"Чудесный мир детства"
статья

Сырцева Анна Вячеславовна

Каждый ребенок по-своему  уникален. Наша задача – всесторонне развивать его сферы личности: чувства, эмоции, движения, интеллект. Строить процессы общения и воспитания, основываясь на индивидуальном и исключительно позитивном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnyy_mir_detstva.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чудесный мир детства

Мечты сбываются. Как бы банально это не звучало. Мне не нравилось учиться в школе. Я всегда говорила «хочу назад в детский сад или  сразу работать». Видимо посыл во вселенную был очень сильным. Я работаю в детском саду!

Как описать большие карие глаза

И детский страх, живущий в них, и опасения?

И то, от счастья как кружится голова,

Когда для малыша нашел спасение?

Какие чувства наполняют через край,

Когда ладошки твои щеки обнимают,

И голосочек тебе шепчет «знай,

Когда ты не приходишь, я скучаю…»

Как ценны эти взгляды и признания,

Доверие больших и малых душ.

В работе истинно моё призвание,

Все без обмана и фальшивых дружб.

Наивные и искренние, хитрые и продвинутые, озорные и подвижные, медлительные и рассудительные  - мои дошколята. Открытость, доброжелательность,  личный пример - основы взаимодействия с ними. Лечить вниманием, словом, лаской, создавая эмоционально комфортную среду для ребят. Ничто не мешает мне откровенно отвечать на хитроумные, порой непредсказуемые вопросы детей, прыгать, ползать и петь вместе с ними, вызывая при это неописуемый восторг в глазах  малышей. Взаимосотрудничество со старшими дошкольниками позволяет развить мельчайшие задатки, при совместном решении логических задачек. Бывает и ошибаемся, и тогда, дети видят, что найти ответы порой трудно, даже взрослому. Но вместе – мы сила!

Открытый взгляд, миловидные черты лица, беззаботность. Как важно видеть такими наших детей, как можно дольше сохранить это в них. И как быстро все меняет школа. Навстречу тебе уже бежит не Аленка с белокурыми косичками, улыбкой до ушей и распахнутыми объятиями, а идет  спокойно и гордо ученица Алена с портфелем, папкой и важным деловым видом. Как быстро улетучивается детство…        

Мы долго с особым трепетом ждем, когда ребенок сделает первые шаги.  А потом все время его одергиваем «Стой», «Подожди», «Не спеши, упадешь». Но придет время, и он остановится, усядется за парту, за компьютер, планшет, никуда не будет спешить, не упадет. Только  и будет ждать звонка с урока, победы в виртуальной игре, выхода нового фильма… А сколько «НЕ» в жизни ребенка!?: «Не мешай», «Не беги», «Не лезь», «Не трогай». Можно заменить эти фразы на позитивные, если постараться: «Подожди, пожалуйста, я занята», «Иди спокойно», «Возьми что-то другое, это для взрослых». А если вдруг ребенок упал, когда бежал к вам навстречу, то это не потому что «он сам виноват», «несется сломя голову», «под ноги не смотрел». А потому, что его переполняла бескорыстная бескрайняя любовь, и он очень хотел ею поделиться.  Малыш познает мир. «Смелее», «Так держать», «Я рядом», «Я люблю тебя» -  вот они слова счастливого детства.

Проходит время, и наши дети начинают говорить. «Наконец-то», - вздыхаем мы, «Так поздно», «Заговорил!». А потом начинаем сожалеть: «Да замолчишь ты!», «Тихо», «Ты неправильно говоришь», «Где ты нахватался таких выражений?». А нужно всего лишь следить за своими высказываниями, чаще читать ребенку, поощрять любое проявление речи, даже если малыш говорит на тарабарском языке. И пусть пока Иван просит «бадян, мамаконы, кекиф, степану», вы просто уточняйте: «Тебе банан, макароны, кефир и сметану?». А он безумно будет рад, что вы его поняли, и продолжит говорить, а не замкнется и замолчит, затаив обиду и негатив.  Беседуйте с детьми, поощряйте их познавательный интерес. Пусть ваше взаимодействие не сводится к монологу, чтению нотаций или только рассказыванию, а будет диалогом и продуктивным спором. Это необходимо чтобы научиться логически мыслить, делать пусть и забавные, порой нелепые, но свои собственные умозаключения. «Как хорошо, что у моей мамы теперь есть крестный сын. Теперь и у меня еще одна мама и брат», - сделал вывод шестилетний Федор.

