Символы России
презентация к уроку (подготовительная группа)

Пахарева Елена Геннадьевна

Символы России. Ознакомление детей с симоволами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rossii.pptx1.91 МБ
Файл simvoly_rossii_-_kopiya.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы России


Предварительный просмотр:

Берёза

Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом…Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы. На территории России берёза — это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес — везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.

Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.

Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли.

«Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с берёзы на снег, проламывают ледяную корочку и сытые греются в снегу.
И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка».

Матрёшка.

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.

Знаменитая русская матрёшка, позаимствовала  наряды у русских красавиц и умельцев–мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных кукол.

Родина  всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России. Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки.

Игрушка интересна тем, что в ней несколько фигурок, которые вкладываются одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей. Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцов, а самая маленькая была крошка – младенец.

Платок.

Издавна Россия славилась своими платками. Появились они у нас почти 200 лет назад. Их завезли из Турции и Индии. Это были узорчатые, тканные из пуха тибетских коз, платки.

С незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани, который в качестве головного убора обязательно дополнял русский народный костюм.

А в России их изготавливали в Павловском Посаде. Есть в Подмосковье небольшой городок – Павловский Посад. Известен он далёко. Слава о его платках разлетелась далеко по свету. Шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом стали производить в Павловском Посаде с 1860 года. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Композиционное и цветовое великолепие Павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве в Европе. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке Павловских платков преобладают пышные букеты и гирлянды.

Красивый, яркий платок носила и царица и крестьянка. Он хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение. Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самое дорогое, это был платок. Мужчины, уходя в странствие, в квадратные платы заворачивали хлеб, или горсть родной земли. Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком

Балалайка.

Балалайка – это тот инструмент, который олицетворяет нашу Родину. Вспомним  всем известную народную песню «Во поле берёза стояла». Есть там такие слова: «Сделаю с берёзы три гудочка, а четвёртую – балалайку». А в другой народной песне «Ах! Улица, улица широкая» поётся: «Как войду, войду я в сени новые, заиграю я на балалаечке!»

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

Гармонь.

В 40-х годах XIX века в России появилась первая фабрика по производству гармоней. Случилось это в Туле. Этот древний город славился своими оружейниками. Туда и привёз мастер Сизов купленную на Нижегородской ярмарке гармошечку. Заплатил он за инструмент огромные по тем временам деньги – 35 рублей. А всего-то из гармошечки можно было извлечь 10 звуков и 10 аккордов. Русские умельцы быстро поставили дело на поток.Вскоре тульская фабрика Тимофея Воронцова выпускала 10 000 гармоник в год.

Лёгкий инструмент можно было носить с собой. Можно было играть на нём во время ходьбы. К тому же он заменял собой целый оркестр: на нём можно было сыграть и мелодию, и сопровождение. Конечно, он полюбился россиянам. В деревнях начали ценить не балалаечника, а гармониста.

Гармонику стали делать во многих местностях. И настройку инструмента невозможно было спутать. Так имя гармоники определялось названием места, где её сделали. «Тульская», «бологойская», «саратовская», «сибирская», «касимовка», «череповецкая», «ливенская» - все эти названия рассказывают о тех местах, где  русские гармошки были сделаны. А самую маленькую гармошечку ласково называли «черепашечкой».

Гармоника разбежалась по всей России. Инструменты каждой местности имели свой строй и тембр. И жители каждой местности обзавелись собственными, только им свойственными мелодиями – наигрышами. По ним можно было точно определить, откуда прибыл молодой гармонист.

Шкатулка.

Шкатулка пришла к нам из глубокой древности, с Востока. За минувшие века первоначальная конструкция почти не изменилась, но стали использоваться новые материалы и незначительно была усовершенствованна технология производства.
Умело изготовленная из дерева, вышлифованная из мрамора, оникса или сделанная из слоновой или моржовой кости, — из каких материалов бы ни была создана шкатулка, практически всегда таит она в себе маленькую загадку.

Ученые считают что, изначально появились шкатулки для украшений. Мастера на Востоке еще 2 тысячи лет назад создавали футляры из дерева различной формы и размеров, расписывали их смолой редкого лакового растения. Стремясь опередить по уровню мастерства друг друга, создатели шкатулок придумывали всё более и более искусные технологии шлифовки. Благодаря этому была изобретена технология мелкой выпиливания по дереву и приемы декорирования шкатулок тканью или кожей, отделки кристаллами, металлом и костью слонов и моржей. Такие коробочки уже были большой ценностью сами по себе, ведь зачастую в отделке применялись ценные металлы или самоцветы.
Пользовались популярностью шкатулки для драгоценностей и на Руси: почти в каждом доме имелась шкатулочка, ларчик или сундучок, куда складывали украшения, дорогие сердцу мелочи или сувениры.

