Музыкотерапия дошкольников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
статья

Ольга Ивановна Рубанова

Инклюзивное образование в контексте ФГОС ДО является неотьемлемой частью процесса дошкольного образования и подразумевает обеспечение качественного образования для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx20.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия    дошкольников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

    Инклюзивное образование в контексте ФГОС ДО является неотъемлемой частью процесса дошкольного образования и подразумевает обеспечение качественного образования для детей ОВЗ.

    Дети с нарушениями в развитии являются «особенными» детьми, для которых помимо проблем со здоровьем характерна неуверенность в своих силах, плаксивость, раздражительность из-за того, что их не понимают в современном мире. И задача педагога найти подход к такому ребенку, помочь адаптироваться в социальной среде.

    Музыка, является одним из доступных и привлекательных видов деятельности ребенка и оказывает большое воздействие на чувства, эмоции. В процессе знакомства с разнообразным   миром музыки ребенок учится слушать, понимать и «любить» музыку. Научившись ощущать и чувствовать музыку, ребенок начинает по «новому» воспринимать и оценивать происходящее вокруг.

    Музыка является многогранным направлением, которое не только создает условия для развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений музыкальной культуры, способствует реализации творческой самостоятельной деятельности, но также в процессе различных упражнений стимулирует и развивает двигательные и речевые процессы, решает психолого-педагогические (социально-адаптивные) задачи, корректирует психоэмоциональные отклонения, психосоматические нарушения (вегетативная, дыхательная, сердечно-сосудистая система, зрение и т.д.).

     Еще в древности люди обратили внимание на лечебное воздействие музыки и широко использовали в практике. В настоящее время для лечения и реабилитации детей, страдающих различными заболеваниями, также используют прослушивание музыки.

    Ученые установили, что звуки различных инструментов благотворно воздействуют на разные   органы, например струнные инструменты - благотворно влияют на работу сердца, кларнет воздействует на кровеносные сосуды, а флейта улучшает работу легких и бронхов. Лидером среди музыкальных инструментов принято считать орган, поскольку он сочетает в себе звучание нескольких музыкальных инструментов и может одновременно воздействовать на различные органы.

    Музыкотерапия является одним из ведущих методов коррекционной помощи детям с ОВЗ и рассматривается, как интеграция различных видов музыкальной деятельности. Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ может быть как пассивной, так и активной формой воздействия.

К пассивной форме относится восприятие музыки, которое является основой формирования музыкальной культуры ребенка, поскольку является составной частью любого вида музыкальной деятельности и основывается на внутренних переживаниях ребенка. В процессе восприятия музыки различного характера и содержания у детей развивается эмоциональная сфера, волевые качества, познавательные способности, речь, внимание, память, воображение. Главная задача музыкального руководителя, средствами музыки активизировать работу организма и направить поток положительной энергии на процесс оздоровления.  

      Музыка благотворно влияет на центральную нервную систему, регулируя эмоциональное состояние ребенка. Так медлительным детям желательно слушать музыку, которая стимулирует жизненные тонус, повышает настроение-это музыкальные произведения быстрого, подвижного, энергичного характера. Гиперактивным детям, желательно прослушивать успокаивающую музыку умеренного темпа. Дети, у которых отмечается резкая смена эмоционального состояния, предпочтительно прослушивание спокойной музыки с одинаковым уровнем звучания громкости. Включение музыки должно проводиться дозированно в зависимости от времени суток,  деятельности и настроения ребенка. Так в утреннее время, предпочтительно включение музыки бодрого, мажорного характера с добрым текстом, во время сна, в послеобеденное время, желательно включение тихой, спокойной музыки, способствующей расслаблению, успокоению, возможно включение музыки со звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум морских волн), вечером предпочтительно прослушивание музыки снимающей психологическое напряжение, накопившийся стресс (классическая музыка для детей)

      В процессе восприятия музыки, можно использовать метод релаксации, успокоения, применяя дыхательную гимнастику («Задуем свечу», «Засыпающий цветок», «Аромат розы» и т.д.), такие упражнения оказывают тонизирующий, расслабляющий эффект, способствуют снятию эмоционального напряжения.

    К активным формам воздействия музыкотерапии относят вокалотерапию, кинезитерапию. Каждая из форм воздействия заслуживает отдельного внимания и направлена на коррекцию физических, умственных и психических отклонений детей.

     Вокалотерапия направлена на оздоровление организма ребенка, создание положительного настроения, позитивного отношения к жизни. В процессе пения у ребенка не только развивается художественно-эстетический вкус, формируются основы певческой культуры, но и развиваются психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), совершенствуется речевой аппарат, нормализуется дыхательная система, активизируется работа внутренних органов. Например, пропевание различных звуков: «И», «О», «Е», «А», «У», «Я»  позволяет стимулировать работу различных органов (головной мозг, щитовидная железа, верхняя часть легких, сердце), а сочетание различных букв «СИ», «РЕ», «НГ»,  помогает справиться со страхами, стрессами, неуверенностью.

       Приобщение к народному искусству (потешки, прибаутки) расширяет умственные и музыкально-творческие способности детей, развивает речевой аппарат. Например, использование песен с игровым содержанием создает предпосылки для развития творческих способностей детей, а  пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» позволяет добиться правильного произношения.

       Кинезитерапия  относится к одной из форм активного воздействия музыкотерапии и представляет собой комплекс упражнений, этюдов, игр направленных на коррекцию моторики, способствующих снятию мышечного тонуса, психоэмоционального напряжения. Под воздействием музыки дети учатся выражать свои впечатления при помощи движений, управлять своими эмоциями и настроением.