У нас во власти маленькие души и сердца.  А мы - взрослые отнимаем у детей чувство благополучия, защищенности, уверенности в себе и своих силах, сокращаем их непринужденное детство. А ведь можем сделать его счастливым и активным.

 Ребенок развивается в движении.  Движение помогает нам мыслить, знакомиться,  исследовать и познавать окружающий мир, устанавливать когнитивные контакты со средой. Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения.

Как часто младших дошкольников привозят и забирают из детского сада на коляске, санках, велосипеде с подножками. В виду плотной укомплектованности детских садов и  ограниченного пространства, двигательная активность у дошкольников и так снижена, а спешащие родители лишают малышей остатка  самостоятельности в передвижении. А если организовать безопасное пребывание ребенка на площадке, то мы увидим, что через некоторое время он сам сядет в песочницу или на качели потому что выработает свой ресурс. Закладывая это время в прогулку, можно избежать истерик и нежелания возвращаться домой. Таким был наш Вова, очень смышленым и не по годам развитым дошкольником. Но была у него одна особенность - он бегал. Бегал всегда по несколько кругов перед музыкальным и логопедическим занятием, перед физкультурой, на прогулке. И только потом мог воспринимать информацию и участвовать в организованной деятельности. Предоставление ребенку условий для свободных спонтанных движений является одной из важных предпосылок удовлетворения поисковой активности, интеллектуально-творческого развития.  

Не стоит забывать, что люди, в том числе и дети,  по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты [1, с. 787]. И если понаблюдать за ребенком, можно определить ведущий канал, что позволит наилучшим образом построить общение  с ним и его развитие. Вова - визуал всегда громче всех кричал  «покажите, покажите», долго рассматривал иллюстрации, любил паззлы, был точен в описании цветов и часто использовал в речи слова «светлый, яркий, цветной  и т.д.» Всегда замечал новую прическу, цвет волос и макияж, украшения и наряды и делал милые комплименты: «Анна Вячеславовна, вам очень идет это синее платье, и глаза у вас красиво накрашены»

Василиса - будущая артистка большой сцены. Она ребенок - аудиал.  Очень общительная и разговорчивая, легко запоминала то, что слышала, то есть имела хорошо развитую слуховую память, богатый словарный запас. Любила слушать музыку. Всегда первой вступала в контакт. Представлялась, рассказывала обо всем на свете и пела. Пела в микрофон, в расческу, в палочку от мороженого, в камешек, швабру, веник, в сложенный кулак. Пела всегда и всем, хорошо и мало знакомым людям.

Вероника - кинестетик. Воспринимает информацию с помощью осязания, обоняния, вкуса, а также при участии моторики.  Она подвижная, великолепно танцует, любит обниматься, нежная и очень ранимая. Любит комфортную, уютную, мягкую   одежду, «которая приятно пахнет».

Дискреты воспринимают информацию путем логического осмысления. В детском возрасте логическое мышление проявлено слабо. Поэтому применительно к детям категорию дискретов вообще не выделяют. Но мои Илья и Федор будут именно такими. Наблюдая целый день за своим воспитателем, после сна Илья как-то спросил: «Людмила Александровна, не пойму, почему вы нашу Анну Вячеславовну называете Анютой?». Федор молчалив, но в его маленькой головке тоже созревают забавные умозаключения.

Ни один канал восприятия информации, конечно, не является единственным, но есть доминирующий. Просто понаблюдав за ребенком, за его речью, за тем, как он относится к тому, что видит, слышит, чувствует можно установить преобладающий тип восприятия информации. А уже, зная это, вы можете общаться с ребенком на его языке, использовать в обучении.

