использование данных технологий позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. В результате дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.  

 Главное в работе с одаренным ребенком не акцентировать внимание других детей на их различия в плане способностей, а создавать все необходимые условия для реализации имеющихся возможностей каждого ребенка. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей.

Литература:

1.Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека.- МПСИ, МОДЭК, 2010, — 416 с.

2.Бушменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.

3.Домогацкая, И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей и здоровьесберегающие технологии каждый день». М., 2007, — 93 с.

4.Панксенов, Г. И. Живопись: форма цвет изображение. М., Академия, 2008, -67  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.

При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...

Особенности работы с одаренными детьми

Автор: Лаврентьева Екатерина ВасильевнаОрганизация: МБДОУ Детский сад №53 «Елочка»Населенный пункт: Тамбовская область, г. ТамбовОдаренные дети – наше достояние. Выявление способных ...

Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста

При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструирование учеб...

Особенности работы с одаренными детьми .

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое,  интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и соверш...

Статья «Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ»

В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются од...

Особенность работы с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Раньше существовало такое мнение, что все дети равны и в интеллектуальном пл...