Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Матчитова Софья Николаевна

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощтю карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство длыя его воплощения. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Изобразительная деятельность отражает действительность через компоненты, в которых заключено гармоничное сочетание реального                        и воображаемого, а их взаимное влияние на восприятие ребенка способствует активизации психического развития ребенка дошкольного возраста, а также их творческого потенциала.  

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с деятельностью активного воображения, которая проявляется в том, что, прежде чем запечатлеть образ на бумаге или холсте, художник с помощью сознательных волевых усилий создает его в собственном воображении.

Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности, т.е. ее интересов, знаний и эмоционального настроя.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощтю карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство длыя его воплощения. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа.

К основным направлениям изобразительного творчества старших дошкольников относятся:

Рисование. Оно помогает ребенку в познании окружающей действительности и переносе познанного на лист бумаге, в том виде, какое закреплено в его сознании и, какой образ реального объекта сложился в представлении ребенка. Рисование отражает степень развитости образного мышления дошкольника, а также уровень его интеллектуального развития и уровень познания окружающей действительности.

Лепка. Она помогает в развитии у ребенка пространственных представлений. Объекты окружающего мира дети представляют в объемном, трехмерном виде. В ходе лепки отдельных фигур животных, растений, людей и неодушевленных предметов, ребенок отражает их форму, особенности строения, какие-то специфические свойства. В лепке применяется большое количество различных материалов, которые помогают в достижении выразительности объектов. Именно развитие способности передачи выразительности объектов и является приоритетным назначением лепки.

Аппликация. Эта разновидность изобразительной деятельности помогает в развитии не только творческого воображения, но и активизирует работу мелкой моторики, развивает терпимость и усидчивость, помогает в подготовке ребенка к обучению письму. Аппликация предполагает вырезку из бумаги разнообразных фигур и их приклеивание на другую поверхность: бумагу, картон, ткань и т.д. аппликации можно делать из бумаги разного цвета и фактуры. Также, можно использовать и другие материалы: пластилин, ткань. Использование различных материалов и техник аппликации помогает в активизации представлений и их образов в своей памяти. Дети расширяют свое воображение и укрепляют пространственные представления. Кроме того, аппликация способствует развитию художественного вкуса.

Проведение занимательных занятий. Такие занятие необходимы для развития мотивации ребенка к творческой деятельности. необходимо стремиться к тому, чтобы каждое учебное занятие в ДОУ содержало занимательный компонент.

Художественное слово. Этот метод не так часто и активно применяется на занятиях по изобразительному искусству, но в нем заложен огромный потенциал по развитию воображения ребенка. Выразительное чтение художественной литературы создает творческое настроение в коллективе и активизирует работу воображения. Поэтому, чтение можно включить в начальный этап занятия по изобразительному искусству. Дети могут изображать при помощи рисования, лепки или аппликации те объекты, о которых шла речь в произведении. Таким образом, творческое воображение будет максимально активизировано.

Развивая интерес к занятию, предоставляли детям, как можно больше самостоятельности, помогая в выполнении поставленных задач. Мы не ставили задачу точно повторить образец, а с его помощью стремились вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать.

Определяя различия и сходства между предметами, изображая образ предмета или явления в изобразительной деятельности, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей.

Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Качество рисунка оценивается не только «правильностью» изображения, но и по выразительности образа, его художественности. Рисунок как продукт детской деятельности в теоретической литературе оценивается различно.

Каждый ребенок обладает своим особым
запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности
жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов.                   Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности,
своеобразия создаваемых образов. Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, самые характерные его признаки и особенности. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения сюжета и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.

Эмоциональное отношение к процессу создания изображения у большинства детей яркое. Дети с радостью принимаются за работу. В процессе своего творчества некоторые дети произносят какие – то фразы, из которых бывает понятен замысел рисунка. Однако рисунки некоторых детей показывают недостаточное развитие образного творчества, характерно используют одинаковое горизонтальное положение листа.

Проблема развития воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен развить навык у детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные особенности.

Немаловажную роль в формировании и развитии воображения ребенка играет и взрослый – его креативность в проведении занятий, его педагогическая позиция, но и личность в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения у детей, но и в процессе деятельности должен обогащать воображение и фантазии дошкольников, использовать специальные упражнения и занятия, которые стимулировали бы развитие детского воображения, напоминать родителям о важности таких занятий дома и т.д.

Таким образом, воображение – это психический процесс создания новых образов на основе воспринятой действительности. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах, форме, цвете, величине положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения в младшем дошкольном возрасте.

Особенности развития воображения в раннем и дошкольном возрасте, методы развития воображения, роль изо деятельности в развитии воображения младший дошкольный возраст...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...

конспект по самообразованию «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования....