«Развитие художественного воображения дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
статья

Корнеева Наталья Геннадьевна
  • Воображение позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир. В своих фантазиях он моделирует ситуации, отличающиеся от обыденной жизни
  • Не имея развитого воображения, ребёнку будет сложно учиться, так как обучение чаще всего строится на представлении какой-то учебной ситуации, опыта или задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx69.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие художественного воображения дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»

Наталья Геннадьевна Корнеева, воспитатель

Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире

 Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни»

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека.

 Цель исследования: изучение воображения как психического познавательного процесса.

Объект исследования : воображение как психический познавательный процесс.

Предмет исследования : психологические особенности развития воображения .

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи :

1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;

2) охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;

3) подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста);

 4) описать упражнения, игры для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Теоретическую основу работы составили труды : О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова « Воображение и способности»,В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения», Л.Ю. Субботиной « Детские фантазии: Развитие воображения детей».

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровень развития воображения.

1. Теоретические аспекты изучения воображения

 1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

 Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.

Сначала человек тщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный образ, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливается совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением.

 Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.

Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова, Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им .

 Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил: « Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».   Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

 Виды воображения различаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение ( рис.1 ) [ 25, с. 285 ]. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием мало осознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Виды воображения

Виды воображения

 Произвольное воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работа воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам сюжет игры .

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определённых предметах культуры. Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей, схем, знаков и т.д.

Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков.

Таким образом, воссоздающее воображение – это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

 Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

 Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей .

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни человека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым конкретным характером, эмоциональной насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда, когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в фантазию.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация ( распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга – гипоталамолимбической системе

Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идёт процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.

Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотрим более подробно каждый.

 Агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов, в один причудливый образ.

Акцентирование - выделение и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая – то одна часть становится доминирующей.

Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета или его отдельных частей. Реконструкция – создание целого образа по частям предмета.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Типизация – выделение в одном образе черт разных объектов.

Воображение человека многофункционально.

Среди его важнейших

1)гностически-эвристическую –позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;

2)защитную–позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);

 3)коммуникативную – предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;

4)прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.

 Р.С. Немов отметил, что воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъекта и входит в разные виды его деятельности .

1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе

 Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок .

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения .

 По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер .

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом .

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

 Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

 Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.) »

 Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.

 « В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально - мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное .

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.    Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

 1.3  Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.      

 Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.      

Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.

  Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании развития воображения у дошкольников особенно видна, когда ставится вопрос о роли обучения и воспитания. Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу. Так, профессор Лоуэнфельд пишет: «Идеалистическая концепция ребенка как врожденного художника, которому нужно получить лишь художественные материалы и ничего больше, чтобы начать творить, принесла такой же вред, как и прежнее игнорирование детского творческого импульса».      

Несмотря на это положение, очень много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается, прежде всего, в разрыве творческого и интеллектуального развития.    

 Для новой системы художественного воспитания во Франции характерно глубокое преклонение перед художественно-творческими возможностями детей. Детские рисунки определяются как «шедевры», основанные на интуитивном творчестве; взрослые утрачивают эту непосредственность выражения.      

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.

         Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

 В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.      

Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.    

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты. Новым и прогрессивным в рассмотренных теориях является то, что развитие воображения в изобразительной деятельности поставлено основной задачей эстетического воспитания, и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными методологическими выводами.    

 "Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А. Сухомлинский.

Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.    

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.    

 Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.(14) Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.    

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.    

 В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.    

  Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.    

Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют, позднее, овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.

Выводы по I главе

 Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты потенциала изобразительной деятельности в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводам:

1. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности. В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

 2. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.    

 В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.    

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

 3. Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.    

На занятиях изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

 

2.Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста

 2.1 Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики :   «Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.

 Для оценки развития воображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические методики : « Круги Торренса » , « Две линии », « Придумай рассказ », « Незаконченный рисунок » и т.д.

Так как в дошкольном возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностических методик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них :

Методика №1 «Неполные фигуры» Е.П. Торренс .

 Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши ( см. прил.1).

 Ход проведения:

 Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.

Посмотри на свой лист, используя данную фигуру ,нарисуй картину» .

Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета. Ход проведения: Испытуемому дается инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина». Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут. Обработка и анализ результатов:

Работы оцениваются в баллах:

0 баллов- задание не выполнено;

1 балл- дорисовывает фигуру (элемент), но уже с разными деталями;

 2 балла- изображает отдельный предмет, но уже с разными деталями;

3балла- изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»;

 4балла- изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;

5баллов- изображает предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете.

