Статья "Развитие элементарных математических представлений с использованием художественно-познавательного и занимательного материала"
статья

Волгушева Ирина Анатольевна

                      Развитие элементарных математических представлений

                          с использованием художественно- познавательного

                                                 и занимательного материала.

         Математическое развитие - это изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате развития математических представлений. Математическое развитие-это не только умение считать, измерять, называть фигуры, но и способность сравнивать, анализировать  и применять полученные знания в продуктивной и другой деятельности.

         В процессе  математического развития у дошкольников развиваются представления об основных математических понятиях- множество, число, величина и её свойства; они овладевают  умением ориентироваться в пространстве и времени.

         В математике заложены большие возможности для развития познавательных процессов-восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. В процессе математического  развития у дошкольников развиваются интеллектуальные навыки-анализ, синтез, обобщение. Весь процесс развития математических представлений создает предпосылки для периода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

        Дошкольное детство это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпа перевода его в школьный возраст , а прежде всего в создании каждому ребенку условий для полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник-маленький  исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности и первые творческие проявления.  Вот почему наиболее близким и естественным для ребенка-дошкольника видом деятельности является игровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx63.3 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развитие элементарных математических представлений

                          с использованием художественно- познавательного

                                                 и занимательного материала.

         Математическое развитие - это изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате развития математических представлений. Математическое развитие-это не только умение считать, измерять, называть фигуры, но и способность сравнивать, анализировать  и применять полученные знания в продуктивной и другой деятельности.

         В процессе  математического развития у дошкольников развиваются представления об основных математических понятиях- множество, число, величина и её свойства; они овладевают  умением ориентироваться в пространстве и времени.

         В математике заложены большие возможности для развития познавательных процессов-восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. В процессе математического  развития у дошкольников развиваются интеллектуальные навыки-анализ, синтез, обобщение. Весь процесс развития математических представлений создает предпосылки для периода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

        Дошкольное детство это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпа перевода его в школьный возраст , а прежде всего в создании каждому ребенку условий для полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник-маленький  исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности и первые творческие проявления.  Вот почему наиболее близким и естественным для ребенка-дошкольника видом деятельности является игровая.

          Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного  взаимодействия с миром. Эти взаимодействия можно выразить словами «чувствовать-познавать-творить». Эти слова могут определить три взаимосвязанные линии развития ребёнка. Линия познания способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей. Итогом освоения ребенком линии познания становится способность дошкольника к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания , готовность к логическому познанию.

          В процессе творческого взаимодействия с детьми педагог направляет свою деятельность на решение задач математического развития.

        Решение этих задач помогает использование педагогом занимательного и художественно- познавательного (литературного ) материала. Многообразие занимательного материала игр, задач, головоломок-даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классификация его по разным принципам: по содержанию и значению, характерцу мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

        

         Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей  способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна  занимательному игровому материалу.

                                             Математические развлечения.

         Математические  развлечения известны с древни  времен. Прежде всего они признаны развлекать, веселить, радовать. Головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычайностью решения., парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими -угадывание чисел, геометрическими-сгибание проволоки, разрезанные бумаги; буквенными-шарады, кроссворды. Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. Математические развлечения помогают развивать самостоятельность суждений, смекалку, сообразительность, развиваются умственные операции, интерес к математическим знаниям. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, загадок, ребусов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную деятельность.

                                                               Игры.   

        В играх с занимательным математическим материалом успешно соединятся серьёзные интеллектуальные усилия с забавами, размышлениями, развлечениями. Игры с занимательным математическим материалом – это игры , в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа(решения),  как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

        Игры с занимательным математическим материалом очень многообразны. Условно их можно разделить на 3 подгруппы (вида), (см. схему). Особое место среди них занимают:

  • Игры на плоскостное моделирование. Сущность этих игр заключается в том, что из

определенного набора геометрических фигур выкладываются различные изображения. Наборы фигур при этом выбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны и детям и взрослым. Детей увлекает результат- составить увиденное на образе или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

         Обычно используются следующие игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик» и др.

  • Игры с палочками. Эти игры называют задачами на смекалку геометрического

характера, т.к. в ходе решения, как правило , идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Их нельзя решать каким –либо ранее усвоенным способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели- видоизменить или построить пространственную фигуру.

         По способу перестроения фигур и степени сложности задачи на смекалку можно подразделить на:

- задачи на составление фигур определенного ( недостающего) количества палочек;

- задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

-  задачи на перестроение , в которых палочки перекладываются.

  • Логические задачи. Их назначение состоит в активизации умственной деятельности

детей, в ожидании процесса математического обучения. Их применяют как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. Это- своего рода «умственная гимнастика» Логические задачи бывают на:

-пропуск пропущенного воображения;

-продолжение ряда фигур, знаков, чисел;

- поиск признаков сходства или отличия.

          Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять эти обобщенные признаки с другими. В процессе обобщения этих операций и осуществляется поиск решения зада.

         Математическому развитию дошкольника помогает и разнообразный литературный (художественно-познавательный ) материал. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Детская книга рассказывает языком ярких, живых картин. Она всегда обращается к чувству и сердцу ребенка. Стихотворения , созданные такими детскими поэтами как: С.Я. Маршак, А. Лойко, В. Берестов, Г. Григорьев, К. Чуковский и др. помогают детям освоить счет, познакомиться с временами года, месяцами, днями неделями, запомнить цифры, направления.

          Чтение и драматизация русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка» знакомят детей с числительным и порядковым счетом. Все это происходит в комфортной для ребенка обстановке, без усилий-весело и непринужденно.

            Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что занимательный и художественный математический материал актуален и   в настоящее время. Является хорошим средством воспитания у дошкольников интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием ИКТ "Занимательная математика".

НОД рассчитано на воспитанников подготовительной группы.Цель: познакомить детей с разными видами четырехугольников.Задачи: 1. Научить находить четырехугольников на чертежах и в окружающих на...

Повышение познавательной мотивации дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений через использование игр и игрового занимательного материала.

В статье представлен опыт воспитателя МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида Бородиной Людмилы Ивановны по развитию познавательных способностей детей с использованием математических игр и игров...

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала с детьми дома.

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала с детьми дома....

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала.

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала....

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»...