Консультация для педагогов ДОО "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"
консультация

Мещанкина Людмила Владимировна

Консультация для педагогов ДОО "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_doo_po_muzeynoy_pedagogike.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО

Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Это и определяет суть патриотического воспитания в детском саду: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.

Оптимальным решением построения целостной системы  нравственно - патриотического образовательного пространства в детском саду является инновационная педагогическая технология – «Музейная педагогика».

Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

… Музей, музейная педагогика – понятия, особо значимые для воспитания детей, ибо музеи хранят коллективную память и культуру человечества.

Попытаемся дать определение этим понятиям

Федерико Дзери — итальянский историк искусства дает такое определение музея

«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания».

 В педагогическом словаре: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

По определению Е.Б. Медведевой и  М.Ю. Юхневич: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики".  

При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д.

И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Задачи музейной педагогики:

  1. учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей;
  2. формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  3. формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием;
  4. формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
  5. развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  6. вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  7. развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Эти задачи ставят акцент на музейной педагогике, как на технологии, которая:

  • Является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. 
  • Позволяет заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. 
  • Активизирует мыслительные процессы, облегчает процесс познания.
  • Развивает воображение, фантазию, творческое отношение к миру.
  • Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.
  • Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Музейная педагогика и краеведение этот тандем является систематизированной формой педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное воспитание юных граждан в духе патриотизма, основанного на идеалах служения Отечеству.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

  1. сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);
  2. создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Рассмотрим такое направление музейной педагогики, как создание и использование мини-музеев в детском саду с целью патриотического воспитания дошкольников.

Применение музейной педагогики в ДОУ имеет довольно обширную нормативную базу. Музейная педагогика может найти свое отражение во всех 5-ти образовательных областях основной образовательной программы ( в т.ч. как реализация регионального компонента). В программе воспитания также обозначены инвариантные модули. Музейная педагогика может найти отражение в каждом из них.

Русский педагог Александр Устинович Зеленко считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

В детском саду невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть «мини» отражает в данном случае и размеры композиции, и возраст посетителей музея, и четко определённую тематику.

Принципы организации мини-музея

1. Принцип интеграции

Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, “Социально-коммуникативного развития”, по воспитанию у детей патриотических чувств

2 Принципы деятельности и интерактивности

Необходимо предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее, важно поддерживать детскую инициативу. Необходимо в мини-музее выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка

3.Принцип научности и природосообразности говорит о том, что экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления научным и в то же время доступным для ребенка языком; необходим учет возрастных особенностей детей, создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка.

4. Принцип культуросообразности

Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

5. Принцип гуманизации

Говорит о поддержке инициативы ребенка, о творческой деятельности и индивидуально-ориентированном подходе в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог», «ребенок-ребенок» и перехода на диалоговую форму обучения.

6. Принцип экологичности и безопасности

Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.

Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.

7 Принципы вариативности, динамичности и разнообразия

Маленькие дети быстро привыкают к тому, что их окружает. Мини-музей детского сада должен периодически меняться: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. и отображать историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

8. Принципы глобализма и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

9. Принцип партнерства

Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом (с родителями, социальным окружением – библиотеки, музей, другие дет сады, школы.

Этапы создания мини-музея:

1.подготовительный

2. практический

3. презентационный

4. деятельностный

Алгоритм по созданию мини-музея в группах

1. Выбор темы мини-музея

2. Определение места размещения мини-музея

Но здесь может поджидать нас проблемы.

«Детские» проблемы

Восприятие и внимание дошкольника недостаточно сформированы, отличаются непроизвольностью. Яркий неожиданный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона. Коллекция красивых дорогих кукол, которую воспитатели для сохранности размещают в недоступных для детей местах, не отвечает требованиям мини-музея. Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.

«Взрослые» проблемы

Одной из основных «взрослых» проблем является стремление «прописать» музей в определенном месте навечно. Это желание понятно и объяснимо. Педагоги очень ответственно подходят к дизайну каждого уголка детского сада, стараются сделать интерьер гармоничным и уютным, вкладывают в оформление материальные средства и собственные силы. В результате музей действительно становится «изюминкой» детского сада, его показывают гостям. Но для детей он постепенно превращается в обычный фрагмент общего интерьера. Учитывая, что в обычной жизни посещение музея для детей — это особое событие, почти праздник, музей в детском саду постепенно теряет возможность воздействовать на детей за счет новизны и неожиданности.

Не каждый коллектив способен проводить в одном и том же мини-музее разнообразную работу, которая позволит поддерживать интерес у дошкольников на протяжении четырех-пяти лет их пребывания в детском саду. Например, если детский сад не ведет углубленную работу в области этнокультуры, традиционные для многих ДОУ музеи русского быта («Изба», «Горница») со временем используются лишь как декорации для фольклорных праздников или показательных мероприятий.

  1. Планирование экспозиций

Как видно из схемы, экспозиции планируются по сменности и постоянству, по тематике, по материалу и решаемой задаче.

  1. Подбор экспонатов

Многие экспонаты музея сделаны руками детей и их родителей. Ребенка, предоставившего в мини-музей  свой экспонат можно сертификатом и небольшим памятным подарком. Совместно с детьми можно придумать знаки, показывающие как вести себя с экспонатами. Желательно разработать вместе с детьми «Правила посещения мини-музея»

В основе музея обычно лежит какая- нибудь коллекция. Ребенок-дошкольник по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, камни, фигурки динозавров, машинки, фигурки из киндер-сюрпризов. Но назначение таких коллекций, в отличие от настоящих, имеет для дошкольников сугубо практическое значение. Трудно представить ребенка-дошкольника, который собирает машинки только для того, чтобы выставить их на полке за стеклом и показывать друзьям. Все детские коллекции становятся частью его развивающей среды.

Основной принцип музейной педагогики – интерактивность. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек. Каждый мини-музей — это совместная работа воспитателя, родителей и воспитанников.

  1. Оформление паспорта мини-музея
  2. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея.
  3. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

Детский сад, являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований не только к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития, но к воспитанию гражданина Отечества. Лишь при взаимодействии детского сада, семьи и социальных партнеров могут решаться такие проблемные задачи. Сделать изучение культуры и истории своей страны ярким, зрелищным, запоминающимся поможет созданный усилиями педагогов, родителей и детей мини-музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики.

Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формированию познавательного интереса и развития художественного творчества дошкольников....

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...

Позновательно - исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики

Цель: создание оптимальных условий для развития позновательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музейной педагогики»

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:- о...