Методика №2 тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина.

 Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5-12 лет.

Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе , цветные карандаши  

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.» Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

На каждое изображение даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:

1. Изображены ли все заданные объекты;

 2. Реалистичность изображения;

3. Уникальность изображения;

 4. Использование в изображении всех предложенных фигур.

Каждый пункт оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше развито воссоздающее воображение.

1балл- за каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже.

2балла- за изображение, которое оценивается «можно и так».

3балла- за изображение в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.

4балла- за изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное.

5баллов- за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации.

Методика №3 « Скульптура» .

Цель: исследование особенностей творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 10 лет.

Стимульный материал: пластилин, доска для лепки, стека, емкость с водой.

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо слепить любую поделку по желанию. Придумать название и описать её. Приступай к работе.»

 На выполнение работы даётся около 30 минут.

Обработка и анализ результатов: Работы оцениваются в баллах:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое (шарик, кубик и т.п.).

2 балла – сравнительно простая поделка, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

3 балла – ребёнок придумал что-то необычное, но детально не проработал объект;

4 балла – придуманная вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная;

 5 баллов – придуманная вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Методика № 4 игровой тест « Три слова » Л.Ю.Субботина

Цель : исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 6 до 10 лет.

Стимульный материал: карточки со словами для работы  

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ. Читающим детям слова даются на карточке.

Слова для работы: дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок; торт, озеро, кровать.

Обработка и анализ результатов:

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе.

1 балл – бессмысленное сочетание слов;

 2 балла – два слова имеют логическую связь, а третье нет;

3 балла – банальная фраза;

4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.

 2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста

 Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр которые могут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.

 Упражнение №1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина

 Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

 Время проведения: 10-15 минут.

 Ход проведения упражнения: Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов.

Инструкция: «Твоя задача – построить из этих элементов фантастический образ ( существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать .Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 « Волшебники» Л.Ю. Субботина

 Цель: используется для развития чувств на базе воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные карандаши.

 Время проведения: 20-30 минут.

Ход проведения упражнения: Вначале ребенку дается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».

Инструкция: « У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в « злого» волшебника.

После выполнения , второе задание.

Инструкция: « Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и « злого» волшебников, а также придумай, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

 Упражнение №3 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина

Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

 Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст « Проделки белки»

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: « Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ.

 Рассказ называется « Проделки белки». Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. « Давай повесим корзинку на дерево , а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот , думает…» .

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 4 « Пантомима» Л.Ю.Субботина

Цель: используется для развития воображения. Возраст: от 5 до 11 лет. Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры: Группа детей становится в круг.

Инструкция: « Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет , как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя , всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

 Игра №5 « Внутренний мультфильм» М.И. Битянова

 Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет. Стимульный материал : текст рассказа .

Время проведения: 10 минут.

 Ход проведения игры:

Инструкция: « Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок»

Игра № 6 « Нарисуй настроение» М.И. Битянова

Цель: используется для развития творческого воображения.

 Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

 Инструкция: « Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое - нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом , как тебе захочется».(прил.1)

 Игра № 7 « На что это похоже?» М.И. Битянова

 Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 4 до 10 лет.

Стимульный материал : карточки с кляксами, « морозными рисунками»

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения:

Инструкция: « Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи».

Далее демонстрируются карточки с изображениями.

Игра №8 « Сказка наоборот» И.В. Вачков

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Время проведения: 10-15 минут.

 Ход проведения:

 Инструкция: « Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было

 « наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

Игра №9 « Соедини предложения» И.В. Вачков

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения .

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения: Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: « Прослушай два предложения , их нужно соединить в рассказ.

 «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»

 Далее можно использовать предложения: « По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». « Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

 Игра № 10 « Превращения» И.В. Вачков

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

 Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

 Стимульный материал: игровые образы.

 Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения: Детям предлагается изобразить в движении игровые образы.

 Инструкция: « Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази это в движении».  

После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева», « кипящая кастрюля».

 Вывод :    Для исследования воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик.  Для изучения воображения детей дошкольного возраста можно использовать такие методики как: «Неполные фигуры»,  «Составление изображений объектов»,  «Три слова»,  «Скульптура»,  « Рисунок» и др.

Воображение можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима», «Неоконченные рассказы», « Волшебники», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной ;

 «Внутренний мультфильм», «Нарисуй астроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой; «Сказки наоборот», «Соедини предложения» И.В. Вачкова.

