проект времена года
проект (средняя группа)

Терехова Алена Валерьевна

Формирование начальных представлений о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda_-_dlya_nsportala.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 (МБДОУ№27)

Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей в разновозрастной группы

«Времена года» 

Разработчики проекта: Терехова А.В

Литаврина О.А

г.Красноярск 2021 год

Творческий проект «Времена года»

Тип проекта: Познавательно-творческий. Долгосрочный. 

Участники проекта: воспитатели группы, дети разновозрастной группы, родители.

Актуальность: Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность. Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.

Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года
  • Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.
  • научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
  • познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксографии, цветной и черно-белый граттаж, монотипия, скатывание бумаги и др.;
  • формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
  •  Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями
  • природы.
  •  Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
  • Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.

Проблема: У детей не достаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети не достаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители не достаточно уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы.

Методы реализации проекта:

  • Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  • Составление плана проекта.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Презентация проекта.

Ожидаемые результаты, планирующиеся в ходе реализации проекта:

  • Тематические выставки детских работ: “Осень золотая”, “Волшебница-зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;
  • Поделки: «Дары – осени», «Необычная елочка»;
  • Изготовление платьев Времен года;
  • Изготовление альбома совместно с родителями “Времена года”;
  • Озеленение территории ДОУ совместно с родителями;
  • Презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”;
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
  • Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • с детьми:

        Беседы, занятия, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций, выставки детских работ по проекту «Времена года»,  дидактические игры по проекту «Времена года», экскурсия на участок детского сада, заучивание стихов, пословиц, поговорок, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения, конкурсы, театрализованная деятельность, сочинение рассказов и сказок, создание мини-проектов, видеопросмотр.

  • с родителями:

        Наглядная пропаганда,  беседы и консультации, коррекционный журнал, анкетирование, дни открытых дверей, круглый стол, педагогическая  лаборатория, конкурсы.

Реализация проекта

Из-за продолжительности проекта, мы разделили его реализацию на 4 блока,

каждый блок включает в себя несколько этапов:

Краски осени. (1 октября- 28 ноября)

  1. Подготовительный.
  • Вводная беседа с детьми  на тему «Как природа рисует красками» рассматривание иллюстраций с репродукциями картин.

Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей, обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники,  чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.

  • Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.

  • «Осень» из цикла «Времена года», П. Чайковский  «Октябрь».

Цель:  Развивать музыкальный, эстетический вкус.

  • Изготовление гербария из сухих осенних листьев.

Цель: Закрепить знания детей о деревьях, научить различать деревья по листве.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?».

Подвижная игра «Не ошибись».

  1. Основной.

Педагогические мероприятия по художественному творчеству

«В гостях у осени» (печать листьями)

  • «Путешествие в осенний лес» (монотипия)
  • «Веточка рябины» (рисование ватными палочками)

  1. Результативный.

Выставка детских работ.

Снежное царство. (1 декабря-27февраля)

  1. Подготовительный.
  1. Вводная беседа с детьми  на тему «Как природа рисует красками» С. Андрияки, Е. Волкова, И.И. Шишкина и др.

Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей, обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники,  чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.

2) Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.

Чтение - Константин Дмитриевич Ушинский «Четыре желания»,

Двенадцать месяцев (словацкая сказка в обр. С. Маршака)

3) Дидактическая игра  «Сложи картинку»,

Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.

4) Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Цель:  Развивать музыкальный, эстетический вкус.

5) Рассматривание деревьев в инее.

Цель: учить детей видеть красоту зимнего пейзажа, обогащать словарный запас словами: иней, искрится, блестит, сверкает, переливается, завьюжило, метель и др.

6) Дидактическая игра « Сложи снежинку», «Времена года».

  1. Основной.

Педагогические мероприятия по художественному творчеству

  1. «Волшебные снежинки» (печать потолочной плиткой);
  2. «Зимний лес» (набрызг);
  3. «Зимняя ночь» (черно-белый граттаж).
  1. Результативный.

Выставка детских работ.

Весенняя капель. (2 марта-29 мая)

  1. Подготовительный.
  1. Вводная беседа с детьми  на тему «Как природа рисует красками» рассматривание иллюстраций с репродукциями картин И.И.Левитана К.Юона, С.Андрияки, Е.Волкова, И.И.Шишкина и др.

Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей, обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники,  чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.

  1. Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.

  1. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»,

Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.

  1. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Весна», П.Чайковский «Апрель» из цикла «Времена года».

Цель:  Развивать музыкальный, эстетический вкус.

  1. Наблюдение за перелетными птицами на прогулке.

Цель: Обратить внимание детей, на то, что птицы прилетают в начале марта, закрепить знания детей о перелетных птицах.

  1. Дидактическая игра « Когда это бывает?», «Времена года».
  1. Основной.

Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования»

Педагогические мероприятия по художественному творчеству

  1. «Расколдуем мы весну» (кляксография);
  2. «Ветка с листочками » (оттиск);
  3. «Букет для мамы (Цветной граттаж);
  1. Результативный.

Выставка детских работ.

Ах, лето! (1 июня-30июня)

  1. Подготовительный.
  1. Вводная беседа с детьми  на тему «Как природа рисует картин И.И.Левитана К.Юона, С.Андрияки, Е.Волкова, И.И.Шишкина и др.

Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей, обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники,  чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.

  1. Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.

  1. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»,

Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.

  1. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Цель:  Развивать музыкальный, эстетический вкус.

  1. Наблюдение за изменениями в погоде во время прогулки.

Цель: учить детей видеть красоту летней природы, обогащать словарный запас словами: зеленеет, колышется, порхает, опыляет,  восхитительный, ослепительный и др.

  1. Разучивание «Песенки о лете»
  2. Привлечь родителей к озеленению территории ДОУ.
  1. Основной.

Педагогические мероприятия по художественному творчеству

  1. «Цветочная поляна» (кляксография);
  2. «Ласковое солнышко» (штамп);
  3. Рисование летнего пейзажа в нетрадиционной технике на выбор детей.
  1. Результативный.

Выставка детских работ.

V. Презентация проекта.

Большая выставка детских работ, создание альбома «Времена года».

VI. Развлечение «Круглый год»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе, создать положительный эмоциональный настрой, формировать интерес к художественной деятельности.

Предполагаемые результаты.

Дети закрепят знания о проектной деятельности, научатся следовать точному плану выполнения различных техник рисования. Также будет создана экспозиция детских работ по теме «Времена года».

Овладеют коммуникативными умениями:

  • умение спрашивать;
  •  советоваться;
  • презентовать полученный результат;
  • выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.
  • оценивать чужую работу.

Решение задач.

  1. Развивать познавательную активность, художественные навыки рисования.
  2. Воспитывать эстетический  и художественный вкус.

Пословицы о временах года

        

Весна зажги снега, заиграй овражки.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весна пришла - на всё пошла.

Весною сутки мочит, а час сушит.

В летнюю пору заря с зарёй сходится.

Дважды лета в году не бывает.

Дождливое лето хуже осени.

Красное лето - зелёный покос.

Лето идёт вприпрыжку, а зима - вразвалку.

Лето прошло, а солнце не обожгло.

Летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь.

Будет зима, будет и лето.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень велика, зима долга.

Осень прикажет, весна своё скажет.

Всё зимой сгодится, что летом уродится.

Зима без мороза не бывает.

Зимой солнце светит, да не греет.

Нет зимы, которая бы не кончалась.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Грач на горе - весна на дворе.

В цвету трава - косить пора.

День летний - год кормит.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

Каково лето, таково и сено.

Летний день, за зимнюю неделю.

Лето дождливое - зима снежная, морозная.

Лето крестьянину - отец и мать.

Лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.

Летом грозы - зимой морозы.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

День прозевал - урожай потерял.

Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы - из глаз слёзы.

Осень - перемен восемь.

Осень идёт и за собою дождь ведёт.

Осенью и у воробья пир.

В чужие края зиму не пошлёшь.

Зима не лето, в шубу одета.

Зима хранительница полей.

Зимой всяк рад тулупу до пят.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Новый год - к весне поворот.

Загадки о временах года

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

(Зима, весна, лето, осень)

 

Тёмным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком

И запела ручейком.

(Осень, зима, весна)

 

Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит — слёзы льёт.

(Зима)

 

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

 

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

 

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки —

Над землёй снежинки. (Зима)

 

Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт. (Зима)

 

К нам спешила поскорей,

Привезла нам снегирей. (Зима)

 

Старый дед во сто лет

Мост намостил во всю реку,

А пришла молода —

Весь мост размела. (Мороз и весна)

 

Дни становятся длиннее,

Тает снег, ручьи звенят-заливаются.

 

Из заморских стран далёких

Птицы к нам

Летят-возвращаются. (Весна)

 

Прилетела пава,

Села на травы,

Распустила перья

Для всякого зелья. (Весна)

 

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна)

 

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

 

Красна девица идёт,

Ярко солнышко ведёт,

А старушка-холодушка

Перед ними пятится,

В глушь лесную прячется. (Весна)

 

Красное, зелёное, жаром опалённое,

Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою. (Лето)

 

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

 

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

 

Зелёное, жёлтое, красное,

Самое в году прекрасное!

Босоногое, щедрое, жаркое,

Дачное, пляжное, яркое! (Лето)

 

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

 

Ей, чтобы перекрасить листья,

Не нужно красок или кисти:

Зелёные летом, они

Становятся жёлтыми, красными. (Осень)

 

Всех наградила,

Всё загубила. (Осень)

 

Пришла волшебница прекрасная

Листву без краски перекрасила. (Осень)

 

С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монет

И соберу большой букет. (Осенние листья)

Список литературы:

1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.

3. Метина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. "Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР". - М.: "Мозаика-Синтез", 2006.

6. Нищева Н.В. ИГРАЙКА 11. Игры для формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011.

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей"./ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005.

11. Четыре времени года. - М.: Издательство ОНИКС-Ч-54 ЛИТ, 2013.

12. Четыре желания: Стихи о временах года/ Сост. Р. Данкова - М.: Издательство ОНИКС, 2010.

14. Шорыгина Т.А. "Беседы о пространстве и времени". - ТЦ "Сфера", 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года"

                            Краткая аннотация к проекту "Времена года" воспитателя средней группы №1 Кузьменко С.А.По...

Проект "ВРЕМЕНА ГОДА" в коррекционном детском саду (взаимосвязь специалистов ДОУ с семьями воспитанноков).

В представленном материале предлагается презентация  долгосрочного проекта, разработанного с учётом особенностей детей, имеющих ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Главной особенностью проекта "Времена...

Проект "Времена года" в младшей группе

Проект расчитан на младший дошкольный возраст. Целью проекта является формирование элементарных представлений о временах года. Реализация проекта проходит в течение всего учебного года. Знакомство с ч...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Проект в подготовительной группе тема проекта : « Времена года»

Задачи: 1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекра...