Мастер-класс "Нейробика - гимнастика для мозга"
методическая разработка

Сырцева Анна Вячеславовна

Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая среда: электромагнитные излучения, звуки, природный ландшафт и архитектура, продукты питания, лекарства, одежда, домашнее и рабочее окружение, культура и искусство, а также негативные эмоциональные проявления. Существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Основой нашего мастер-класса станет Нейробика – гимнастик для мозга. Для этого вы активно включаетесь в работу по определению Фактов и Мифов о Мозге. Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-k_neyrobika.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Нейробика – гимнастика для мозга»

Цель: стимулирование мыслительной деятельности, пропаганда знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья мозга.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая среда: электромагнитные излучения, звуки, природный ландшафт и архитектура, продукты питания, лекарства, одежда, домашнее и рабочее окружение, культура и искусство, а также негативные эмоциональные проявления. Существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных,  вызывает состояние стресса и чревато возникновением проблем со здоровьем. Об этом свидетельствуют распространенные в народе поговорки:  «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».

Современная медицина накопила достаточно данных, которые подтверждают, что природа большинства заболеваний психосоматическая, что здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Ученые различных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Так, известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии,  установил следующую закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме. Немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути. Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.

Эмоциональная реакция зависит и от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому может контролировать свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития, не бывает постоянным. Лишь немногие способны в любых обстоятельствах сохранять невозмутимость. Чаще всего поведение человека связано с социальном контекстом, в котором возникает данная ситуация.

Исследования последних лет показывают – люди, считающие себя счастливыми, живут на восемь лет дольше, чем их пессимистично настроенные сверстники. Анализ 160 работ по исследованию связи между позитивным состоянием души и состоянием здоровья показал, что позитивный настрой способен существенно увеличить продолжительность жизни. Зачастую пришедшие к нм дети обладают развитыми способностями управления ТС (от калькулятора до компьютера), однако не способны логически мыслить, строить умозаключения, находить неточности и т.д.

Основой нашего мастер-класса станет Нейробика – гимнастик для мозга. Для этого вы активно включаетесь в работу по определению Фактов и Мифов о Мозге.  

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин.

Работа с экраном.

Факт: Человек не может пощекотать сам себя. Дело в том, что человеческий мозг настроен на восприятие внешних раздражителей, чтобы не пропустить важные сигналы в потоке ощущений, вызванных действиями самого человека.

Факт: Разглядывать фотографию сложнее, чем играть в шахматы. Дело в том, что человеку зачастую довольно сложно идентифицировать визуальные объекты. Увиденный мельком объект можно легко принять за что-то другое. К примеру, фигура человека, стоящая на неосвещенной трассе, может вполне оказаться дорожным знаком.

А говорить об увиденном или давать инструкции некоторым людям даже не доступно.

Упр. «нарисуй по инструкции».

Миф: Человек может использовать только 10% своего мозга. Несмотря на расхожесть этого мнения, на самом деле человек каждодневно использует весь потенциал своего мозга. Различные исследования показали, что даже для выполнения простого задания активизируются практически все отделы головного мозга.

И сейчас мы с вами это подтвердим.

Лобные доли – «Повтори танец»

Мозолистое тело, лимбическая система и мозжечок - «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ» 

Если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большее количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно-обусловленный уровень мышления.

Перекрестные шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше передние доли мозга работают в связи с базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.

Это простое движение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли. Перекрестные шаги замечательно активизируют полноценную работу системы «интеллект-тело» перед началом физических занятии спортом или танцами. В руководствах по Гимнастике Мозга можно найти множество вариаций этого упражнения. (Касаемся перекрестно руками ног за спиной).

Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Перекрестные шаги - осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела.

вестибулярный аппарат,  барорецепторы- «КНОПКИ МОЗГА» 

Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. Если у человека мало подвижные глаза (при зрительном торможении), то вестибулярная активизация заставит глаза двигаться так, чтобы мозг мог воспринимать зрительную информацию извне.

Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма. 

Моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга - «КРЮКИ» 

Оно приводит к сознательной" и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга.

«Крюки Деннисона» стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

 Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.

«СОВА»

Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. 

