Формирование патриотизма дошкольников посредством музейной комнаты "Русская изба"
статья

Хазыкова Татьяна Ивановна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» п. Троицкий

Формирование патриотизма дошкольников посредством музейной комнаты «Русская изба»

Воспитатель:

Хазыкова Т.И.

п. Троицкий, 2021г.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизмформируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответственен.

Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.  

Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. При знакомстве с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитывается любовь к каждому объекту в природе.

Знакомство с историческим прошлым России – очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей.

Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В этом поможет музей «Русская Горница», который расположен в нашем детском саду. Дети с большим интересом посещают его, получив возможность окунуться в далёкое прошлое.

В отборе познавательного материала, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.  В нашем музее дети могут познакомиться с предметами быта своих прабабушек и прадедушек, рассмотреть, какими игрушками играли дети их возраста, познакомиться с различными видами народного промысла, узнать много интересного об истории посёлка, детского сада и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики.

Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формированию познавательного интереса и развития художественного творчества дошкольников....

«Физкульт-ура! Спортландия!» или формирование здорового дошкольника посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений города в условиях реализации ФГОС ДО

В статье представлен опыт организации сетевого взаимодействия инструкторов по физической культуре ДОУ города Братска....

Позновательно - исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики

Цель: создание оптимальных условий для развития позновательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музейной педагогики»

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...

Консультация для педагогов ДОО "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"

Консультация для педагогов ДОО "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...

«Русское народное творчество как основа формирования патриотизма дошкольников»

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственно...

Воспитание патриотизма дошкольников посредством русской народной игрушки

Игрушек больше миллиона есть,И всех игрушек нам не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на свете рождена.Сто лет Матрёшке, но не старится онаКак красна девица - умн...