Заключение

 По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.

В результате работы достигнута цель исследования - мы изучили воображение как психологический процесс. Отметили, что воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. На основе изучения психологической литературы охарактеризовали виды воображения:

 1) произвольное и непроизвольное;

2) воссоздающее и творческое;

3) мечты и фантазии.

Исследовали функции, которые выполняет воображение:

1) гностически-эвристическую;

2) защитную;

3) коммуникативную;

4) прогностическую.

Отметили, что деятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.    Изучили этапы развития воображения с раннего возраста до старшего школьного возраста. Проведённые исследования по изучению развития воображения обнаружили зависимость воображения от накопленного опыта, полученных впечатлений, а также игр и упражнений.

Подобрали психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста), использовали разработки Е.П. Торренса, Л.Ю. Субботиной, Р.С. Немова.

 Описали упражнения, игры способствующие развитию воображения детей дошкольного возраста. Авторы игр и упражнений : И.В. Вачков, М.И. Битянова, Л.Ю. Субботина.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М. : Владос пресс,2002. 374с.

 2. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2001.352с.

3. Боровик О.В. Развитие воображения .М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.

4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы .М.: Эксмо,2007 416с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2005.672с.

 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.

 7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2007. 276с.

 8. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология : Учебное пособие . М .: Гардарики , 2003. 480 с.

 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007.192с.

 10. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 234с.

11. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психоло- гический журнал .2001. №5.с.57

 12. Маклаков А.Г. Общая психология . М.: Знание, 2005. 592с.

13. Мухина В.С. Возрастная психология . М.: Наука, 2007. 258с.

14. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.

15. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.

16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия, 2002. 251с.

17. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50с.

18. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. 304с.

19. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой.М.: ГНОМ, 2002. 241с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1 М.: Владос 2004 383с.

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2004. 528с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 712с.

23.Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.

24.Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2008. 384с. 25.Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.416с.

26.Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.

27.Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 144с.

28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. 608с.

29.Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. 423с.

30.Шерагина Л.И. Логика воображения .М.: Союз,2001. 285с.

 

 

 

 

 

приложение 1

 

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Волшебная страна – подводное царство»

 Цели: 1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу».

2. Развивать разнонаправленные, слитные и плавные движения руки.

 3. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

4. Воспитывать воображение и творчество. Материал: белый лист бумаги, краски, поролоновая губка, кисточки, салфетки на каждого ребенка.

 Предварительная работа: знакомство детей с техникой рисования «по мокрому листу», чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание картинок с изображением морских обитателей.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, ребята, на нашем занятии мы совершим путешествие в волшебную страну – подводное царство! Только давайте договоримся вести себя тихо, так как море у нас сегодня спокойное и тихое, и если мы не будем шуметь, краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, растекаться, выходить за рамки вашего рисунка. Необыкновенная легкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке сделают вашу работу удивительно интересной. Вы почувствуете себя немного волшебниками и изобразите сказочную страну. Вы догадались, как мы будем рисовать, и почему наши краски будут вести себя так необычно?

 – Мы будем рисовать «по мокрому листу».

 – А что же это такое рисование «по мокрому листу»? Давайте с вами вспомним. Главным инструментом сегодня станет губка – небольшая, поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист бумаги быстрым движением (показ воспитателя). Работу выполнять надо быстро, легким движением, рукадвижется свободно. А потом уже «по мокрому листу» наносится краска. Кисточка не касается листа, краска красиво ложится, образуя волшебные переливы. Вспомнили, ребята? Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то и рисование наше сегодня пусть будет волшебным, удивительным, сказочным.

– Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы ее отгадаете. Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, старуха спокойная, и в доме у них были мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого цвета было море?

Дети: Синего.

 Воспитатель: И в этом спокойном синем море жила добрая волшебная «золотая» рыбка, но жила она не одна. Кто еще жил в ее волшебной стране – подводном царстве?

 Дети: Ракушки, водоросли, улитки, осьминоги, крабы, дельфины.

Воспитатель: Ребята, какой краской мы будем рисовать тихое спокойное море?

Дети: Голубой.

Воспитатель: А «золотую» рыбку?

Дети: Желтой, оранжевой.

Воспитатель: А вода в море движется?

Дети: Движется, когда ветер дует, корабли плывут.

 Воспитатель: А как передать в рисунке движение воды?

Дети: Волны на поверхности моря, а в глубине – водоросли качаются, песочек пересыпается, рыбки двигаются.

Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист слева направо быстрыми движениями. Широкой кисточкой провожу линию сверху листа, и краска стекает вниз. Вы тоже проведете полоску и поднимите листочек вертикально, чтобы у вас краска тоже стекала. Чуть-чуть подсохнет краска, и будем рисовать обитателей подводного царства уже тонкой кисточкой. Рисуем водоросли, песчаное дно и всех обитателей волшебной морской страны.

 Если вы хотите, то вы можете изобразить в своем рисунке и сказочный дворец «золотой» рыбки.

Физкультминутка «Ноченька»

Звёздочка в небе колышется кротко,

 (руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание руками)

В белом тумане качается лодка.

 В лодке той – чудесные краски.

 (руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево и вправо)

Шепчутся в ней небылицы и сказки.

 (руки к губам, повороты головы влево и вправо)

 Лодочку ветер тихонько качает,

 В волшебное царство он нас приглашает.

 (дети садятся на стулья, за столы)

Дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием и помогает каждому, если нужно. Когда все ребята закончат рисование, листочки сложить на одном большом столе, получится «подводное царство».

 Воспитатель: Какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели подводного царства спокойно передвигаются в воде среди водорослей. И от того, что море мирное, спокойное и золотых рыбок стало много, все они такие яркие и красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует добро.

 

 

приложение 2

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе:

( кляксография- экспериментирование)

 "Весеннее дерево"

Цель:  Продолжать закреплять умение  выполнять работу в нетрадиционных техниках. Художественное творчество:

  • Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования  « кляксография ».
  •  Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи карандашей .
  •  Формировать умение передавать цветовую гамму.
  •  Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
  • Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изобразительной деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа. Познание:
  •  Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
  • Развивать воображение, внимание, память и мышление.
  • Развивать дыхательную систему.

Коммуникация:

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

 Активизация словаря:  

трубочка для коктейля.

 Обогащение словаря:  

кляксография.

Предварительная работа:

  • Экскурсия по весеннему парку.
  • Рассматривание иллюстраций на тему « Весна пришла».
  • Игры с водой и трубочкой для коктейля « морской бой»
  • Выдувание воздуха через трубочку.
  • Изготовление фона в технике «По мокрому». .

Оборудование:

  • Затонированные листы
  • Разведенная гуашь
  • Акварель, кисть для рисования (белка)
  • Трубочки для коктейля.
  • Вода в баночках
  •  Речной песок на тарелочках.
  • Бумажные салфетки.

 Ход занятия:

 1. Организационный момент.

 - Дети вы верите в волшебство?

(Ответы детей)

 -Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?

( ответы детей)

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники?

 А с тем, кто верит в них!

 -Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

 2. Экспериментирование:

Мы палочкой  волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

 - Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите?

(песок раздувается).

Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко,

 (дети  рисуют).

А теперь попробуйте это в тарелочке с водой

(дети делают).

Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

3. Беседа:

-Давайте все вместе вспомним и перечислим  времена года.

-А какое сейчас время года? -Что нравится или не нравится весной?

 -Что можно сказать про деревья?

(ответы детей)

Чтение стихотворения Т.Дмитриева

По весне набухли почки

 И проклюнулись листочки

Посмотри на ветки клена

- Сколько носиков зеленых.

 -Ребята, я вас приглашаю на прогулку по весенней тропинке. Пойдем? Посмотрите, здесь чьи- то следы. Как вы думаете чьи? ( на полу лежат нарисованные следы зайца). Наверно зайчата играли на этой полянке и оставили много следов.

 -А давайте и мы  с вами  поиграем как зайчата.

 Скачут, скачут во лесочке

 Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок

- Встал зайчонок на пенек

Всех построил по порядку,

 стал показывать зарядку.

 Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

 Пять! Прогнулись и нагнулись.

 Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

 -Славно мы прогулялись, наигрались, а теперь можно и делом заняться.  

 Посмотрите, что у нас лежит на столе.

 ( альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки, разведенная гуашь, ложечки, баночки с водой, бумажные салфетки)

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки- трубочки.

начала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею  ни  краску, ни  бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки ( берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем)  или кистью методом  примакивания рисуем листочки, но прежде рисунок должен просохнуть.

А пока  мы с вами немножко отдохнем. Полежим на ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту весеннего леса.

 (звучит запись музыки - релаксация «Звуки весеннего леса)

4. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

 - Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют.