Человеческий мозг имеет два полушария — правое и левое. Существует четкое «разделение труда» между ними: правое управляет одними функциями организма, левое – другими. При этом одно из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека. Часто мы задаемся вопросом «Какое полушарие является у нас ведущим? И какие при этом качества нам присущи?»

Для ответа на эти вопросы предлагаю вам простые тесты (http://psichology.com.ua)

1. Сомкни несколько раз пальцы рук и ты заметишь, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый — ты эмоциональный человек, правый — у тебя преобладает аналитический склад ума.

2. Возьми ручку или карандаш. Попробуй прицелиться, выбрав мишень, и гляди на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурь один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз — ведущий, и наоборот. Правый ведущий говорит о твердом и настойчивом характере, левый — о мягком и уступчивом.

3. Если при переплетении рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, ты склонен к простоте и добродушию. Левая — к кокетству.

4. Если тебе удобнее, аплодируя, хлопать правой рукой, можно говорить о решительности твоего характера. Если левой, то ты подвержен колебаниям перед принятием решения.

Теперь обозначь полученные в этих четырех тестах результаты буквами П (правый) и Л (левый) и найди особенности своего характера в следующих вариантах ответов.(экран)

Очень простой зрительный тест «Поезд»

Если вам кажется, что состав передвигается  вправо — у вас более развито противоположное — левое полушарие мозга. Это полушарие  ответственно за наши способности к языку.  Причем, в широком смысле этого слова — им осуществляется контроль речи, ее развития, способности к приобретению навыков чтения и письма.  Благодаря именно левому полушарию головного мозга мы запоминаем, поэтапно обрабатываем информацию, анализируем. Логика — его несомненный конек. Зачастую обладателям ведущего левого полушария мозга легко заниматься отвлеченными цифрами, они сильны в математике и других точных науках. Левое полушарие зачастую слишком буквально, не понимает метафор и аллегорий, не примешивает к анализу чувств. В теле контролирует движения и рефлексы противоположной правой части тела.

А если  вам показалось, что все же направление движения вагона электрички в левую сторону, то, напротив, ваше сильное, доминирующее полушарие — правое.

Правое полушарие наше мозга с легкостью обрабатывает поступающую информацию, зашифрованную в образах, символах и словах. Благодаря ему мы отлично визуализируем наши фантазии, сочиняем и мечтаем, иногда с легкостью обманываем.

Левое полушарие - Логика

Правое полушарие – эмпатия (музыка), дизайн, мандала

Межполушарное взаимодействие – Гимнастика «Комплекс пробуждения»

- «Двойные рисунки»

Факт: Зевота помогает мозгу проснуться. Зевание часто ассоциируется с недосыпом и скукой, но на самом деле это помогает человеку проснуться. Во время зевания расширяется дыхательное горло, которое позволяет легким получить больше кислорода, который затем перемещается в кровь, делая нас бодрее.

Упражнение – «Закрытый зевок»

Миф: Слепые лучше слышат. Исследования показали, что слепые слышат слабые звуки не лучше всех остальных. Однако у незрячих лучше развита слуховая память. Они быстрее понимают смысл предложения на иностранном языке, а также лучше определяют источник звука.

Миф: Чем больше мозг, тем больше ума. Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов — контактов между нейронами. Количество синапсов растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.

С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет – установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей – синапсов – в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными, они растут подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.

Факт: Упражнения помогают держать мозг в форме. Постоянные занятия спортом увеличивают количество капилляров в мозгу, что позволяет доставлять больше кислорода и глюкозы. Бывшие спортсмены с возрастом теряют ментальное здоровье гораздо реже остальных. Для эффективности занятия спортом должны продолжаться не менее 30 минут несколько раз в неделю.

Факт: Мозг человека использует меньше энергии, чем лампочка в холодильнике. Сообщения между клетками головного мозга передаются при помощи электрических сигналов. При этом используется 12 ватт энергии — меньше, чем для работы лампочки в холодильнике.

Факт: Дурацкую песню очень сложно забыть. Мозг помнит распорядок дня человека, начиная с приготовления кофе и заканчивая дорогой, по которой он должен поехать, чтобы добраться до дома. Способность вспомнить эту последовательность делает возможной каждодневную человеческую жизнь. Часто мозг автоматически включает услышанную мелодию в этот алгоритм и периодически напоминает ее человеку.

