Дополнительная образовательная программа художественной направленности в технике пластилинографии «Пластилиновая фантазия».
рабочая программа (подготовительная группа)
программа кружка "Пластилиновая фантазия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности
Принято Утверждаю
на педагогическом совете заведующий МБДОУ
протокол № __ __________ А.А.Кадач
от ___ ____ 20___ г. приказ № ____
от ___ __20____ г.
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности в технике пластилинографии
«Пластилиновая фантазия».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составитель программы:
воспитатель
Широбокова И.В.
п. Емельяново
2019 г.
- Пояснительная записка
«Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…»
Н.Матвеева
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок" – утверждал В.А.Сухомлинский.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребёнка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Ещё одной специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность дополнительной образовательной программы
Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребёнка в творческом его развитии.
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведёт к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даёт возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Задачи:
1.Образовательные:
- ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
- овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
- способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно - эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
- содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
2. Развивающие:
- развитие мелких и точных движений пальцев рук;
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
- развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- активизация творческого мышления;
- развитие пространственного воображения, глазомера.
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- понимание необходимости качественного выполнения образа;
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- воспитание аккуратности, старательности;
- воспитание коммуникативных способностей детей;
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Срок проведения: сентябрь - май
Возрастная группа: дети 6 - 7 лет
Количество занятий в год: 35
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 25 - 30 минут
Место проведения кружка: групповая комната
В основу работы положены следующие принципы:
- систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
- доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
- наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения;
- сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
Методы работы:
- Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
- Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
- Метод разнообразной художественной практики.
- Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Метод игровых, творческих ситуаций.
Материалы, приспособления, инструменты:
- Пластилин (разных цветов)
- Пластиковые дощечки для выполнения работ
- Стеки
- Цветной картон
- Салфетка
Основные приёмы лепки пластилином:
- Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
- Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
- Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
- Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
- Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
- Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
- Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
- Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Предполагаемые результаты:
- Умение свободно владеть лепным материалом.
- Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
- Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
- Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
- Развитие фантазии и творческого мышления.
- Укрепление мелкой моторики рук.
- Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы кружка «Пластилиновая фантазия»:
№ | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов |
Сентябрь | 4 ч | ||
У нас в гостях пластилин | Изучение интересов и возможностей детей в лепке; воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить. | 1 | |
«Осенние деревья» | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали- придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. | 1 | |
"Грибы - грибочки выросли в лесочке" | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. | 1 | |
«Гроздь рябины» | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик. | 1 | |
Октябрь | 5 ч | ||
«Корзинка с ягодами» | Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Кленовые листья» | Учить детей и приему «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | 1 | |
«Петушок - золотой гребешок» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. | 1 | |
«Ёжик» | Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Чайная посуда» | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание; вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | ||
Ноябрь | 4ч | ||
«Гриб - мухомор» | Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение. | 1 | |
«Букет для мамы» (2 занятия) | Создавать основу композиции – корзинку, переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. | 1 | |
«Букет для мамы» | Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. | 1 | |
«Яблонька» | Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Снежинка» | Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.
| 1 | |
Декабрь | 3 ч | ||
«Ёлочка» | Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику | 1 | |
«Новогодняя ветка». Пластилинография | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость. | 1 | |
«Снегурочка» | Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуру девочки в длинной шубе, передавая пропорции и форму тела; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
Январь | 2 ч | ||
«Снеговик» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.
| 1 | |
«Зима в лесу» | Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
| 1 | |
Февраль | 4 ч | ||
«Живые яблочки на веточках» | Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность. | 1 | |
«Жители зимнего леса» | Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Сердечки-валентинки» | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.
| 1 | |
Подарок для папы (кружка) | Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином. | 1 | |
Март | 4 ч | ||
"Кактус в горшке" | Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
| 1 | |
«Кораблик». | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество. | 1 | |
«Весёлый лягушонок» | Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Виноград» | Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. | 1 | |
Апрель | 4 ч | ||
«Весёлый клоун» | Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином. | 1 | |
«Весёлая комета» | Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Бабочка-красавица» | Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Осьминожки» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей; развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и раскатывания и соединения деталей в одно целое; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 | |
Май | 4 ч | ||
«Качающиеся водоросли» | Совершенствовать навыки рельефной лепки; закреплять знакомые приёмы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание, деление жгута на равные части; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творческое воображение. | 1 | |
«Рыбки в аквариуме» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы — рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям. | 1 | |
«Земляничка» | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.
| 1 | |
«Божья коровка на ромашке» | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе. Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы.
| 1 |
Список источников
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
- Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- http://www.ruskid.ru/lepka/
- http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
- http://detskiysad.ru/izo/lepka.html
Приложение
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Творческая активность | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425353-1395756657.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Пластилиновая фантазия».
В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше увереннос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-652510-1438878060.jpg)
Пластилинография "Пластилиновые фантазии"
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности....
Инновационный проект дополнительного образования по пластилинографии "Пластилиновые фантазии" для детей младшего и среднего возраста
Инновационный проект дополнительного образования по пластилинографии "Пластилиновые фантазии" для детей младшего и среднего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-830154-1483960287.jpg)
Мастер-класс по пластилинографии "Пластилиновые фантазии"
Материал содержит опыт работы п в технике пластилинографии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/26/picture-466118-1406383130.jpg)
Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» в старшей группе
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки прин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1169413-1569917279.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)
Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Э...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028796-1522991882.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике пластилинография «Пластилиновое чудо»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯпо развитию творческих способностей детей через обучение технике пластилинография«Пластилиновое чудо» ...