Тренинг "Тайм-менеджмент современного педагога"
материал

Лёвина Ирина Евгеньевна

Тренениг для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym-menedzhment_sovremennogo_pedagoga.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Тайм-менеджмент современного педагога»

Оборудование: листы бумаги А4, простые карандаши, ручки, маркеры, раздаточный материал с анкетами, карточками для упражнений, доска, портфель для упражнения «Чемодан в дорогу», мультимедийное оборудование.

  1. Упражнение «Приветствие»

Предлагаю Вам сейчас подумать и высказываться по кругу: «На что похоже мое настроение сейчас?"

Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким - либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. П

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Педагоги сидят на своих местах. Мест ровно столько, сколько сидящих. Психолог обращается к присутствующим со словами «Поменяйтесь местами те, кто…», заканчивая предложение определенной фразой. Задача педагогов — поменяться местами в зависимости от указанного условия, не договариваясь между собой. Психолог пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то на его место становится тот человек, которому не досталось стула.

Примеры фраз:

  • кто никогда не опаздывает на работу;
  • кто всегда успевает в рабочее время выполнить всё необходимое;
  • кто планирует свой рабочий день заранее;
  • кто не успевает отдохнуть в выходные;
  • кто часто замечает нехватку свободного времени.

  1. Основная часть.

Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходите Вы.

Время - это ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково - 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» - теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем.

Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста дошкольного образования. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности — отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса. Таким образом, современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента. Чтобы узнать, как эффективно организовывать свое время, давайте разберемся, что же такое тайм -  менеджмент (ТМ).

Тайм - менеджмент – искусство эффективной организации времени. Задачи ТМ - помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.

- Стоит ли растрачивать время в пустую?

  1. Игра «Смятая бумага» (целеполагание)

Инструкция первому участнику: «Ваша задача – бросить точно в корзину как можно больше смятых листов бумаги».  Время 1 минута. Через 1 минуту прервать его, пересчитать количество комков бумаги в корзине.

Вызвать следующего участника. «Ваша задача – за 1 минуту забросить в корзину более 25 смятых листа бумаги». Инструкция третьему участнику: «Итак, вы видели каких результатов достигли эти двое участников. Как вы думаете, каков будет Ваш результат?». «Мой результат будет выше!». Мораль - третий участник поставил себе цель САМ и достиг ее.

Как часто нас просят выполнить какую-либо задачу без объяснения деталей и правил игры. И каких невероятных высот мы способны достичь, если нам позволено самостоятельно определить цель.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять, создание основы для работы по теме занятия.

Инструкция: участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше — положительных или отрицательных. На основе этого ведущий делает вывод.

  1. Упражнение «Мои сферы жизни»

Цель: осознание жизненных приоритетов.

Инструкция: из предложенного перечня участникам предлагается выбрать те сферы жизни, которые важны лично для каждого:

  • семейная жизнь;
  • профессиональная деятельность;
  • личное развитие;
  • общение с друзьями;
  • финансовое благополучие;
  • образование;
  • быт;
  • духовная жизнь;
  • здоровье;
  • отдых;
  • хобби.

Далее необходимо проранжировать эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине — самая важная и значимая, далее — две менее значимых, ниже — три следующих по значению сферы, оставшиеся — помещаются на нижний уровень.

Вопросы для обсуждения:

1) Довольны ли вы тем, как распределено время в обозначенных сферах?
2) В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты?

  1. Упражнение «Определение личного хронотипа»

Известно, что умение эффективно организовывать свое время зависит от индивидуальных особенностей человека, к которым относятся темперамент и хронотип. Хронотип — специфическая организация работы организма в течение суток. По характеру суточных биоритмов физической активности можно разделить людей на три хронотипа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»). У «сов» пик активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков» — на более ранние часы. У «голубей» максимальный уровень активности приходится примерно на середину дневного периода. Считается, что хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. Определить свою принадлежность к одному из хронотипов поможет анкета Олофа Остберга (см. приложение № 1).

  1. Упражнение «Поглотители времени»

Цель: выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей.

Инструкция: из предложенного списка участникам предлагается выбрать «поглотители времени», которые являются помехой для современного педагога в достижении профессиональных целей и решении задач, и проранжировать их по степени значимости.

«Поглотители времени»:

  • нечеткая постановка целей;
  • отсутствие приоритетов;
  • попытка слишком много сделать за один раз;
  • плохое планирование дня;
  • личная неорганизованность, незнание с чего начать;
  • недостаток мотивации;
  • хаос в бумагах;
  • «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности;
  • неумение довести дело до конца;
  • синдром откладывания;
  • отрывающие от дел телефонные звонки;
  • отсутствие самодисциплины;
  • спешка, нетерпение;
  • медлительность;
  • недостаточный контроль за перепорученными делами.

По завершении работы ведущий делает вывод.

Таким образом, освободившись от «поглотителей» времени и обнаружив слабые места в самоорганизации, вы сможете высвободить значительные резервы времени.

  1. Мини-лекция «Эффективные приемы по организации времени»

Для того чтобы избавиться от поглотителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.