Развивая  интеллект ребенка,  необходимо помнить и про чувственную сторону, проявлять внимание к телесным переживаниям и ощущениям. В мире существует  тенденция к стремительному обеднению чувственной сферы, ее оскудению. Однако адекватное восприятие окружающего мира и устойчивая эмоциональная сфера ребенка являются базой формирования здоровой личности. В современной семье ребенок чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы. А ведь только на основе эмоционального опыта у детей развивается способность понимать и учитывать чувства и желания других людей и свои собственные, способность к формированию естественной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. Это, в свою очередь, позволяет сформировать понимание собственного «Я» и адекватнуй самооценку [2]. Понять и принять свои эмоции было очень тяжело нашему Коле. Когда  у него что-то не получалось, все летело со стола, игрушки парили в воздухе, а мальчик решительно с кулаками направлялся на взрослого. Потом извинялся, говорил, что не знает, что происходит, что «в нем кто-то поселяется». Мы научили его принимать, осознавать и справляться с гневом. Николай вставал, уходил в туалет, стоял одну-две минуты у стены, облицованной плиткой, она гладкая и прохладная, умывался и выходил. «Мне лучше, я сяду на место. Все прошло», - говорил он. «Не получилось нарисовать ровно, и я разозлился», -  делал вывод мальчик. В процессе развития ребенка происходят изменения и  в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать.

В отличие от чувственной сферы, гендерные стереотипы по умолчанию поддерживаются всем обществом, но никто их не формулировал и за них не отвечает. Самый яркий пример - «мальчики не плачут». Плачут! Только потому, что это проявление эмоций, их осознания и развития, особенно в детстве. Мужчины могут находиться в отпуске по уходу за ребенком, гулять с коляской и на детской площадке, потому что это проявление его социальной роли как отца. На самом деле ни мальчики, ни девочки никому ничего не должны. Для жизни одинаково важно уметь испечь блинчики, забить гвоздь, укачать плачущего малыша, выступить с докладом, помочь пожилому родственнику или поменять пробитое колесо. При этом уметь быть счастливым, не бояться пробовать то, что тебе интересно и выбирать. Научиться делать свои собственные ошибки - это тоже очень важно. Также как и проявление самостоятельности. Желание уйти подальше от родителей, прикоснуться ко всему руками и даже попробовать на зуб появляется у малышей, как только они начинают ходить. В этот период ребенку уже хочется быть самостоятельным, ему уже не по нраву быть под полным контролем у взрослых, но одновременно необходимо чувствовать родительскую поддержку. Это время волнительных переживаний. Ребенок открывает для себя очень много нового: самостоятельное мытье рук перед едой, одевание и раздевание, игры без участия взрослого, уборка, покупка продуктов и выкладывание их на кассе  и т.д. Ему требуется понимание и внимание со стороны родителей. Ведь он такой же человек индивидуальный и уникальный, только очень маленький.

Оставьте детство детям. Любите бескорыстно и с полной самоотдачей. Чтобы во взрослой жизни можно было вернуться чувствами и мыслями в этот чудесный мир детства и испытать удовольствие от приятных воспоминаний.

Список литературы

1. Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 787-789. — URL https://moluch.ru/archive/116/31787/ (дата обращения: 15.09.2019).

2. Полетаева В. В. О важности развития чувственной сферы. - URL https://www.b17.ru/article/29312/ (дата обращения: 14.09.2019).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

"Игра-это детство, детство-это игра"

Цель: показать значение игры в жизни дошкольника, ее воспитательные и развивающие функции, обсудить вопрос о полезных и вредных игрушках, раскрыть значение совместной игровой деятельности....

Проект по благоустройству территории детского сада "Чудесный двор детства"

Презентация по благоустройству территории детского сада "Чудесный двор детства"...

Описание проекта "Чудесный двор детства"

Творческий проект по благоустройству территории детского сада "Чудесный двор детства"...

Статья на тему: "Детский сад - чудесная страна детства"

В данной статье описаны мероприятия проведенные совместно с родителями....

Утренней акции «А у Вас тоже так было? Воспоминания из детства» вкус детства «Золотой ключик» к «Недели психологии «Путешествие в мир детства» в МБДОУ №73 «Веснянка»

Утреннея акция «А у Вас тоже так было? Воспоминания из детства» вкус детства «Золотой ключик» к «Недели психологии «Путешествие в мир детства» в МБДОУ №7...

Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...