Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
статья (подготовительная группа)

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями –все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребёнок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта. 
Я, в работе с детьми, организуя детей в малые группы, основываюсь на их симпатиях использую свои приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит от содержания занятий, уровня произвольного поведения. Дети, приделении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе. 
Работу малыми группами начинала сначала парами, потом тройками, а потом по 4- 7 детей. Важно правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо -игровым. 
Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения. 
В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи: 
-помочь детям научиться общаться; 
-сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; 
-способствовать развитию самостоятельности, творчества; 
-развивать познавательный интерес, желание узнавать новое. 
Опираясь на знания детей, предлагаю им объединиться в малые группы следующими способами: 
-назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет; 
-заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части 
-геометрические фигуры разных форм и цветов. 
Последовательно усложняю способы объединения в группы: 
-мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств. 
-предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель (деление по предметам, объединенным одним названием (признаком); 
-изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников; 
-небольшие картинки с повторяющимися сюжетами; 
-назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы. 
Мои варианты разделения на группы: 
-картинка с рисунком, назвать слово, выделить первый звук и объединиться с таким же звуком; 
-предлагаю каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;
-расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня); 
-четный, нечетный. 
Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию. 
Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. 
Социо- игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей. 
Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания. 
Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп: 
-конфликт 
-неготовность к компромиссу и сотрудничеству 
-неготовность слушать 
В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно воспитателю напомнить правила работы в группах: 
-один за всех и все за одного; 
-когда работаешь сам, не мешай другим; 
-справился сам, помоги другу; 
-главное не бояться доказывать свою правоту; 
-умей принять помощь 
В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями –все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребёнок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.

Я, в работе с детьми, организуя детей в малые группы, основываюсь на их симпатиях использую свои приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит от содержания занятий, уровня произвольного поведения. Дети, приделении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе.

Работу малыми группами начинала сначала парами, потом тройками, а потом по 4- 7 детей. Важно правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо -игровым.

Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

-помочь детям научиться общаться;

-сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

-способствовать развитию самостоятельности, творчества;

-развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Опираясь на знания детей, предлагаю им объединиться в малые группы следующими способами:

-назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

-заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части

-геометрические фигуры разных форм и цветов.

Последовательно усложняю способы объединения в группы:

-мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств.

-предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель (деление по предметам, объединенным одним названием (признаком);

-изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;

-небольшие картинки с повторяющимися сюжетами;

-назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы.

Мои варианты разделения на группы: 

-картинка с рисунком, назвать слово, выделить первый звук и объединиться с таким же звуком;

-предлагаю каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;

-расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня);

-четный, нечетный.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию.

Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу.

Социо- игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.

Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

-конфликт

-неготовность к компромиссу и сотрудничеству

-неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно воспитателю напомнить правила работы в группах:

-один за всех и все за одного;

-когда работаешь сам, не мешай другим;

-справился сам, помоги другу;

-главное не бояться доказывать свою правоту;

-умей принять помощь

В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Из опыта работы. НОД познавательного характера по математическому развитию с детьми подготовительной группы «Космическое путешествие».

Цели данной работы:формировать умения решать задачи  на сообразительность;использовать дидактические игры на логическое мышление, развитие мелкой моторики рук;закрепить порядковый счет в пределах...

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля «Слава герою бойцу» Подготовительная группа (Из опыта работы)

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля«Слава герою бойцу»Подготовительная группа(Из опыта работы)Разработал: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №345» г.о. СамараХолдобина Людмила Георгиевна Зал ...

Использование сказки как жанра детского фольклора в работе с детьми подготовительной группы. Из опыта работы.

В данной статье расссматривается сказка как особый жанр  устного народного творчества, используемый наиболее часто в дошкольном учреждении. В рамках проекта "Детское книгоиздательство" на примере...

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя младшей группы

laquo;Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя младшей группы)».Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, ...

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя средней группы)

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирова...