Статья: "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"
статья (младшая группа)
Что такое «Мелкая моторика»?
МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 823.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое «Мелкая моторика»?
МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Основные этапы развития моторных навыков руки
8-12 месяцев: ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутую в бумагу предметы;
13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной;
17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Методики развития
Чтобы развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.
Игры с мелкими предметами
Ребѐнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
∙ мозаика;
∙ пазлы;
∙ конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста могут опираться на:
∙ цветные палочки;
∙ скороговорки;
∙ стихи;
∙ пальчиковый алфавит;
∙ пальчиковый театр.
В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.
Массаж кистей и пальцев
Такой способ развития мелкой моторики предполагает несколько методик:
∙ профессиональный массаж у специалиста;
∙ самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями;
∙ предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
∙ пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку, фасоль) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку. Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.
Лепка
Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.
Рисование
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
∙ рисование по трафаретам;
∙ штриховка;
∙ рисование по фигурным линейкам;
∙ работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование.
Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста может быть успешным.
Автор:
Воспитатель раннего возраста
Благова Л.Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста
Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418507-1394643076.jpg)
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-578054-1424182071.jpg)
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612876-1427221876.jpg)
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-633867-1433242428.jpg)
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
Проект "Послушный карандаш" по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Значение мелкой моторики в речевом развитии младших дошкольников"....