Сообщение "Кабинет учителя-дефектолога - залог успешного обучения дошкольника с ОВЗ".
материал

Материал рассказывает о требованиях к кабинету, его оформлениии, принципах организации пространства кабинета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabinet_uchitelya-defektologa.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Кабинет учителя-дефектолога - залог успешного обучения дошкольника с ОВЗ.

 Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

        Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

        Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога.


       Основные требования к предметно развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.


       Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.

        Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:


     А)
По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону

Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данное пространство кабинета учителя дефектолога максимально насыщено материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

Здесь расположены:

- настенный ковролин;

- магнитная доска, комплект цветных магнитов, магнитная азбука;

- детские столы и стулья для занятий: отодвигаются и регулируются в соответствии с ростом ребенка от доски на необходимое расстояние.


      Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковре.


       Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.

В моем кабинете игровая зона обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная зона максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Это материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер объектов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур и т.д.

Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: это наборы контрастных по текстуре материалов для касания; материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм. «Набивные носочки» - различной фактуры (внутри насыпаны манка, горох, фасоль); «Чудесный мешочек» с мелкими предметами.

Материал для развития мелкой моторики рук (пазлы, мозаики, прищепки, шнуровки, трафареты).

Материал по ознакомление с окружающим по лексическим темам. Муляжи овощей, фруктов и ягод, мелкие игрушки животных, предметные картинки и др.

 Материал для развития ориентировки в пространстве и времени. Макеты часов, времен года, картинки.

Оборудование находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Имеется материал для самостоятельных игр детей.

Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога) пространство делится на:
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
- методическую зону.


     Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся.


   Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.


     Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.


     Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

Необходимо предусмотреть рациональное размещение пособий, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

При создании развивающего пространства в моем кабинете, учитывались все принципы построения предметно-развивающей среды, а также и то, что ведущий вид деятельности - игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.

Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать воспитанников с ОВЗ на учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.

В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...

Консультация для родителей “Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника с ОНР – залог успешного обучения в школе “

Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отноше...

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...