Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки
картотека (младшая группа)

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки

                            «Переложи игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой
Дидактический материал: прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) 
Содержание: Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. 

            «Выгладим платочки для мамы»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: разгладить лист бумаги
Дидактический материал: листок бумаги
Содержание: Перед каждым ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. 

                          «Пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом
Дидактический материал: 
Содержание: 
Большой пальчик сливы трясет, 
Второй их собирает, 
Третий в дом несет, 
Четвертый высыпает, 
Самый маленький – шалун 
Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца) 
Методы, приемы: объяснение, показ
Варианты использования: Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца. 
                        пальчиковая игра «Дом и ворота»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом
Дидактический материал: 
Содержание: 
На поляне дом стоит. Фигура «Дом»
Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»
Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются
В этот домик приглашаем Фигура «Дом»
Методы, приемы: объяснение, показ

                     

    пальчиковая игра «Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом
Дидактический материал: 
Содержание: 
Дождик, дождик, поливай- 
Будет хлеба каравай, 
Будут булки, будут сушки, 
Будут вкусные ватрушки. 
Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг. 

                         Название: «Погремушка»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь. 
Дидактический материал: пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке
Содержание: Левой рукой ребенок держит бутылку, а правой рукой (щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) берет по одной фасоли и опускает ее в бутылку. В конце закрыть бутылку крышкой и погреметь получившейся погремушкой.

                        «Волшебная бумага»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: развитие силы рук
Дидактический материал: лист бумаги или салфетка
Содержание: Ребенку дается лист бумаги или салфетка и предлагается ее смять. Получившийся «шарик» можно бросать в корзину с расстояния. 
Методы, приемы: объяснение, показ
Варианты использования: Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки. 

                                  «Дорожка»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: посыпать «дорожку» манкой или пшеном
Дидактический материал: листы бумаги, крупа (манка или пшено) 
Содержание: Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки. 
Методы, приемы: объяснение, показ
Варианты использования: В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны) 

                     «Волшебная ложечка»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: переложить всю крупу в пустую чашку
Дидактический материал: ложка, поднос, 2 чашки, крупа
Содержание: Поставить на поднос 2 чашки: слева чашку с крупой, справа – пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу в пустую чашку. 
Методы, приемы: объяснение, показ 
Варианты использования: Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.

               Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

                        Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

Попасть шариком в цель (в игрушку).

Прокатить шарик по столу:  подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1 .«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. « Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

  1. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:   1.Развитие мелкой моторики. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

  1. развитие чувства ритма;
  2. развитие конструктивного мышления;
  3. формирование положительного настроя на работу.

Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

"Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

«Бусы для любимой бабушки.» 

Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Игра "Пуговица ".

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

     

                    «ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к губам и дуют на них несколько раз).

«ПОЛЕЧИМ УШИБЛЕННУЮ РУКУ»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см и дуют на «ушибленное место». Вторая рука лежит на животе (контроль за пра¬вильностью дыхания). Повторить 3—4 раза.

                                          «ТРУБАЧ»

Дети подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз.

                                   «ДЕД МОРОЗ»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один из них — Дед Мороз. Он наклоняется к вытянутой руке товарища, растягивает сомкнутые губы и дует на неё несколько раз. Если ребёнок почувствовал холод, он опускает руку и партнёр дует на другую. После этого участники меняются местами.

                           «НАДУЕМ ШАРИКИ»

Дети поочерёдно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и всякий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.

                                  «ЦВЕТОК»

Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.

                                  «ШАРИК»

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз.

                          «ЗАДУЕМ СВЕЧУ»

Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3—4 раза.

                                 «ОГОНЬКИ»

Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз задувает по одному «огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания.

                          «ТРЕНИРОВКА»

Дети подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим на выдохе медленно дуют на пальчики.

             

                   «ПОСТИРАЕМ ПЛАТОЧЕК»

Дети сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка. Затем делают махи кистями рук — «полощут платочек». После этого «вывешивают» платочек

на воображаемую верёвку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном направлении 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

                  «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ»

Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4—5 раз.

                       «ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ»

Дети «делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4—5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

                             «ОСЕННИЙ ВЕТЕР»

Дети поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).

                               «ФОНАРИКИ»

Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки

Представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики руки....

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи".

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи"...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей 1 младшей группы

Карточка №1Возраст: дети 2-3 летНазвание: «Переложи игрушки»Цель: развитие мелкой моторики рукиЗадача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукойДидактический мат...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...