      В кинезитерапии выделяют несколько активных методов:

психогимнастика: психогимнастические этюды и упражнения направленные на укрепление психического здоровья детей, создание положительного эмоционального настроя. В психогимнастических этюдах часто используют атрибуты различного цвета. Например, использование  различных шарфиков, ленточек, платочков синего, красного, желтого и зеленого цветов, способствуют созданию хорошего настроения, успокаивают, благотворно влияют на организм. К психогимнастике относятся также игры, направленные на развитие внимания, памяти, двигательной активности. При помощи музыкальных игр можно стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, регулировать нервную систему, поскольку в музыке присутствует ритм. С помощью метроритма можно затормозить слишком возбужденных детей и активизировать медлительных.

  Ритмопластика: этюды и упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения, корректирование движений. Одним из вариантов ритмопластики является сюжетно-игровая кинезитерапия, когда все упражнения объединены одним сюжетом, проводятся в игровой форме и направлены на релаксацию и корректирование моторики.

     Игровая кинезитерапия может рассматривается, как один из самостоятельных методов воздействия и коррекции поведенческих отклонений. Такие игры, как правило, снимают не только агрессию, негативизм, они являются фактором психологической разгрузки, помогая ребенку принять нормы и правила поведения в обществе. Например в этюде «Лев охотится, лев отдыхает» на музыку К.Сен-Санса «Королевский марш львов» ребенок, изображая поведение льва, имеет возможность порычать, давая выход накопившейся за день усталости, раздражительности, а затем под спокойную музыку может удобно расположиться и расслабиться.

    Интегративная кинезитерапия: воздействие музыки на организм человека через использование других видов искусств: рисование, пантомима, драматизация, музыкально-подвижные игры. Этот метод воздействия является уникальным средством для решения целого ряда психологических, поведенческих и координационных задач, поскольку представляет собой комплекс средств позволяющих детям выражать свои эмоции, а педагогу корректировать возможные нарушения, в процессе различных видов деятельности. Так использование определенных цветов при рисовании, позволяет добиться хорошего, благодушного настроения, позитивного настроя, а использование элементов драматизации и пантомимических этюдов позволяет при помощи игры сформировать эмоционально-волевую сферу, развить пластику движений, снять мышечные зажимы, спазмы.

     Таким образом, в процессе интегративной кинезитерапии у ребенка не только развиваются творческие способности, но и решаются психологические и поведенческие задачи: ребенок учится в процессе игры принимать себя таким, какой он есть; развиваются навыки коммуникации, взаимодействия с социумом.

    Логоритмика  направлена  на преодоление речевых нарушений с помощью музыки, движений, слова,  и включает в себя пальчиковые, речевые, и коммуникативные игры. Музыка, на логоритмических занятиях, является началом движения, а каждый музыкальный сигнал вызывает двигательную реакцию. Это позволяет развить слух, внимание, скорректировать речевые нарушения.

      Ученые, изучающие механизм речи, утверждают, что между движением и речью существует тесная взаимосвязь, потому, что речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием  импульсов, поступающих от пальцев рук, поэтому использование на занятиях пальчиковых игр является эффективным средством для корректирования речи и движений. Пальчиковые игры очень привлекательны для детей, поскольку они разнообразны, оригинальны и представляют собой мини-театр, где в роли актеров выступают пальцы. У детей в процессе игры развивается не только речь, мелкая моторика рук, но и мышление, и воображение.

       Широкое применение коммуникативных танцев и игр создают положительный эмоциональный настрой, помогают научиться «особому» ребенку взаимодействовать в коллективе, находить общий язык со сверстниками.

       Рассматривая логоритмику, как отдельный элемент в занятие, или организуя самостоятельное сюжетное занятие, мы при помощи слова и движения корректируем умение ориентироваться в пространстве, укрепляем мышечный тонус, развиваем воображение, память речь, а музыка помогает  регулировать двигательную активность, снять эмоциональное напряжение, адаптироваться к внешней среде.

    Таким образом можно сделать вывод, что при соблюдении определенных условий, создавая атмосферу доброжелательности, партнерства и сотрудничества мы, при помощи музыки, повышаем интерес к окружающей среде, помогаем ребенку по-новому взглянуть на мир. Под влиянием музыки, у «особого» ребенка совершенствуется координация движений, улучшается речь, развиваются познавательные способности, волевые качества. Благодаря разнообразию и богатству музыкальных звуков у ребенка создается бодрое, радостное настроение, повышается жизненный тонус, что благоприятно сказывается на состояние организма в целом.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика - М.: ВЛАДОС, 2013.
  2. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. - СПб. 2018
  3. Кирюшина А.Н. Организация развивающего коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками.- Детство-Пресс.2018
  4. Микляева Н.В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.- АРКТИ.2019
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под. Ред. Е. А. Медведевой. - М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное сопровождение детей с нарушениями в развитии в рамках инклюзивного образования в ДОУ

Как приоритетное направление в образовании актуальность которого обусловленно повышением роли человека - поддержка, воспитание, образование и социализация маленьких жителей подмосковного края - детей ...

Использование фитболов в рамках инклюзивного образования

Данный материал предназначен для педагогов коррекционных групп...

Консилиум – как форма организации работы специалистов в рамках инклюзивного образования

В данной презентации расказывается о работе консилиума в дошкольном учреждении....

«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»

Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....

Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования

В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт полож...

Организация дополнительной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и инвалидами в рамках инклюзивного образования в ДОО

Для обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ дошкольного образования в МБДОУ организовано сетевое взаимодействия с организациями ДОП образования г.Канска и сетевыми партнерами. Так...