Изготавливали отечественные мастера и куда более хитрые футляры, чем для украшений шкатулочки. Скрытые в днище, крышке или боковых дощечках невидимые сразу ящички отворялись лишь после надавливания тайной кнопки. Эта уловка делала из шкатулки действительно настоящий тайничок. Народ на Руси — большой любитель придумывать и раскрывать секреты, поэтому шкатулки с секретным механизмом сильно полюбились в нашей стране.

Лапти.

Ла́пти ( ла́поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности , сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.

Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.

Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

 В каждом доме умели плести лапти. Плетение лаптей считалось легкой работой. Однако это отнюдь не значит, что для этого не нужно русской смекалки.

Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму очень много. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей" Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало.

Собираясь в дорогу, крестьяне брали с собой дополнительные пары лаптей.

Лапти плели не только из лыка, но еще из бересты и кожаных ремешков. Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза, а самыми зазорными – из ивовой коры (уж очень они быстро портились . 

Кокошник.

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

«Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной и свадебной одежды.»

«В конце XVIII века кокошник как элемент карнавального костюма снова разрешила Екатерина Великая.»

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты.

Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть

Имел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. 

Медведь

Почему испокон веков символом России был медведь? Не орел, который изображен на российском гербе, не преданная собака и даже не лось, которым так богаты русские леса.

Любой уважающий себя европеец-путешественник в своих записках о России обязательно упоминал медведя. Одни рассказывали забавные истории с участием мишек, другие описывали эффектные экипажи и сани, украшенные шикарными медвежьими шкурами.

В знак особого почета гостю вместо постели предлагали отдохнуть на медвежьей шкуре, подушку при этом заменяли седлом. «В России не бывает другого покрова»

Не обошли вниманием и главную поп-культуру России – медвежьи потехи. По пресловутым русским дорогам странствовали ватаги с ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже попрошайничать

Первые медведи появились на Земле 10-15 миллионов лет назад. В Европе жил гигантский пещерный медведь.

Почему же этого животного назвали «медведь»? Наши предки подметили особенность этого зверя лакомится мёдом и исходя из этого дали ему название.  Существует две версии:

1.МЕД или МЁД, ВЕД – ВЕДАТЬ (знать). Получаем – знающий, где мёд.  

2.МЕДВ и ЕДЬ, буквально «медоед, мёд едящий»

В семействе медведей насчитывается 5 родов и 8 видов. В России проживают только 3 вида медведей.

Белый медведь –  самый крупный наземный представитель  отряда хищных. С латинского переводится как «медведь морской». Обитает в  северном полушарии Земли.

Белогрудого  медведя называют ещё  «лунный медведь».  По величине почти вдвое меньше бурого.  Обитает в России в Хабаровском  и Приморском краях.

Бурый медведь - один из самых крупных и опасных наземных хищников. Бурый медведь — лесное животное. Места его обитания в России — сплошные лесные массивы с буреломом и гари; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса.

В качестве символа России медведь появился на Западе, в 18  веке. Западные  страны, утверждали,  что Россия — это «большая, неуклюжая и жестокая» страна.  Россия, как правило, выступает в качестве медведя бурого.

Медведи умны, сообразительны, спортивны, сильны, отважны и опасны.

 Обратившись к истории, мы видим, что древние славяне поклонялись богу Велесу, который  имел облик медведя.  Он дал знания о скотоводстве, о собирательстве, о лесных зверях, он ведал всем, что есть в природе. Вероятно, поэтому  в старину игрушки, обереги, статуэтки связывали  с образом  медведя.  Кустари деревни Богородской славились своими деревянными резными игрушками, которые они не раскрашивали, а лишь тщательно отделывали, зачищая их стеклянной бумагой.

).

Медведя мы можем видеть и на символике олимпийских игр  1980 года  и 2014. Медведь на фоне Российского флага в последнее время часто используется на футбольных матчах. Медведь  является живым символом  русского леса. Медведь в России - больше, чем медведь, тем более, сейчас..

Тройка.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит. (П. Вяземский).

 Русская тройка, в качестве конной упряжки, появилась примерно в XVIII-м веке. Ранее в России в упряжку ставили либо одну лошадь, либо несколько, запрягая их гуськом.

В начале XVIII-го века сначала появилась парная упряжка («на отлет»), а затем и троечная запряжка в ряд. Поначалу такая тройка была довольно редким явлением, но со временем приобрела широкую популярность, на ней, в частности, стали возить нарочную почту. Уже во второй половине XVII-го века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость и скорость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам.

В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела такую широкую популярность, что превратилась в своеобразный символ России. 

С появлением в XVIII-м веке железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах и массовых мероприятиях. Начиная с двадцатого века русская тройка используется только в качестве экзотических видов развлечения для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

Такова краткая история русской тройки. Рассказывая об ее устройстве, надо сказать, что они были очень индивидуальными. Ничего похожего в других странах никогда не было.

Валенки.