 Самостоятельная деятельность.

 Итог занятия: Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!

В заключении физкультминутка:

 Мы сегодня рисовали

 Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

 Снова рисовать начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем ( кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

 Наши пальчики встряхнем,

 Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

 Заколачиваем гвозди ( дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

 Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали.

 А теперь мы отдохнем –

 Снова рисовать начнем  ( Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)  

Если  кто-то из детей  не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия – выставка  получившихся работ.  Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность  изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял.

 

Приложение  3

 Конспект занятия по рисованию «Весна» с использованием нетрадиционных техник

Цель: развитие творческого воображения, выбор способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа.

Задачи:

-Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, поролон), рисование тычком жесткой кисти, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой.

-Развивать воображение, чувство композиции, ритма;

-Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов

-Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.

Предшествующая работа:

наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание цветов, чтение стихотворений. Материалы: картофель, поролон, тарелочки с гуашью разных цветов, бумажная "дорога", солнце, аудиозаписи.

Ход занятия.

Дети входят и встают вокруг педагога.

В лес весенний, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

 Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

 По дорожкам, по тропинкам

 По лесу гулять пойдем.

Может тут в лесу весеннем

Мы цветочки наберем?

- Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Эта страна называется весна. А пока мы идем, я расскажу вам об этой стране. В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, распускается красавица - верба, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками, нежной мимозой.

 Нет и снега там, нет и холода,

Там все проснулось ото сна

. Мы приехали из города

 В страну чудесную - Весна!

 - Ну вот, ребята, мы и дошли. Что-то тут совсем невесело. Все белым-бело. Ребята, смотрите, нас солнышко встречает! Но почему-то оно не ласковое, совсем не улыбается. Звучит аудиозапись: - Здравствуйте, ребята! У красавицы Весны в ее волшебной стране случилась беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучам никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег. Но чтобы попасть на поляну вам нужно выложить дорогу цветными камешками.

Д/и "Волшебные палочки"

 - Пусть каждый из вас возьмет одну палочку, под музыку начинайте накручивать веревочку, пока не дойдете до коробки с красками. Когда она откроется, вы узнаете, кто какой краской будет рисовать.

(Дети выполняют.)

- Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу цветными камнями. Как же мы сможем нарисовать камни, если у нас нет кисточки?

Дети высказывают предположения. Педагог обобщает ответы детей.

- Любое изображение можно напечатать, например картофелем или поролоном. Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку, какая вам нравится.

Дети подходят к бумажной "дороге", располагаются по краям, педагог напоминает детям технику печатания. Дети печатают под музыку.

- Вот и наша цветочная поляна! Что наделала вьюга, ни одного цветочка не пожалела. Мы с вами восстановим поляну и посадим новые красивые цветы.

 - Для этого сейчас мы с вами возьмем листочки и отправимся рисовать цветы для весенней полянки.

 Педагог напоминает последовательность выполнения работы техникой тычок жесткой кистью, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой. (Дети выполняют под музыкальное сопровождение.)

В это время педагог меняет мимику солнца с грустного на веселое.

- Я рада, что вы нарисовали столько цветов для полянки.

 Раз, два, три, выросли цветы!

 К солнцу потянулись высоко: С

тало им приятно и тепло!

 Пусть они цветут, растут,

Радость всем несут!

- Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам тепло. Несите свои рисунки сюда на полянку. (Дети раскладывают рисунки)

- Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться домой.

Педагог включает музыку. (дети идут за педагогом)

 - Ребята, вам понравилось путешествие?

 Что больше всего запомнилось?

Какое у вас настроение?

 (ответы детей)

- Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте, передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны?

Педагог включает аудиозапись "Встреча весны", проводится игра "Передача настроения" - Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под музыку)

Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу и всем нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь! Передайте свое тепло и нежность гостям! (имитируют игру в "ладошки"). Посмотрите, как всем стало хорошо!

Упражнение для динамической паузы.

Цветы Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)

Закрывают лепестки

 Головой качают,

(Плавно опускают их на стол)

 Тихо засыпают

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...

«Развитие творческого воображения дошкольников во время образовательной деятельности по ИЗО».

Основная цель моей работы – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через восприятие красоты окружающегего мира....

Анкета для педагогов «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»

Анкета создана для того, чтобы оценить актуальность проблемы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников и целесообразность проведения специально организованной ...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реаг...

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к системе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье содержатся результаты эмпирического исследования нравственного ...