Еще интересные факты о мозге человека.

Факт: Регулярное моление снижает частоту дыхания и нормализует волновые колебания головного мозга, способствуя процессу самоизлечения организма. Верующие люди ходят на 36% реже к врачу, чем остальные.

Факт: Чем образованее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Факт: Занятие незнакомой деятельностью — лучший способ развития мозга. Общение с теми, кто превосходит вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.

Факт: Сигналы в нервной системе человека достигают скорости 288 км/ч. К старости скорость снижается на 15 процентов.

Факт: Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире у японцев -111. У 10 процентов японцев показатель выше 130.

Факт: Сверхфотографическая память принадлежит Крейтону Карвелло, способному с одного взгляда запомнить последовательность карт сразу в шести отдельных колодах (312 штук). 

Ниже приведены двадцать слов (у каждого соответствующий порядковый номер), которые нужно запомнить. Для этого дается всего 40 секунд. Затем нужно написать все двадцать слов с их номерами так, как они запомнились.

Простые упражнения для развития памяти у взрослых

1. Назвать несколько слов, которым подошли бы сразу три определения. Например: мягкий, белый, съедобный.

2. Выложить на стол несколько костей домино. Посмотреть на них в течение 10 секунд. Отвернуться, назвать сумму.

На самом деле, взрослый человек всегда найдет время и место для развития своей памяти. Важно не забывать, что наша память цепляется не только за смысловую информацию. Ее «интересуют» также вкусы, запахи, звуки, цвета и многое другое. Будем развивать все виды памяти!

1. Тщательно нюхайте цветы, духи, блюда – вообще все, что можно поднести к носу. Анализируйте запахи, сравнивайте их между собой. Попробуйте описать запах и свои ощущения.

2. Если перед тем, как проглотить еду, вы будете смаковать ее пару мгновений, то станете лучше ощущать вкус напитков и еды. Делая это, вы не только научитесь оценивать то, что едите, но и сохраните все это в своих воспоминаниях. Хорошим упражнением является дегустация вин (не увлекайтесь!).

3. Прислушивайтесь к окружающим вас звукам. Старайтесь анализировать их. Например, попытайтесь определить, на каких инструментах исполняется мелодия, которая доносится из окна, попробуйте разобрать слова еле слышной песни.

4. Тренируйтесь в запоминании лиц окружающих вас людей. Внимательно рассмотрите лицо собеседника, понравившегося парня или заинтересовавшую девушку, стараясь отыскать доминирующие черты. Что это: буйная шевелюра, римский нос или чувственные губы? Подобное исследование не позволит вам ошибиться в момент узнавания. (Только не напугайте своего визави, старайтесь исследовать незаметно!).

5. Запоминайте фамилии новых знакомых. Для лучшего запоминания старайтесь создать для себя зрительный образ-символ фамилии. Например, Колесов – колесо, Лисичкина – лиса, Еремеев – Ерема и т.д. Все зависит от ассоциаций, приходящих на ум. Вообще, ассоциации – это спасательные круги человеческой памяти, так что цепляйтесь за них изо всех сил.

Факт Мозг никогда не спит.

Мозг гораздо более активен ночью, нежели днем. Это кажется нелогичным, ведь днем мы двигаемся, он занят вычислениями, решением сложных задач на работе, что должно заставлять его работать интенсивнее, чем во время сна. Оказывается, что все наоборот. Когда вы «отключаетесь», мозг «включается». Ученые пока не понимают, почему это так, но вам стоит поблагодарить ваш мозг за то, что он трудится, пока вы спите.

Факт Количество сновидений зависит от IQ

Ученые утверждают, что чем выше ваш коэффициент интеллекта, тем больше сновидений вы видите. Если это так, то вам не стоит переживать, если вы не можете припомнить, что вам снилось. Большинство из нас плохо помнит сновидения, поскольку они длятся не более 2-3 секунд.

Факт Мозг не чувствует боли

Сам по себе мозг не чувствует боли. Конечно, он реагирует, когда вы порежете палец или обожжетесь, но в нем нет болевых рецепторов и, следовательно, боли он не ощущает. Но это не спасает от головной боли – мозг окружен множеством тканей, нервов и сосудов, которые очень даже чувствительны к боли.

Факт Мозг состоит из воды на 80%

У многих мозг ассоциируется с твердой серой массой, напоминающей орех. Но живой мозг – это болотно-розовый желеобразный орган, в тканях которого очень много воды и крови. В следующий раз, когда вас будет мучить жажда, не забывайте, что мозгу тоже нужна живительная влага.

 Факт Мозг просыпается дольше тела.

 Интеллектуальные способности человека сразу после пробуждения ниже, чем после бессонной ночи или в состоянии средней тяжести опьянения. Очень полезно, кроме утренней пробежки и завтрака, усиливающих метаболические процессы, происходящие в Вашем теле, сделать и маленькую разминку мозга. Это значит, что не стоит с утра включать телевизор, а лучше что-то немного почитать или разгадать кроссворд.

Психолог Алексис Кастори в первые 5-10 минут после пробуждения предлагает выполнить следующие упражнения для мозга.
1. Быстро сосчитать от 100 до 1 (вслух и с открытыми глазами - как и все последующие упражнения).
2. Произнести алфавит, придумывая на каждую букву слово (А - амфора; Б - белка и т. д.), как можно быстрее. Если на какой-то букве вы задержались на 30 секунд, пропустите ее.
3. Произнести 20 мужских имен, каждому дать номер.
4. 20 женских имен.
5. 20 пищевых продуктов.
6. На одну выбранную букву алфавита назвать двадцать слов, каждому дать номер.
7. Выбрать одну букву алфавита и назвать 20 слов. Закрыть глаза, сосчитать до двадцати и снова открыть.

Факт Лучше всего наш мозг помнит запахи, а не звуки, образы или осязательные ощущения.

Каждый день наш мозг выдает порядка 70 тысяч различных мыслей!

Из всей энергии, вырабатываемой нашим телом, 20% идет на поддержание функций мозга. Более серьезных энергозатрат не требует ни один наш орган.

Доказано, что пища, попадающая в наш организм, оказывает влияние на работу мозга человека. Поэтому питаться лучше едой, в которой нет консервантов, искусственных ароматизаторов и красителей.

При употреблении алкоголя происходит ослабление связей между нейронами.

МИФ "Нервные клетки не восстанавливаются"

Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, - заверил известный немецкий нейробиолог профессор Геттингенского университета Гарольд Хютер на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Всемирном конгрессе психиатров. - В 20 лет процесс идет интенсивно, а в 70 - медленно. Но идет.

Хютер пояснил, что главный разрушитель нервных клеток - стресс, который еще и подавляет способность мозга к регенерации. А способствует ей гармония с самим собой. И вот что профессор в связи с этим советует: соизмерять мечты с реальностью, уметь организовать свою жизнь, а не плыть, что называется, по течению, понимать смысл жизни - хотя бы собственной, иметь прочные социальные связи - добрые отношения как можно с большим количеством людей - особенно близких.

 Обычный смех требует работы пяти различных областей мозга. (9видео)

По окончанию МК участникам выдаются памятки.

- Способы снятия стресса

- Лечебное Рисование

- Активируй Мозг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга»

В этоя консультации я предлагаю кинезиологические упражнения, которые позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и кру...

Гимнастика для мозга

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Нескол...

Буклет "Гимнастика для мозга Брэйн Джими"

Информационный буклет для родителей о том, что такое кинезиологическая гимнастика. Упражнения полезны ВСЕМ!...

Гимнастика для мозга

Комплексы упражнений...

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА ИЛИ КАК БЫСТРО И ИНТЕРЕСНО УЛУЧШИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПОВЫСИТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКА.

Ни для кого не секрет, что нынешняя  современная жизнь  очень сложна, многогранна и требует  от нас  психологических и физических   затрат необходимых  для  реш...

Консультация для педагогов "Кинезиология - гимнастика для мозга"

    Каждое из кинезиологических упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный мат...

Гимнастика для мозга

В статье описание кинезиологических упражнений для развития полушарий головного мозга, а также упражнения для развития координации....