Экспериментирование детей дошкольного возраста через экологическую среду
статья

Саволайнен Валерия Алексеевна

Статья об эксмериментированной деятельности детей в дошкольном возрасте. Цели, задачи и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_cherez_ekologicheskuyu_sredu.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование детей дошкольного возраста через экологическую среду

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

           В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания,  полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не определен и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

         Выделяется  два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.  Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

При реализации приоритетного направления по экологическому воспитанию нами были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей.  В уголке-лаборатории под названием «Ручеек» дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной. Наш «Ручеек» ассоциируется с пытливой мыслью ребенка, которая, как ручеек, прокладывает путь в неизведанное.  Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой,  горячей, холодной, прозрачной, не имеет вкуса, запаха; в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет и т.п.).

Все эти опыты предлагались от имени игрового персонажа – капельки, на первом этапе моделирующей проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем детей учили самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.

Уголок постепенно пополнился разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. Мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного и утилизированного материала, пособий, совместным праздникам и развлечениям, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.

Для приобретения опыта в воспитании ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим с последующим отражением увиденного в рисунках.

Для формирования отчетливых представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых  является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи.

Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, к высказываниям об увиденном. Например, рисунки  и рассказы.

«Это кормушка. Как будто я им насыпал крошек и семечек, сейчас ведь зима, им кушать нечего. Червячки, которых они любят, под снегом замерзли. Если мы их не покормим, они умрут с голода. Вот одна птичка уже клюет корм, а другая к ней в гости летит. Они вместе поклюют и будут нам песенки петь, и чирикать, и говорить: «Спасибо вам, детишки»».

А вот рассказ Алёны:

«Я видела гром и молнию. Молния очень сверкает сильно, она бывает весной и летом, и немного осенью. Молния бывает с грозой. Сначала сверкает, потом гремит. Я не боюсь, потому что корочки черные ем. Когда дождь идет, все прячутся: и животные, и насекомые. Я думаю, что они не боятся. Только червяки дождевые вылезают, потому что мокро в домиках, вода натекает.

Работа Алены «Солнышко ложится спать» и ее рассказ:

«Когда солнышко спать ложится, небо красивое. Я видела, мы же гуляли с тобой. Небо красное, синее, оранжевое, оно такое разное. А солнышко уходит спать на кроватку. Кроватка за тучами, спать ложится вот так….(показывает)».

Экологическое воспитание дошкольников - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Систематически и  целенаправленно решать задачи экологического воспитания, добиться эффективности педагогического процесса помогает планирование работы.

Составлять план следует с учетом особенностей расположения дошкольного учреждения, его окружения, возможностей материально-технической базы, кадрового состава, его профессионального уровня и перспектив.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств. В содержании экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Исходя из общей цели экологического образования, особенности психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через экологические игры"

Развитие речи детей  – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но...

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

laquo;Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

laquo;Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

Отчет «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начина...