1) Принцип Парето (соотношение 80:20). Этот принцип сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848–1923) и получил свое подтверждение в различных сферах деятельности. В общем виде принцип Парето утверждает, что в пределах данной группы или ряда некоторая малая часть является более важной, чем ее относительный вес в этой группе. Проекция этого правила на работу педагога выглядит следующим образом: в процессе работы 80% результата достигается за 20% рабочего времени (несколько жизненно важных проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы) дают только 20% от всего результата. В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с выполнения приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил. Необходимо рассматривать задачу относительно ее важности. Сначала — те немногие жизненно важные проблемы, а потом — остальные многочисленные второстепенные задачи.

2) Прием «Выделяем приоритеты, или АБВ-анализ». Главный принцип — значение и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении.

Важнейшие задачи, или категория, А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%.

Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость — 20%.

Менее важные, или категория В, — 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.

Алгоритм составления приоритетного списка дел:

  • Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.
  • Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.
  • Пронумеровать дела.
  • Присвоить задачам соответствующие категории, А, Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы:
    - А — первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов — это первая и вторая задачи).
    - Б — 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10).
    - В — на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (5–10 задачи).
  • Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.
  • Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.
  • Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим людям?

3) Прием «Якорь для начала работы». Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:

  • любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;
  • «метод швейцарского сыра» — т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);
  • «промежуточная радость» — разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.

4) Метод «пяти пальцев». Используется для подведения итогов конкретного дня и ориентируется на начальные буквы названий пальцев:

М — мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Б — близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С — состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим?

Б — бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

  1.  Релаксационное упражнение «Океан» (с использованием муз. дорожки с шумом океана «Морской блюз»).

Сядьте удобно. Вы можете закрыть глаза. Представьте себе океан. Вы видите безграничный водное пространство, волны поднимаются и растут, разбиваются о берег прямо у ваших ног и уползают обратно. Если вы о чем-то думаете, ваши мысли уносят волны. Вы видите чистый берег и воду. Вы смотреть на волны, и ощущение покоя наполняет вашу душу. Это - ваш собственный мир полный покоя, который вы можете почувствовать в любой момент. Вы - обладатель этого мира, его центр и его часть. Останьтесь в этом состоянии некоторое время, а затем медленно - «возвращайтесь обратно».

  1.  Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки.

Инструкция ведущего: Наш тренинг подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. (Каждый из участников выбирает из предложенных карточек ту, которую можно положить в чемодан.)

Приложения

Приложение № 1

Притча «Банка жизни»

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый из которых был не менее трёх сантиметров в диаметре. После чего профессор спросил студентов, полна ли банка?

Студенты ответили: «Да, банка полна». Тогда он взял мелкий щебень, высыпал его в банку и немного потряс её. Щебенка заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна!»

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Щебень - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться щебень и камни. И также в вашей жизни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся.

- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Приложение № 2

Анкета «Выявление хронотипа работоспособности человека»

(О. Остберга)

Выберите один из вариантов ответа на предложенные ниже вопросы.

1) Трудно ли Вам вставать рано утром?

А. Да, почти всегда (3 балла).

Б. Иногда (2 балла).

В. Редко (1 балл).

Г. Крайне редко (0 баллов).

2) Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы ложились бы спать вечером?

А. После часа ночи (3 балла).

Б. С 23:00 до 01:00 (2 балла).

В. С 22:00 до 23:00 (1 балл).

Г. До 22:00 (0 баллов).

3) Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?

А. Плотный (0 баллов).

Б. Менее плотный (1 балл).

В. Можно ограничиться вареным яйцом (2 балла).

Г. Достаточно чашки чая или кофе (3 балла).

4) Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома — когда они преимущественно происходят?

А. В первой половине дня (1 балл).

Б. Во второй половине дня (0 баллов).

5) От чего Вам легче отказаться?

А. От утреннего чая или кофе (2 балла).

Б. От вечернего чая (0 баллов).

6) Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?

А. Меньше минуты (0 баллов).

Б. Больше минуты (2 балла).

7) Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой, во время отпуска, поездок?

А. Очень легко (0 баллов).

Б. Легко (1 балл).

В. Трудно (2 балла).

Г. Не меняю (3 балла).

8) Если рано утром предстоят важные дела, насколько рано Вы ложитесь спать?

А. Более чем на 2 часа (3 балла).

Б. На час-два (2 балла).

В. Меньше чем на час (1 балл).

Г. Как обычно (0 баллов).

Обработка результатов. 

Необходимо подсчитать количество баллов по всем вопросам.

Сумма от 0 до 7 баллов позволяет считать испытуемого «жаворонком»;

от 8 до 13 — «голубем»;

от 14 до 20 — «совой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.

Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах....

Современным детям нужны современные педагоги

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сдела...

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Мастер-класс для педагогов "Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога"

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к  применению  интерактивных методов обучения.Задачи:• Познакомить педагогов с понятием «интерактивное обучение»;• Позн...

Эссе "Современным детям-современный педагог"

Краткое размышление о профессии...

Эссе "Современным детям - современный педагог"

Размышляя о профессиональных и личностных качествах современного педагого, каждый из нас рано или поздно приходит к выводу о том, что качества хорошего педагога представляют собой некую константу, не ...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...