Профилактика эмоционального выгорания с помощью песочной терапии
материал

Зянгильдяева Марина Юрьевна
•Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Синонимичные названия – эмоциональное сгорание, перегорание, психическое выгорание, профессиональное выгорание. Синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80-90%. Эмоциональное выгорание чаще выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет.
Для устранения эмоционального выгорания необходима помощь психолога, психотерапевта, поддержка семьи и коллег. Немаловажную роль играет мотивация человека – готовность изменить привычки, режим отдыха и труда, оценку себя и своей работы. 

Еще Карл Густав Юнг (1875-1961) обращался к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке.
Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений
арт-терапии — песочная терапия, которая так популярная сегодня (в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок).
Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. А как метод арттерапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. 

Преимущество процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что:

•Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен.
•Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека. 
•Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работая с песком под музыку задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. На мой взгляд, это близко к медитативным техникам.
•Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. 
•Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию. 

 

•А парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песочная терапия с целью профилактики профессионального выгорания “ Светя другим – не сгорай сам”! Составили: психолог Наумова Л.А. психолог Зянгильдяева М.Ю. 2021 г.

Слайд 2

Понятие «синдром эмоционального выгорания» Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Синонимичные названия – эмоциональное сгорание, перегорание, психическое выгорание, профессиональное выгорание. Синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80-90%. Эмоциональное выгорание чаще выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет. Но можно отметить что на данный момент этот синдром можно встретить гораздо раньше чем через 10 лет.

Слайд 3

Эмоционального выгорания (СЭВ)– это комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, негативизмом в отношении коллег, клиентов, пациентов, невротическими и психосоматическими расстройствами. Диагностикой синдрома занимаются психологи и психиатры, используется метод беседы, а также ряд специфических опросников. Лечение проводится методами психотерапии.

Слайд 4

Причины возникновения эмоционального выгорания: Личностные. Отсутствие мотивации к выполнению деятельности может быть связано с неоцененностью работы, недостатком автономности (свободы действий). Эмоционально сгорающими чаще оказываются люди, склонные к сочувствию, проявлению гуманности, увлекающиеся, сопереживающие, одержимые навязчивыми идеями. Организационные. Вероятность развития синдрома увеличивается при отсутствии четких обязанностей и справедливого распределения ответственности. Зачастую в коллективах повышена конфликтность и конкуренция, совместные усилия не согласованы, существует дефицит времени и/или материальных ресурсов, успешный результат достигается редко. Содержательные. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. К особой группе относится трудный контингент, с которым необходимо работать – тяжелобольные, правонарушители, конфликтные клиенты.

Слайд 5

Симптомы: 1. Психофизические симптомы 2. Социально-психологические симптомы 3. Поведенческие симптомы

Слайд 6

Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая аустенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 7

Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы; постоянное переживание негативных эмоций, (чувство вины, обиды, стыда); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 8

Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Слайд 9

Методы выявления симптомов эмоционального выгорания Опрос. В беседе с человеком обращаем внимание на наличие трех ключевых признаков СЭВ: истощения, персональной отстраненности, ощущения утраты собственной эффективности. Все симптомы отражают изменения в ведущей деятельности – профессиональной, бытовой, воспитательной, творческой. Специфическая психодиагностика. Стандартизированными методами обнаружения СЭВ являются опросники. Наиболее распространено применение теста MBI (Maslach Burnout Inventory), опросников эмоционального выгорания В. В. Бойко и Е. П. Ильина. Результаты отражают выраженность симптомов, риск дезадаптации, стадию процесса истощения. Общая психодиагностика. Дополнительно проводится исследование эмоционально-личностной сферы человека. Более широкий взгляд на имеющиеся отклонения позволяет определить уровень депрессии, тревожности, выраженность психосоматических расстройств, риск агрессивного и аутоагрессивного поведения. Используются комплексные методики исследования личности (СМИЛ, опросник Айзенка, метод цветовых выборов).

Слайд 10

Методики выявления синдрома эмоционального выгорания 1. Методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. 2. Методика «Определение психического «выгорания» А.А. Рукавишникова. 3. Методика «Синдром« выгорания » в профессиях системы« человек - человек». 4. Методика «Оценка собственного потенциала «выгорания». 5. Методика «Исследование синдрома «выгорания». 6. Опросник для оценки профессиональной дезадаптации Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э

Слайд 12

Что делать? Для устранения эмоционального выгорания необходима помощь психолога, психотерапевта, поддержка семьи и коллег. Немаловажную роль играет мотивация человека – готовность изменить привычки, режим отдыха и труда, оценку себя и своей работы. Для достижения стойкого результата важен комплексный психо-медико-социальный подход, который включает: Психотерапию . Сеансы направлены на изменение личностных установок пациента относительно профессиональной деятельности, формирование мотивации и заинтересованности работой, умение распределять ресурсы (время, силы) на различные сферы жизни. Психотерапия проводится в форме бесед, выполнения упражнений, домашних заданий. Медикаментозное лечение . Препараты подбираются психиатром индивидуально, схема терапии зависит от клинической картины. Нередко назначаются антидепрессанты, противотревожные средства, седативные и стимулирующие лекарства на растительной основе. Общеукрепляющие мероприятия. Больным показано соблюдение режима дня: полноценный сон ночью, регулярные умеренные физические нагрузки, правильный рацион. Для восстановления работоспособности рекомендован курс массажа , санаторно-курортное лечение.

Слайд 13

Еще Карл Густав Юнг (1875-1961) обращался к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений арт-терапии — песочная терапия, которая так популярная сегодня (в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок). Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. А как метод арттерапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

Слайд 14

Преимущество процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что: Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен. Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работая с песком под музыку задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. На мой взгляд, это близко к медитативным техникам. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию. А парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию!

Слайд 15

Преимущества использования песочных техник помогает освободить творческий потенциал человека, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность; естественная форма экспрессии, связь времен или напоминание о прошлом опыте, дверь в детство; позволяет клиенту создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам; у клиента возникает решение, которое его бессознательное состояние передает рукам; препятствует рационализации и позволяет бессознательному состоянию транслировать свою историю здесь и теперь;

Слайд 16

Преимущества использования песочных техник безопасное пространство для самораскрытия, позволяет смягчить его сопротивление и уменьшить защиту; бессознательное состояние воплощается в образе, что служит катализатором для внутреннего изменения человека; клиент становится «хозяином» старого опыта и «создателем» нового; активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью; помогает преодолеть чувства беспомощности и подчиненного положения; отражает цикличность психической жизни и свойственный ей ритмы.

Слайд 17

Какие виды работы с песком бывают 1. Рисование на подсвеченной поверхности, на которой можно создавать «песочные мультфильмы», используя специальный пульт для переключения цветов. Каждый цвет, выбранный клиентом, определяет его эмоциональное состояние на текущий момент. Переключая цвета, мы можем снимать напряжение, возбуждение и уравновешивать свои эмоции; 2. Интерактивная песочница, в которой задаются разные игровые программы, на которые можно накладывать истории-сказки, фигурки-куколки, музыку; 3. Рисование цветным песком на художественных планшетах, в которых выбор цвета фона и цвета песка играют особую коррекционную роль; 4. Спонтанное рисование цветным песком на каком-то фоне; 5. Семейное рисование в группах по 8 человек – дети/родители.

Слайд 18

Основные принципы работы с песком Естественность и спонтанность, творчество и самовыражние. Безусловное принятие любого результата. Специалист не вмешивается в процесс создания композиции. Можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать. Общий универсальный язык. Уникальность клиентов и учет, прежде всего, личных интерпретаций их миров. Продукты творческой деятельности с песком - не экспонаты, они часто подлежат разрушению.

Слайд 19

Использования песка в работе с клиентами Есть выражения «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», но нет выражения «правильная, хорошая композиция на песке или из песка». Техники работы с песком позволяют облечь травматический опыт в видимую форму. Игра в песке позволяет безопасно прикоснуться к бессознательному, к тому, что он пережил, прочувствовал, а потом спрятал где-то в недрах своего подсознания. Песочная терапия является одним из способов общения с окружающим миром и самим собой, средством снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Она позволяет прикоснуться к глубинам подлинного Я, восстановить свою психическую целостность, самочувствие, создать внутреннюю гармонию, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Слайд 20

Использования песка в работе с клиентами В городе Сан-Франциско на международной конференции была принята следующая классификация (1995): 1) Sandplay с заглавной буквы «S» является классической формой юнгианской песочной терапии с ее методологической и теоретической базой; 2) sandplay со строчной буквы «s» сигнализирует о том, что психолог имеет дело с одной из множества модификаций данного метода: песочная терапия в рамках арт-терапии, создание мандалы, медитации на песке, сказки на песке, дидактические программы на песке, педагогические развивающие техники.

Слайд 21

Анализ песочных миров осуществляется по схеме , разработанной Дорой Калфф и дополненной ее учениками. Эта схема действует только в ситуации использования классического направления юнгианской песочной терапии — Sandplay.

Слайд 22

Пример 1

Слайд 23

Пример 2

Слайд 24

Упражнение «Внутренний мир» Теперь с помощью цветного песка создайте образ, который видели, образ своей внутренней силы. Постарайтесь во время создания, ощущать эту силу и передать ее через рисунок. Рисовать желательно одновременно двумя руками. Не задумывайтесь об эстетической стороне рисунка, главное получить удовольствие и зарядиться положительной энергией.

Слайд 25

Примерный алгоритм занятия 1. Знакомство с песком 2. Дождик 3. Блинчик (тарелочка) 4. Рисунок (квадрат) 5. Повторяй за мной 6. Делай наоборот 7. Маленький поход 8. Дождик 9. Рефлексия Хорошо показана техника работы как пример видео «Мотивационные игры с песком» Елена Татарина

Слайд 26

Развивающие игры на песке: - Расстановка фигурок (куколок, героев) на песке, выбор ведущего персонажа, посредника между детьми и взрослыми (фея, гном, набор человечков), проигрывание сказки на песке – участники взрослые и дети; - Поиск предметов, создание «секретиков», отпечатков пальцев – участники дети и взрослые; - Педагогическая песочница (обучение детей и т.д.). Два подхода к работе с песочницей: Sandplay - история, сказка, её путь-развитие, терапия игрой (дети/взрослые). Sandtray - расстановка фигурок на песке, экологический, краткосрочный психоанализ (для взрослых). Примеры названий проективных игр: «Моя семья», «Мой дом», «Мой мир», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и т. п. Тайна выбора цвета: черный цвет (страх, тайна), коричневый цвет (депрессия), серый цвет (грусть), желтый цвет (достижение цели), красный цвет (активность, импульсивность), фиолетовый цвет (материнство, фантазия, сказка), зелёный цвет (саморегуляция организма), синий цвет (холодность, спокойствие), оранжевый цвет (жизнерадостность). Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком .

Слайд 27

Профилактика Естественные приемы саморегуляции организма: -смех, улыбка, юмор; -размышления о хорошем, приятном; -различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; -наблюдение за пейзажем за окном; -рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; -мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); -«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; -вдыхание свежего воздуха; -чтение стихов; -высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 28

Притча В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан? “ - "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " - предполагали студенты. - Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? - Ничего, - ответили студенты. - Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор. - У вас заболит рука, - ответил один из студентов. - Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? - Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент. - Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени? - Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. - Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор. - Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории. - Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Слайд 29

Список литературы: 1 . Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006 2 . Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007 3 . Заботливая Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007 4 . Заботливая Н.Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль , август / 2006 5 . Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия / / Дошкольная педагогика № 5 / сентября, октябрь / 2004

Слайд 30

6 . Горошкова Л. Игры с песком и водой / / Дошкольное воспитание № 6 /89 7 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии 8 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001 9 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. . : Детство - Пресс , 2002 10 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Чудеса на песке : Практика песочной терапии (диск ) 11 . Кичура В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / травень/2008 12 . Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно - количественных представлений у дошкольников с ЗПР / / Дошкольная педагогика / май , июнь / 2005 13. Семенова А. В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста , имеющих проблемы в развитии / / интернет 14 . Сакович Н.А. Технология игры в песок . Игры на мосту . - М. . : Язык , 2008 .

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе. К. Юнг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов

Занятие для педагогв по профилактике эмоционального выгорания с использованием методов арт-терапии...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»Цель:- определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.- нейтрализация эмоциональног...

Профилактика эмоционального выгорания с помощью кинезиологии.

Одним из направлений в работе по профилактике эмоционального выгорания можно использовать направление образовательной кинезиологии.Образовательная кинезиология является холистическим психолого-педагог...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных рес...