Методическая разработка развивающего занятия
материал (старшая группа)

Методическая разработка развивающего занятия по теме: «Развитие детской инициативы посредством технологии: лэпбук  по сказкам В.Г. Сутеева с детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка развивающего занятия

Тема: 

«Развитие детской инициативы посредством технологии: лэпбук  по сказкам В.Г. Сутеева с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:

- развитие познавательной мотивации  дошкольников посредством технологии лэпбук

- развитие личности ребенка через приобщение к художественным произведениям

Задачи:

  • Закреплять знания детей об  авторских сказках  В.Г. Сутеева
  • Учить размышлять по прочитанному, высказывать свое мнение, рассуждать, аргументировать, высказывать свою точку зрения
  •  Развивать познавательную активность , творческий потенциал ребенка
  • Развивать умение проявлять самостоятельность, инициативу
  • Поддерживать внимание и интерес к сказкам В.Г. Сутеева
  • Формировать нравственные качества через сказки В.Г. Сутеева
  • Обогащать словарный запас детей

Планируемые результаты:

  • Создать для ребенка условия для лучшего  запоминания художественного материала по сказкам В.Г.Сутеева
  • Ребенок понимает смысл прочитанного, правильно воспринимает содержание произведения, сопереживает его героям
  •  Становление личностного отношения к произведению
  • Умение размышлять, высказывать свое мнение
  • Ребенок сам действует с лэпбуком  

Развивающая предметно-пространственная среда: Лэпбук со сказками В. Сутеева , посылка, конверт

Предварительная работа: Знакомство с автором В.Г. Сутеевым; Чтение сказок: «Под грибом», «Кораблик», «Цыплёнок и утёнок», «Мешок яблок»

Структура занятия:

1. Организационный момент: приветствие

2. Основная часть: сюрпризный момент,  знакомство с лэпбуком, выполнение игровых заданий

3. Заключительная часть: подведение итогов

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие

Воспитатель проговаривает слова, дети повторяют:

– Добрый день!- тебе сказали

– Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся!

2. Основная часть

Сюрпризный момент

В: Ребята, слышите?

Кто-то стучится в дверь, сейчас я посмотрю, кто же к нам пришёл

Ребята, к нам пришел гость

(Воспитатель приглашает гостя)

В: Ребята, вы узнали кто это?

(ответы детей)

В: Да, это пришёл почтальон, давайте поздороваемся

(дети здороваются с почтальоном)

Почтальон:

“Здравствуйте ребята, вам пришла посылка из сказочного мира”

(почтальон отдаёт посылку воспитателю)

Почтальон:

Всего хорошего, ребята! Мне сегодня нужно разнести еще много посылок! До свидания!

В: Ребята, давайте поблагодарим почтальона и попрощаемся

 (дети прощаются с почтальоном)

В: Ну что, откроем посылку?

(ответы детей: конечно, интересно, что же в ней)

Дети и воспитатель открывают посылку (в ней лежит лэпбук)

Знакомство с лэпбуком

В: Ребята, как вы думаете, что это такое? На что похоже?

(Ответы детей: на книгу)

В: Верно на книгу!

У этой книги есть интересное  название: «Лэпбук»

Лэпбук – это необычная  книга с разнообразными кармашками, картинками, вкладышами. Посмотрите ребята, как много разных красивых кармашков в этой книге.

Дети и воспитатель рассматривают лэпбук

В: Посмотрите, кто изображен на портрете?

(ответы детей: детский писатель В.Г. Сутеев)

В: И это не случайно, потому что сейчас мы с вами отправимся в сказочный мир поучительных сказок В.Г. Сутеева, которые нам знакомы, мы их с вами уже читали.

Сейчас ребята, с помощью лэпбука, мы  вспомним, какие события описаны в этих сказках, сказочных героев и что с ними происходило

Выполнение игровых заданий

В: Посмотрите ребята, в каждом кармашке находится задание

Предлагаю начать выполнять эти задания

Вы готовы?

(ответы детей: да)

В: Давайте отгадаем загадку и узнаем по какой сказке будет первое задание

Воспитатель загадывает загадку:

Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт –
Он подрастёт.
(ответы детей: гриб)

В: Ребята, какая сказка есть у В.Г.Сутеева, связанная с грибом?

(ответы детей: “Под грибом”)

В: Верно, именно по ней мы и будем выполнять первое задание.

Первый кармашек

В: Ребята, посмотрите, в этом кармашке находится игра, а называется она «Чей силуэт», здесь вы должны отгадать, чей силуэт изображен на картинках, достать правильного персонажа и прикрепить его на картинку, при помощи липучек.

 Дети выполняют задание

В: Молодцы! Вы справились!

Второй кармашек

В: В этом кармашке мы поиграем в игру, которая называется «Четвёртый лишний»

Давайте вместе рассмотрим карточки и найдем лишнего персонажа

(Дети называют героев и определяют лишнего персонажа)

В: Все верно, вы справились!

Ребята, а как бы вы поступили на месте муравья?

А грибы действительно растут после дождя? Или это вымысел?

Что могло случиться с героями сказки, если бы они не спаслись под грибом?

(ответы детей)

В: Чему нас учит эта сказка?

(ответы детей: взаимопомощи)

В: Молодцы!

Мы продолжаем и слушаем вторую загадку и узнаем, что за сказка нас ждёт дальше.

Воспитатель загадывает загадку:

По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду.

(ответы детей: корабль)

В: Где же встречался «Корабль» в сказках В.Г. Сутеева?

(ответы детей: в сказке “Кораблик”)

В: Правильно ребята, по ней и будет следующее задание.

Первый кармашек

В: В первом кармашке у нас лежит игра, которая называется «Сосчитай», в ней мы должны сосчитать персонажей сказки достать из соседнего кармашка цифру и прикрепить на липучку цифру равную количеству персонажей.

Дети выполняют задание

В: Молодцы, отлично справились!

Второй кармашек

В: Во втором кармашке находится задание: “Собери картинки”. Здесь вы должны будете собрать разрезные картинки и получить фрагмент из сказки.

Дети выполняют задание

В: Все верно!

Ребята, что помогло сказочным героям в такой сложной ситуации?

Вы бы хотели иметь таких же друзей? А зачем нужны друзья? Что такое дружба?

Что делать, если ты чего-то не умеешь?

(ответы детей)

В: Чему нас учит эта сказка?  

(ответы детей: находчивости, не хорошо смеяться над теми, кто чего-то не умеет)

Теперь предлагаю отдохнуть и провести физминутку

Воспитатель проговаривает слова и показывает движения , дети повторяют

Физминутка по сказке В.Г. Сутеева «Мешок яблок»

Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — Начинает все сначала (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).

В: Продолжаем путешествие по сказкам. Отгадайте загадку, но не одну, а две.

Воспитатель загадывает загадки:

  • Удивительный ребенок:
    Только вышел из пеленок,
    Может плавать и нырять,
    Как его родная мать.

(ответы детей: утёнок)

  • Вылез птенчик из скорлупки,

Просит зернышек и крупки.

Голосок пока что тонок.

Это желтенький…

(ответы детей: цыплёнок)

В: Посмотрите на картинки, правильно ли вы угадали какая сказка будет следующей?

Воспитатель показывает картинки:

Что изображено на этих картинках ?

(Ответы детей: утёнок, цыплёнок)

В: Значит, какая нас сказка ждёт?

(Ответы детей: “Утёнок и цыплёнок”)

В: Наоборот : “Цыплёнок и утёнок”

Первый кармашек

В: В первом кармашке нас ждет задание: «Расскажи сказку», а помогут нам в этом карточки, на которых изображены сюжеты сказки.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточку с изображением сюжета сказки, дети по очереди рассказывают сказку, при помощи своей карточки

В: Абсолютно верно! Молодцы!

Второй кармашек

В: В этом кармашке нам с вами нужно собрать картинки по сказке, а помогут нам в этом разрезные картинки.

Дети собирают разрезные картинки

В: Ребята, ну какие вы молодцы! И с этим заданием справились очень быстро, а главное правильно! Фрагменты сказки восстановлены!

Ребята, какую ошибку совершил цыпленок? Как можно было этого избежать?

Что бы могло произойти, если бы  цыпленок пошел купаться второй раз?

Что бы вы сделали на месте цыпленка?

Что значит выражение: думай своей головой?

(ответы детей)

В: Чему нас учит эта сказка?

(ответы детей: не надо повторять слепо за другими, идти своим путем, развивать свою индивидуальность)

В: Пришла очередь последней сказки.

Сказки, с которой мы недавно с вами познакомились.

Отгадайте загадку и узнаете, кто главный герой этой сказки.

Воспитатель загадывает загадку:

Прыг-скок, Прыг-скок, Длинноушка – Белый бок.

 (ответы детей: заяц)

В: Посмотрите, что изображено на картинках.

«яблоки», «мешок», «заяц»

В:Значит, какая сказка нас ждёт?

(ответы детей: «Мешок яблок»)

В: Все верно!

Первый кармашек

В: В первом кармашке спряталось задание: «Найди фрагмент»  

(Игра на липучках)

Вам нужно найти фрагмент из сказки и поставить его на место

Дети выполняют задание задание

В: И с этим заданием вы отлично справились! Молодцы!

Второй кармашек

В: В этом кармашке нас ждет задание «Четвертый лишний»

Предлагаю рассмотреть карточки и назвать, кого нет в данной сказке

Дети рассматривают карточки, называют героев и определяют лишнего персонажа

Ребята, а как бы вы поступили на месте главного героя?

Что значит выражение «долг платежом красен», «за добро добром платят»?

Что такое доброта?

Хорошо ли быть добрым человеком?

Что такое взаимопомощь?

Что было бы если бы мы не помогали друг другу?

(ответы детей)

Чему нас учит эта сказка?

(ответы детей: доброте, находчивости, взаимопомощи)

В: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, которые находятся в волшебной книге под названием “лэпбук”,  благодаря ему мы вспомнили  замечательные сказки В.Г.Сутеева и еще раз окунулись в волшебный мир сказок.

В:  Вам понравилось ребята?

(ответы детей)

В: Ребята, у жителей сказочной страны для Вас видимо еще одно задание, т.к. я обнаружила в посылке еще и конверт.

Давайте посмотрим, что в нем находится.

Воспитатель достает конверт из посылки , открывает его и обнаруживает раскраски  

В: Что это ребята?

(ответы детей: раскраски)

В: Ребята, но раскраски непростые, а с персонажами сказок В. Сутеева.

Предлагаю разукрасить любимого персонажа, любимой сказки

Дети выбирают сами , что они хотят разукрасить

В: Молодцы ребята! Предлагаю разложить рисунки на стол и посмотреть, кто из персонажей вам нравится больше всего и какие сказки самые любимые.  

  • Заключительная часть

Подведение итогов

  • Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня?
  • Про какого автора мы сегодня с Вами говорили?
  • Какие сказки вспомнили?
  • Чему учат нас поучительные сказки В.Г. Сутеева?
  • А могут ли с нами произойти такие же ситуации , как в этих сказках?  
  • Какая сказка вам понравилась больше всего и почему?  

(ответы детей)

В: Ребята, я хочу Вас похвалить! Вы вспомнили знакомого нам автора и его сказки, умело выполнили все игровые задания, справились со всеми заданиями дружно.

Лэпбук остается в нашей группе, и каждый из вас сможет в любое время взять его и еще раз вспомнить эти поучительные сказки, а также  выполнить интересные задания еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка -"Развивающие игры математического содержания "

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания ....

Методическая разработка. Развивающая дидактическая игра "Узнай, сложи и расскажи".

Игра предназначена для развития речи детей раннего (2-3 года) и младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка развивающего занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста " Заботливая белочка"

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста. Занятие является элементом авторской программы  "Вместе весело играть" для младшего дошкольного ...

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием развивающих игр Воскобовича ( средняя группа)

Конспек открытого  занятия по развитию речи  с использованием развивающих игр Воскобовича ( средняя группа)Воспитатель Храпова Наталья Юрьевна ( высшая квалификационная категория)  ...

Методическая разработка развивающего занятия для детей "Зима. Признаки зимы"

Развивающее занятие для детей "Зима. Признаки зимы"...

Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)

Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до  3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка...