«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством применения эйдетики»
материал

Ермакова Наталья Александровна

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством применения эйдетики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx782.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей дошкольного возраста

посредством применения эйдетики»

«Воспринимается и запоминается лишь та информация,

которая усваивается легко, с удовольствием.

Именно такое овладение знаниями происходит с помощью

методов эйдетики…за полтора часа интересной игры

участники усваивают информацию, сравнимую по объему

с недельным обучением в старших классах школы».

Лариса Терлецкая.

Дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода – овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Своевременное формирование правильной речи и коммуникативной компетенции в дошкольном детстве – одно из основных условий полноценного развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе и его социализации в обществе

Проблема развития речи детей становится с каждым годом всё более острой. Кроме этого современные дети с трудом воспринимают информацию «на слух».  Человек воспринимает 80-90%  информации визуально, современные дети в силу объективных причин становятся все более визуалами, чем предыдущее поколение. По данным психологов новая информация усваивается и запоминается лучше в том случае, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. Дошкольники воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет жизни правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Поэтому,  яркие образы очень важны в жизни детей. Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию, побуждать дошкольников к речевой, познавательной активности? На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же обозначает этот термин?

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, запоминание информации, но и способ подачи учебного материала. Эйдетизм – компонент образно-чувственного мышления, основа творческого воображения, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Начинать тренировать образную память можно с дошкольного возраста. Создавать можно различные образы: образы букв, предметов, цифр, стихотворений.

В России изучением эйдетики занимались Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов. Л.С. Выготский так определил сущность этого явления: это способность «видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…» Ученый рассматривал эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития и считал, что «…эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству»

Так как основным видом обучения в деятельности дошкольника является игра, то и приемы эйдетики для развития речи и актуализации  интереса детей, развития внимания, воображения и памяти мы используем в форме игры. Для педагога важным является умение создавать условия для постепенного вовлечения детей в более сложные, интересные и творческие формы игровой активности на занятиях.

Для развития ассоциативного мышления используют друдлы – это загадки-головоломки; рисунки, о которых невозможно четко сказать, что на них изображено. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветок, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии:  помогут актуализировать имеющиеся представления детей о животных, овощах, фруктах, транспорте, растениях и т.д.

Если вы демонстрируете детям друдл, то эффективнее поворачивать его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов изображения и смогли  использовать как можно больше резервов выбранного друдла.

Можно составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают в определенной последовательности.

«Сочиняем»

Описание: даём детям несколько карточек, они их запоминают и сочиняют сказки и небылицы, чтобы в придуманном тексте в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Картинки по запросу кукла картинка детская нарисованная

C:\Users\hp-book\Desktop\Без названия.jpg

C:\Users\hp-book\Desktop\Без названия (2).jpg

Усложнить задание можно, подобрав заранее тему для фантазии, например, «Детский сад», «Игрушки», «Лето» и так далее. Через игру дети запоминают информацию, в основе которой лежит умение фантазировать, воображать, запоминать, учатся сочинять и воспроизводить вслух придуманное. Так формируются и развиваются навыки монологической речи.

Игра «Запомни и запиши»

Цель: развивать зрительную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточки: с 2-3 написанными на ней цифрами или геометрическими фигурами.

Описание: Взрослый предлагает ребенку карточки и предлагает внимательно их рассмотреть в течении 5-10 секунд, стараясь запомнить, в каком порядке они изображены. Затем карточка убирается, а ребенку нужно назвать или изобразить  увиденные  цифры или геометрические фигуры в заданном порядке.

Игра «Чем отличаются?»

Цель: развивать зрительную память, речь, формировать умение внимательно,  рассматривать похожие предметы и сравнивать их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.

Оборудование: пары сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

Описание: ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения – другая, после чего ребенку нужно назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

C:\Users\hp-book\Desktop\sravnenie1a1.jpg

Применение приемов эйдетики на музыкальных занятиях

C:\Users\hp-book\Desktop\1-2.jpg

В дошкольном возрасте ребёнок каждый день узнаёт что-то новое для себя. И если с окружающим миром, правилами поведения на дороге, математикой и т. п. мы можем познакомить малышей «наглядно», как объяснить, что такое вальс, скрипичный ключ или чем отличается классическая музыка от народной… Ведь главная задача музыкального руководителя (как и любого другого педагога) преподнести учебный материал так, чтобы ребёнок понял, усвоил и запомнил его. Для этой цели на своих музыкальных занятиях можно применять приёмы эйдетики, которая развивает образное мышление детей.

«Звуковые ассоциации»

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Можно сделать «шумовые коробочки» и положить в них различные предметы, порождающие звуки. Например, в разные пластмассовые баночки положить монеты, пластмассовые или стеклянные шарики, камешки, фасоль, крупы и т. д.

«Музыкальный мешочек»

В плотные тканевые мешочки кладутся различно звучащие предметы: крупа, камешки, целлофан, монетки и т.д. Перед детьми выкладываются различные картинки: машина, дождик, книжка… Один из мешочков начинает «звучать», педагог задаёт вопрос «О чём вы подумали, когда услышали этот звук?»

Главная задача детей – создать звуковую ассоциацию и пояснить,  почему они так решили, составить логическую цепочку, а не просто угадать, что лежит в мешочке!

