конспект по самообразованию «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»
проект (старшая группа)

Шелякина Любовь Петровна

Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_netr.teh_.risovaniya_23-24_g.g.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Березка» с.Мамонтово

План по самообразованию

Тема: «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

Выполнила воспитатель:

Шелякина Л.П.

 2023 год.

1.Паспорт проекта

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Родители воспитанников ДОУ
  • Воспитатель старшей группы

Тип проекта: Исследовательско - творческий.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2023г.- Май 2024г.

2.Проблема проекта: Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения не достаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности: бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Расширяется диапазон способов передачи изображения: кляксография, выдувание и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

3.Актуальность проекта: Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Следует включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щётку, ватные палочки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

4. Цель проекта: Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.

5. Задачи:

  • познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
  • развивать художественно – творческие способности детей.
  • создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

6.Планируемые результаты:

  • У дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг);
  • Развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке);

7. Возрастные особенности детей: В  изобразительной деятельности 5-6 летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой, 

овальной, прямоугольной формы,

состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий. 

Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший 

возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека.   Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью.

8. Принципы к реализации проекта:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  •  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  •  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  •   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

9. Методы реализации проекта:

  • Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин
  • Словесные методы: беседа, пояснение, объяснение.
  •  Практические методы: рисование солью, манная крупа, мятой бумагой; кляксография с трубочкой, набрызг, пластилинография.

10. Итоговый продукт:

 Альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования.

11. Этапы реализации проекта:

1этап: Подготовительный.
 Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
 Постановка цели и задач.
 Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2этап: Основной.

Месяц

Содержание деятельности педагога

Тема

Техника рисования

Програмное содержание

сентябрь

Изучение литературы, изучение методов и приемов в технике рисования.

«Бабочки которых я видел летом»;

«Осеннее дерево»

Пуантилизм

Набрызг

Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать воображение, аккуратность при выполнении работы;

Умение рисовать деревья, развивать чувство цвета.

октябрь

Оснащение РППС;

Изучение техники рисования, пластилинографии

«Герои сказки»

Пластилинография

Передача образа в техники пластилинографии, развивать мелкую моторику рук.

ноябрь

Беседа с детьми, игра «Какое настроение?», изучение темы

«Первые снежинки»

Манная крупа

Развивать чувство композиции, воображение;

декабрь

Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений).

«Снегири на ветках»;

«Снеговик»

Тычок, ладошка

Рисование солью

Совершенствовать навыки рисования способом тычка и ладошки, развивать умение самостоятельно создавать композицию;

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования, воспитывать аккуратность.

январь

 Обновление РППС, обучение через интернет ресурсов овладению необходимыми для изображения навыками и умениями.

«Морозный узор»

Восковые мелки, акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окр.мире.

февраль

Подбор материала, изучение темы

«Подарок папе»

Пуантилизм,

Продолжать развивать умение в данной теме.

март

Изучение формы работы по теме.

«Цветок для мамы»

Рисование на мятой бумаге;

Нитяная графика

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге, работа с ниткой , развивать композиционные умения.

апрель

Подбор материала, изучение темы

«Весна красна»

Поролоном;

Кляксография с трубочкой.

Помочь детям освоить способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый обьект;

Умение выдувать узор с помощью воздуха из трубочки.

май

Создание  «Элемент узора» (пазл), приобретение материала

«Одуванчики»

Рисование ватными палочками

Развивать умение рисовать в данной технике.

Работа с родителями

месяц

Формы работы в рамках изучения темы

Тема

сентябрь

консультация

Тема: «Роль рисования в развитии детей»

ноябрь

консультация

Тема: «Значение рисования нетрадиционными способами»

январь

консультация

Тема: «Каждый ребёнок талантлив»

март

памятка

Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества»

апрель

Выставка совместных рисунков родителей и детей

Тема: «Весенняя пора».

май

консультация

 Тема: «Рисунки из ладошки».

Работа с педагогами

май

Мастер- класс  Тема: «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

3этап: Заключительный.

Деятельность по осуществлению проекта.
12. Риски проекта:

  • Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок;
  • У детей может быть слабая заинтересованность.

13. Пути преодоления

-групповая и индивидуальная работа с детьми (закреплять знания в режимные моменты)

- домашние задания

14. Перспективы дальнейшего развития проекта

Продолжать работать с детьми и родителями над этим проектом в 2024 году

15. Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы

Литература:

  • Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Т.И.Сайганова, Е.М. Седова. - М.: Сфера, 2005. 5-09-009794-1.
  • Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать[Текст] / Т.С. Комарова. - М., 1998. – ISBN 5-86775-079-5.
  • Соломенникова О. Радость творчества [Текст] / О. Соломенникова. - М., 2005. – ISBN 978-5-9949-0266-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

«Изобразительная деятельность и развитие творчества детей подготовительного дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения»

АннотацияПроект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей  подготовительного дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» направлен на воспитание ...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФОП».

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...