Профилактика аграмматической дисграфии
материал

Чалина Ольга Васильевна

Представлены упражнения, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Работа над словоизменением

Образование множественного числа существительных.

Взрослый называет один предмет, а ребенок - много этих же предметов.

Например: слон - слоны, книга - книги, дом - дома, стул - стулья, день - дни. И т.д.

Согласование прилагательных с существительными.

Упражнение 1.

Обратите внимание ребенка на различие окончаний в одних и тех же именах прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребенок должен почувствовать различие окончаний в прилагательных мужского, женского и среднего рода. Для более четкого восприятия окончаний все они в этом упражнении ударные.

Поле большОЕ,

Речка большАЯ,

Город большОЙ.

Платье прямОЕ,

Стрелка прямАЯ,

Лучик прямОЙ.

Слово смешнОЕ,

Шутка смешнАЯ,

Котик смешнОЙ.

Упражнение 2.

Здесь ребенок должен почувствовать различие окончаний имен прилагательных и в безударном их положении. В данном упражнении помимо окончаний мужского, женского и среднего рода добавляются окончания прилагательных множественного числа.

ЛетнИЙ день,

СтарЫЙ пень,

СерЫЙ платок,

БелЫЙ цветок.

НежнАЯ ромашка,

СветлАЯ волна,

МелкАЯ букашка,

РаннЯЯ весна.

СинЕЕ море,

ЗеленОЕ поле,

ЯснОЕ солнце,

РоднОЕ оконце.

БелАЯ ниточка,

ЧёрнЫЙ жучок,

ПёстрАЯ уточка,

СерЫЙ сверчок.

ШирокИЕ поля,

ОгромнЫЕ моря,

ВысокИЕ горы,

ГлубокИЕ норы.

СерЫЕ глазки,

ТёплЫЕ дни,

ДобрЫЕ сказки,

СтарЫЕ пни.

Упражнение 3.

 Основная задача этого упражнения – ненавязчиво приучить ребёнка ставить к именам прилагательным вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных. Возможность постановки вопросов объясняется тем, что их окончания всегда ударные, а значит помогают найти правильное окончание имени прилагательного.

Например:

Мак какОЙ? – краснЫЙ;

Лента какАЯ? – краснАЯ;

Платье какОЕ? – краснОЕ;

Гвоздики какИЕ? – краснЫЕ.

В приведенных ниже примерах одни и те же четыре прилагательных «проведены» по всем родам и числам, что поможет ребенку лучше понять различие их окончаний в зависимости от окончаний вопросов. Как окончания вопросов, так и окончания имен прилагательных следует произносить несколько утрированно.

Одуванчик какОЙ? – белЫЙ;

Мальчик какОЙ? – смелЫЙ;

Стакан – какОЙ? – хрустальнЫЙ;

Рассказ какОЙ? – печальнЫЙ.

Роза какАЯ? – белАЯ;

Птица какАЯ? – смелАЯ;

Ваза какАЯ? – хрустальнАЯ;

Сказка какАЯ? – печальнАЯ.

Платье какОЕ? – белОЕ;

Сердце какОЕ? – смелОЕ;

Блюдо какОЕ? –хрустальнОЕ;

Лицо какОЕ? – печальнОЕ.

Ромашки какИЕ? – белЫЕ;

Дети какИЕ? – смелЫЕ;

Люстры какИЕ? – хрустальнЫЕ;

Песни какИЕ? – печальнЫЕ;

Упражнение 4.

 Ребенок должен, отвечая на вопрос взрослого, употребить правильную грамматическую форму имени прилагательного, то есть правильное его окончание. Окончание вопроса взрослый обязательно должен произносить подчеркнуто. Это упражнение помимо его основного целевого назначения привлекает внимание ребенка к признакам предметов, учит его образовывать имена прилагательные, способствуя тем самым обогащению словарного запаса.

Если ножик сделан ИЗ СТАЛИ,

То ножик какОЙ? (стальнОЙ).

А если мальчик лежит и БОЛЕЕТ, То мальчик какОЙ? (больнОЙ).

Если лук ЗЕЛЁНОГО цвета,

То лук какОЙ? (зелёнЫЙ).

Когда огурец ПОСОЛИЛИ в бочке,

То стал он какОЙ? (солёнЫЙ).

Если лента имеет большую ДЛИНУ,

То лента какАЯ? (длиннАЯ).