«Весёлые камешки»

Перед детьми стоит ёмкость с камнями (некрупными, без острых краёв). Музыкальный руководитель предлагает детям послушать, как могут разговаривать камешки. Издавая различные звуки камнями (шуршание, скрежет, громкое и тихое постукивание и т.п.), спрашивает у детей, о чём они подумали (что представили) когда услышали звук.

Примеры ответов: ручеёк бежит, лягушки квакают, дождик идёт, лошадки цокают и т.п. Далее ребятам предлагается взять по камню и раскрасить в соответствии с понравившейся звуковой ассоциацией. В дальнейшем, на занятиях с помощью камней можно озвучивать небольшие рассказы или сочинять свои.

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Применение эйдетики на логопедических занятиях

У детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечаются нарушения неречевых процессов: недостаточное внимание, плохая память, бедное воображение и т.д. Особенности психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи в дальнейшем могут привести к неуспеваемости при обучении в школе. Поэтому с детьми дошкольного возраста учитель-логопед может активно применять приемы эйдетики на коррекционных занятиях.

Закрепляя правильное звукопроизношение, дети  многократно воспроизводят различный речевой материал (стихотворения, рассказы), насыщенный закрепляемыми звуками. Так как у детей с речевыми нарушениями часто отмечается недостаточная слуховая память, проявляющаяся в замедленном темпе усвоения, непрочности сохранения и неточности воспроизведения, в коррекционной работе активно используются мнемотаблицы.

Мнемотаблицы представляют собой текст, зашифрованный картинками или символами, которые являются своеобразными подсказками при воспроизведении стихотворений или рассказов. Картинки или символы могут быть нарисованными художником, педагогом или ребенком.

C:\Users\hp-book\Desktop\3porosenka.jpg

При использовании данного приема в мозг ребенка одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, мышечного. Они объединяются, что создает сложные нейронные связи, которые облегчают процесс запоминания, сохранения и воспроизведения речевого материала.

Эйдетика в работе педагога-психолога

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса изменились требования, предъявляемые к процессу образования детей. Дошкольный период является сенситивным для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в это время закладываются предпосылки к учебной деятельности ребенка. Для успешного обучения в школе детям требуется обладать развитыми интеллектуальными способностями. Одной из основ подготовки к школе  может стать эйдетика. Основное правило эйдетики: воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения. Приемы эйдетики, основанные на игре и фантазии, дают возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию.

Методы эйдетики можно использовать в занятиях с детьми с четырех лет, они позволят активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, развивать внимание, речь и неординарное мышление. Так как все психические процессы взаимосвязаны между собой, то необходимо комплексное воздействие на них.

Игра «Слова»

Цель: ознакомление с методом связных ассоциаций, развитие сенсорной памяти, формирование умения сопоставлять слово с образом, развитие воображения.

Описание: детям называют в медленном темпе слова и предлагают подобрать к слову любой камешек. Камни выкладываются по порядку. Педагог называет любой по счету камешек, а ребенок должен назвать слово, которое соответствует данному камню. После этого дети рисуют на камне соответствующий рисунок. Далее можно придумать маленький рассказ.

Список слов: цветок, телефон, дом, тучка, тарелка, солнышко, банан и т.д.

Игра «Шумы»

Цель: познакомить с методом невербальных ассоциаций, в основу которого положена естественная реакция ребенка отвечать на любой шум  воображением.

Описание: в процессе работы по методу невербальных ассоциаций используются  изображения и шумы-заменители (можно шуршать, мять или  рвать бумагу, стучать ладошкой по столу, стучать ногой, стучать карандашом по столу и т.д.) Детям предоставляется картинка и соответствующий звук. Они представляют,  как можно этот звук связать с картинкой. Как только дети закончили, им предлагают посмотреть на картинки и вспомнить соответствующие шумы, которые сопровождали нашу игру.

Педагог повторяет шумы в любом порядке и предлагает представить и вспомнить соответствующие картинки. Например, показывает карточку со стулом и стучит ладошкой по столу. Ребенку предлагается вообразить, как плотник соединяет детали этого стула. Следующая карточка с книгой, сопровождается стуком ногой по полу. Ребенок может вообразить, что мама идет и несет ему книгу и т.д.

Вывод

 Приемы эйдетики будут хорошим подспорьем для подготовки детей к школьному обучению. Дети научатся легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию, также этот метод способствует развитию неординарного мышления и внимания.

Регулярное использование приёмов эйдетики на занятиях с детьми дошкольного возраста, способствует развитию речевой и творческой активности, расширяет словарный запас, развивает внимание, память, мышление. Эйдетика позволяет не только запоминать и воспроизводить увиденные образы, это одно из основных условий для развития неординарного мышления и познавательной активности ребенка, начиная с дошкольного возраста.

Эти приемы просты в использовании и доступны для всех – педагогов и родителей. В дальнейшем дети могут сами придумывать игры и задания с использованием приемов эйдетики и играть друг с другом, развивая речь, мышление, память и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи детей дошкольного возраста методом моделирования, с применением условных заместителей".

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в до...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет с применением малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок"

В методической разработке представлен практический материал и перспективные планы включения малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок в совместную образовательную деятельность...

«Применение технологии «Бусография» в системе развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Бусография» - методика по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», к...

Конспект НОД "Применение парционально-инновационной программы "Росток" по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Программное содержание:1.Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.2.Продолжать формировать умение графически изображат...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп....