Зрительный тренажёр "Умные тропинки"
методическая разработка

Корецкая Елизавета Вячеславовна

Решение математических задач в режиме дня с использлванием зрительного тренажёра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnye_tropinki.docx495.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 33
Колпинского района Санкт-Петербурга

196655, Санкт-Петербург, Колпино, ул.Тверская, д.5, лит.А,
тел. (812) 463-20-53, факс (812) 463-32-32

Решение математических задач в режиме дня

С использованием зрительного тренажёра

«Теремок. Умные тропинки»

для детей 3–4 лет

                                                                                                             Выполнила:

воспитатель: Е.В. Корецкая

Дети – это «особые люди». Их организм работает практически идеально, и для поддержания здоровья необходимые определенные манипуляции, которым стоит приучать малыша с детства.

О такой проблеме как повальное увлечение дошкольников различными гаджетами говорят сегодня не только врачи, но и педагоги. Современные дети тянуться к современной технике, забывая про игры, игрушки, прогулку, а родители идут у них на поводу, покупают планшеты, мобильные телефоны, разрешают часами сидеть за компьютером и перед телевизором. Между тем зрение дошкольника, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования, и чрезмерные зрительные нагрузки могут привести к серьёзным последствиям.

Статистика утверждает, что с каждым годом среди школьников становится всё больше детей со слабым зрением. В ходе ежегодных медицинских осмотров медики выявляют снижение остроты зрения у детей еще перед поступлением в школу.

Задача родителей и педагогов сохранить зрение ребёнка. Для охраны зрения детей необходим грамотно выстроенный режим дня, чередование в течение дня различных видов деятельности. О необходимости соблюдения гигиены зрения должны знать и сами дошкольники. Так в ходе непрерывной образовательной деятельности воспитатели могут рассказать им о том, какую роль играют глаза в жизни человека, какие трудности каждый день испытывают люди, потерявшие зрение.

Увлекательными и полезными  для детей станут упражнения и игры на зрительном тренажёре, которые помогут снять зрительное напряжение, повысят зрительную работоспособность. Включение в упражнения игровых и сюрпризных моментов, а так же стихов, загадок, потешек позволит создать эмоционально положительную атмосферу в группе,  и зрительная гимнастика не будет восприниматься детьми как бессмысленное занятие.

Упражнения и игры на зрительном тренажёре  преследуют несколько задач:

  • предупреждение нарастающего утомления глаз;
  • укрепление глазных мышц;
  • снятие напряжения;
  • профилактика нарушений зрения.

Правила выполнения упражнений со зрительным ориентиром:

  • зрительный ориентир не должен сливаться по цвету с окружающей обстановкой
  • зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей
  • показ предмета осуществляется в медленном темпе
  • ребенок до конца должен проследить глазами движение зрительного ориентира
  • работают глаза, голова неподвижна (!)

Этапы обучения детей работе на зрительном тренажёре.

Первый этап, подготовительный.

Ознакомление детей со зрительным тренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

Второй этап, основной.

Ребенок ведет указкой по зрительным ориентирам. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

Третий этап, заключительный.

Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Представляю зрительный тренажёр: «Теремок. Умные тропинки» На стене в группе расположены силуэтные изображения теремка, животных (героев сказки) и дорожек разного цвета и  конфигурации (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.)  Тренажёр находится на доступной для детей высоте, имеет привлекательные яркие цвета, изготовлен из легко моющего материала. Изначально предполагалось, что зрительный тренажёр  будет служить только для проведения гимнастики для глаз в режиме дня. Но помня о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, я решила наполнить упражнения с тренажёром игровыми действиями (сюжетами, загадками, стихами). Это способствует развитию не только прослеживающей функции глаз, фиксации взора, укреплению глазодвигательных мышц, но и развитию познавательных способностей детей,  решению разных задач, в том числе и математических.

Перечень игр и упражнений к зрительному тренажёру

 «Теремок. Умные тропинки»

« У кого какая дорожка»

Цель: формировать умение правильно узнавать и называть цвета, развивать зрительное (сенсорное) восприятие.

  • предложить детям занять удобную позу
  • сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох
  • зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути
  • проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной).

       Упражнение повторяем 5-6 раз.

Будем глазками на зайку (мышку, мишку, лисичку и т.д)

Мы внимательно смотреть.

Щёчки ручками обнимем,

Чтоб головкой не вертеть.

Только глазки наблюдают

 Всё увидят, всё узнают.

«Нарисуй тропинки носиком»

Попросить детей нарисовать тропинки, как будто у них на носике прикреплён карандаш. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Нарисуй цветные тропинки  карандашом»

Цель

  • Формировать умение  воспроизводить на листе бумаги изображение карандашом по образцу.

Задачи:

  • Закреплять основные цвета.
  • Упражнять в умении правильно держать карандаш, развивать мелкую моторику.
  • Формировать умения изображать разные линии (волнистые, прямые, извилистые и т.д)
  • Упражнять в количественном счете и отвечать на вопрос «сколько?»

Усложнение задания :«Нарисуй по памяти». Предложить детям нарисовать тропинки на память, не глядя на образец.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в сказку.
За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок,
Он не низок, не высок.
Терем, терем, покажись,
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком и крыльцом. 
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала 

По какой дорожке мышка бежала? Какого цвета. Давайте проследим глазками и нарисуем её карандашом на листе бумаги.

Дети рисуют дорожку.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно нарисовали дорожку, вот и мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать. 
Сколько зверушек стало жить в домике? (1)
Стоит в поле теремок- теремок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.

По какой дорожке лягушка бежала? Какого цвета тропинка.  Проследим глазками и нарисуем её карандашом на листе бумаги.

 Сколько зверушек стало жить в теремке? (2)

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:

По какой тропинке зайка бежал. Проследите глазками.  И зайчику нарисуем тропинку. Сколько зверей в домике живет? (3)

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот  по полю, полю лисичка бежит

По какой тропинке лисичка бежит? Нарисуем её тропинку. Сколько зверюшек в теремке живет? (4)

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок не высок

Вот по тропочке к нему петушок идет

Зернышки клюёт, песенки поёт

По какой тропочке петушок идёт? Проследим глазками и нарисуем тропочку петушку, чтобы он скорее в теремочек попал. Сколько зверюшек стало в домике жить(5)

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок не высок

Вот по тропочке к нему ёжик бежит

У дверей остановился и пыхтит

По какой тропочке ёжик  бежит? Проследим глазками и нарисуем тропочку ежику колючему, чтобы он скорее в теремочек попал. Сколько зверюшек стало в домике жить(6)

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановился и кричит:

По какой тропинке волк прибежал? Нарисуем и волку тропинку, чтобы он в теремочек быстрее попал. Сколько в теремочке зверюшек теперь живёт? (7)

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, по тропинке медведь бредет,
У дверей остановился и ревет:

По какой тропинке медведь прибрёл? Нарисуем мишке тропиночку. Сколько звереq теперь в теремке живёт (8)

Молодцы ребята, всем зверям тропочки нарисовали. Никого не пропустили. Звери довольны. В теремке все дружно живут и песни поют.

«Кто за кем?»

Цель:

Формировать умение употреблять в речи порядковые числительные.

- Угадай из какой сказки пришли герои?

-Расскажи сказку (дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают сказку, ищут глазами героев сказки, водят глазками по тропинкам)

-Кто пришёл первый? Кто пришёл второй? Третий? И т.д. Кто пришёл последний и сломал теремок?

«Кто самый большой , кто самый маленький»

Цель:

   Закреплять умение  детей различать животных по величине;

Задачи:

  • Формировать представления об относительной величине животных.
  • Закреплять умение  располагать предметы в порядке убывания величины .  

Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной –
Теремочек небольшой…

В нём окошечки резные,
Ставни чудо — расписные!
Комнатками полон дом –
Не живёт никто лишь в нём…

Воспитатель: Давайте вспомним, кто же первый нашёл теремок?»
Дети: Мышка.
Воспитатель: Какая мышка? Найдите её глазками
Дети: Она маленькая, серенькая.
Воспитатель: А кто ещё живёт в теремочке?
Дети: Лягушка-квакушка, зайчик — попрыгайчик, мышка – норушка, волчок — серый бочок, петушок – золотой гребешок, ёжик, лисичка-сестричка, медведь.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Всех назвали, никого не забыли.  Давайте найдём глазками всех животных и проследим по каким дорожкам они к теремку прибежали. А кто развалил теремок?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Кто больше зайчик или медведь?
Дети: Медведь.
Воспитатель: А кто самый маленький?
Дети: Мышка, лягушка.
Воспитатель: А самый большой?
Дети: Медведь.

Усложнение задания

Кто меньше медведя, но больше зайца, больше мышки, но меньше волка и т.д.

Задание: Разложить на столе животных в порядке убывания (возрастания) величины. (плоскостные изображения)

«Кто где находится?»

Цель: Формировать умение овладевать пространственными представлениями: « слева», «справа», «между», «рядом». Развивать внимание, мышление, память.

Варианты:

«Кто находится слева (справа) от (волка, лягушки и т.д.)

«Кто находится рядом с (зайцем, петухом, ёжиком и т..д.)

«Кто находится между зайцем и лягушкой, между лягушкой и петушком  и т.д.

Усложнение задание; ответить на вопросы по памяти, не глядя на тренажёр.

«Сравни дорожки»

Цель: Развивать у детей четкого восприятия величины тропинок (широкая - узкая), конфигурации (прямая, волнистая, зигзагообразная и т. д.) и цвета.

Варианты:

«У кого самая широкая тропинка»

« У кого прямые тропинки»

«Почему у медведя широкая тропинка?»

«У кого волнистые тропинки» и т.д.

Таким образом, в игровой форме, используя данные игры и упражнения с дошкольниками можно проводить зрительную гимнастику для глаз.

Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения. 

Соблюдение ребёнком гигиены зрения должно контролироваться и педагогами и родителями. Однако их личный пример станет наиболее эффективным методом воспитания у детей желание бережно относиться к своему зрению.

IMG-0cc5f4ca75b981bef43cebc686e16f97-V.jpgIMG-7fbe7691f6dd0c5feb4e0d6ea9b6f891-V.jpg

IMG-d7a56af190624053a8414347c703533e-V.jpg

IMG-09f3ff5497acda41c1165c4e6ee3c89c-V.jpg

IMG-f8f60a6fb22ba95a9e65ac336b182d90-V.jpg

IMG-ef985641e3c87bb25a30b083a21f4502-V.jpg

Список литературы:

  1. Копылова О.С. Советы и рекомендации ведущих врачей. – Москава:Эксмо, 2015. – 192 с.
  2. Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость: рекомендации врача с упражнениями. – Москва6 Эксмсо, 2013. – 112с.
  3. Журнал:  Ребёнок в детском саду №6 2015. стр. 48 – 51
  4. Журнал: Справочник старшего воспитателя № 10 2015. стр. 34-57

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Игра-упражнение для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления у детей «Пальчик-мальчик»

Профилактика зрительного утомления и близорукостиИгру-упражнение могут использовать воспитатели и логопеды детских садов на своих занятиях для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрит...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....