Валенки - это название старинной русской обуви из овечьей шерсти. Технология изготовления валенок не меняется веками и передается от мастера к мастеру. Главный секрет - в особом способе сваливания шерсти с помощью воды, пара и физической силы. Весь процесс превращения шерсти в пару теплой обуви можно увидеть на валяльной фабрике в городе Калязин.

Существует мнение, что валенки – это русская обувь, которая изобретена довольно давно. Данный вид обуви появился примерно в середине 18го века, в Сибири. Делали их из шерстяного войлока.

Валенки очень быстро приобрели широкую популярность. В условиях российского климата эта обувь была просто незаменима. Теплые, удобные они были широко распространены среди всех классовых прослоек населения. Тем не менее, валенки были довольно дорогим удовольствием, и далеко не каждый мог себе их позволить. Сам материал, войлок, был известен на Руси и ранее. Вероятнее всего, слово «валенки» произошло от глагола «валять». Это могло произойти под влиянием соседства с тюркскими племенами, так как в их обычаи особое место занимало валяние шерсти. Они использовали валенную шерсть как строительный материал для создания своих жилищ.

Пра-валенки скорее всего делались с использованием швов. Но более современные валенки тем и хороши, что делались с помощью валяния шерсти на колодке. Отсюда, вероятно и пошло название обуви «валенки».

За несколько сотен лет технология создания валенок почти не изменилась. Это по-прежнему трудоемкий процесс, но результат того стоит. Сам материал, войлок, мало подвержен влаге, поэтому на Руси часто валенки носили с галошами.

Валенки давно уже стали по-настоящему народной обувью. В последнее время валенки снова становятся модными. Причина популярности валенок, несомненно, кроется в их уникальности. Эта обувь удобна, комфортна, легка и отлично сохраняет тепло.

Самовар.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

 В России самовар появился во времена царя Петра Первого. Он привез самовар из Голландии. В это время начинается работа на заводах, на которых плавят медь. В начале 18 века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее на этих заводах начали делать казаны с трубами. Эти казаны назывались сбитенниками. Они дали начало русскому самовару. Самовары изготовляли самых разных форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.

Но устроен самовар был одинаково: корпус с ручками, внутри- труба, в которую на дно засыпали горящее топливо (уголь или щепочки). Топливо продолжая гореть и нагревает трубу, от которой и вода нагревается и закипает. Трубу накрывали крышкой, а на крышку можно поставить чайник с заваркой. Чтобы уголек в трубе не потухал, брали сапог, надевали его на трубу и раздували огонь. Чтобы налить кипяток в чашку нужно повернуть кран.

И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.В XIX веке самовар "расселяется" в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга.

Тульский пряник.

О том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор. Так же как и о том, что же означает само слово, в котором словно застыла память о временах, когда корабли отправлялись за тридевять морей в тридесятое царство за пряностями редкими. Бытовало мнение, что пряник известен на Руси еще с былинных времен. Одним из самых любимых лакомств на Руси издавна были пряники. С ними связаны многочисленные обряды, истоки которых в глубокой древности. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Начиная с середины XIX века популярность тульского пряника была настолько велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские. Первое письменное упоминание о тульском прянике нашли в писцовой книге за 1685 год, и славится он с тех давних времен до наших дней. До наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников, которые изготовляли на Руси. Историю пряника можно сравнить с историей книги. Как вначале каждая книга изготовлялась вручную, в одном-единственном экземпляре, так и пряник на заре своего существования каждый раз был произведением оригинальным.

Особую популярность тульский пряник обрел в XIX в. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами. Основанное на многовековых традициях народного творчества пряничное искусство продолжает жить и развиваться и в наши дни.

Деревянные ложки.

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и быстро пачкались, так как щи и каша впитывались в ложку и они плохо отмывались. Тогда люди придумали пропитывать их олифой, то есть кипяченым маслом. Такие ложки не впитывали еду, а потом люди стали расписывать их разными узорами. Это были праздничные ложки, а каждый день ели простыми, нерасписными. Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки.

Шапка – ушанка.

Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов, а иностранцы покупая её как сувенир отдают дань российской истории

Шапка-ушанка — широко распространенный головной убор в России. Ушанка получила свое название из-за наличия отложных наушников — «ушей», в поднятом виде связанных на макушке или на затылке тесьмой.

Шапка- ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели. 

От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси. 

Колокол.

Русская земля была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокола были главным украшением земли русской, сотворенным руками человека. 

С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники.

Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом. Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях.

Откуда появились на Руси колокола? Ведь греческая церковь не знала колокольного звона, в Византии вместо колоколов использовалось било, то есть брус — доска, в которую стучали колотушкой, палкой. Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада, где существовал культ колоколов, где искусство колокольного литья считалось священной профессией, а колокола крестили, давали им личные имена.

Колокол — один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В разных странах колокола имеют свои особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...