А если вещь сделана В СТАРИНУ,

То вещь какАЯ? (стариннАЯ).

Если солнышко светит ЯСНО,

То солнце какОЕ? (яснОЕ).

Если выглядит море АПЕКРАСНО,

То море какОЕ? (прекраснОЕ).

Если речка течёт очень БЫСТРО,

То речка какАЯ? (быстрАЯ).

Если на улице нашей ЧИСТО,

КакАЯ улица? (систАЯ).

Если ночи стали ТЕМНЫ,

То ночи какИЕ? (тёмнЫЕ).

Если наши дети СКРОМНЫ,

То дети какИЕ? (скромнЫЕ).

Если ПОСПЕЛИ груши в саду,

То груши какИЕ? (спелЫЕ).

Если снежинки БЕЛЕЮТ на льду,

Снежинки какИЕ? (белЫЕ).

Если на грядке ПОСПЕЛ помидор,

То стал он какОЙ? (спелЫЙ).

А если у зайчика БЕЛАЯ шерсть,

То зайчик какОЙ? (белЫЙ).

Согласование существительных с числительными.

Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек.

Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

Одна стрекоза - пять стрекоз.

Одно дело – десять дел.

Один медвежонок – два медвежонка – пять медвежат. И т.д.
Работа над предлогами.

Составляем предложения с предлогами. Следим не только за правильным употреблением предлога, но и за правильным окончанием имен существительных, связанных с этим предлогом.

Плавали рыбки В ПРУДУ.

Дети катались НА ЛЬДУ.

Вишни поспели В САДУ.

Прядка волос НА ЛБУ. И т.д.

II. Работа над словообразованием.

Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.

Дом-домик, песок-песочек, шишка-шишечка. И т.д.

Образование глаголов при помощи приставок.

Ребёнку в доступной форме (путем демонстрации обозначаемых тем или иным глаголом действий, показа картинок и пр.) объясняется основное смысловое значение различных глагольных приставок. Например, он должен усвоить, что приставка ПРИ - означает приближение к чему-то (ПРИЕХАЛ), а приставка У-, наоборот, удаление от чего-то (УЕХАЛ); приставка В - означает движение вовнутрь (ВХОДИТ), а приставка ВЫ- употребляется для изображения движения изнутри (ВЫХОДИТ) и т.д. Без такого понимания ребёнок будет употреблять приставки наугад или просто их опускать. Убедившись в том, что ребёнку стало понятно смысловое значение той или иной приставки, предложите ему выполнить ряд упражнений на образование различных глаголов с помощью этой приставки.

Например:

Дети через дорогу…(переходят); мальчик к дереву…(подходит); девочка за стул…(заходит); девочка из-за стула…(выходит); машина к светофору…(подъезжает); мальчик с горы…(съезжает); девочка в стакан воду…(наливает); девочка из стакана воду…(выливает); кошка на дерево…(влезает, залезает); кошка с дерева…(слезает).

Образование относительных прилагательных.

Шапка из меха - меховая, шапка из шерсти - шерстяная, шапка из кожи - кожаная, ложка из дерева – деревянная, ложка из алюминия – алюминиевая,  ложка из олова – оловянная, ложка из стали – стальная., ложка из серебра - серебряная. Ложка из пластмассы – пластмассовая. И т.д.

Образование притяжательных прилагательных.

Притяжательные прилагательные обозначают такой признак предмета, который характеризует его принадлежность какому-то определенному человеку или животному, то есть они указывают на обладателя этого предмета. Например: тапочки МАМИНЫ, очки БАБУШКИНЫ; хвост ЛИСИЙ, лапа МЕДВЕЖЬЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аграмматическая дисграфия. Из опыта работы.

Статья для родителей  и  начинающий специалистов....

Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с общим недоразвитием р...

Игры для профилактики аграмматической дисграфии

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

Елена Мазанова" Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии".

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению аграмматической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лог...

Упражнения по коррекции "Аграмматической дисграфии"

Упражнения по коррекции Аграмматической дисграфии...

Система логопедической работы по профилактике аграмматической дисграфии у детей.

Одним из наиболее тяжелых нарушений письма у детей с тяжелыми нарушениями речи является аграмматическая дисграфия.Предпосылки же аграмматической дисграфии могут обнаруживаться уже в дошкольном возраст...