Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала.
картотека по математике на тему

Щевровская  Анна Фёдоровна

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с «Ласточка»

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала.

Выполнила: Воспитатель Щевровская  А.Ф.

2015г.

 Обучение детей математике, является сложным процессом, как для воспитателя так и для воспитанников. Чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания математических основ, я стараюсь наполнять свои занятия разнообразными дидактическими играми и пособиями. Хочу представить некоторые из игр, которые я сделала своими руками и широко использую в своей работе.

Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).

 Они помогают осуществлять общие программные задачи:

  • Формировать представления о числе и количестве.
  • Развивать представление о форме.
  • Развивать ориентировку в пространстве.
  • Развивать память, мышление, внимание.

Дидактическая игра «Примеров много, ответ один».

Цели:

  • Закрепить состав числа в пределах 10.
  • Учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
  • Учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.
  • Игровой материал: игровое поле, 2 набора карточек с цифрами (большого и маленького размера).

Варианты заданий:

1.Взрослый выкладывает на середину поля большую карточку с цифрой (например 8) и спрашивает:

-Ваня как можно составить число восемь из двух других чисел? (Ребёнок должен положить в пустые кружочки с двух сторон маленькие карточки с цифрами так, чтобы в сумме получилось число 8.

-А как Оля образует число восемь? и т.д.

2.Решать арифметические задачи используя картинки и карточки с цифрами. Например: на пустые кружочки кладутся карточки с цифрами 4 и 3 напротив друг друга. Взрослый говорит условия задачи:

- Под кустом сидели 4 улитки к ним приползли ещё 3 улитки. Сколько улиток спряталось под кустом? (Ребёнок должен сосчитать и положить в середину игрового поля большую карточку с цифрой). Аналогично можно составлять задачи на вычитание.

3.Можно предложить ребёнку самому придумывать задачи.

Игра «Собери ромашку».

Цели:

  • Научить соотносить цифру и количество предметов.
  • Закрепить навыки количественного счёта.

Игровой материал: лепестки ромашки с разным количеством картинок на них, кружки (серединки) с числами от 1-10.

Ход игры: Детям раздаются кружки с цифрой (это серединка цветка). На середину стола выкладываются лепестки ромашки. Каждый ребёнок должен собрать свою ромашку - правильно подобрав лепестки к серединке. Для этого нужно сосчитать количество картинок на лепестке и соотнести с цифрой на серединке). Побеждает тот, кто соберёт ромашку не только быстро, но и правильно.

В эту игру дети могут играть самостоятельно без помощи воспитателя, исправляя друг друга. Может играть один ребёнок или несколько

детей.

Игра: «Точки».

Цели:

  • Закреплять знания детей о последовательности чисел.
  • Упражнять в умении находить пропущенное число.

Игровой материал: большие и маленькие карточки с точками.

Ход игры: Воспитатель раздает большие карточки детям, а маленькие кладёт на середину стола. Дети должны заполнить пропуск на большой карте - подобрав маленькую карточку с пропущенным количеством точек. Дети меняются карточками, игра продолжается.

Игра: «Число и цифра».

Цели:

  • Закреплять навыки количественного счёта предметов.
  • Закреплять умение соотносить число изображённых предметов с цифрой, обозначающей это число.

Игровой материал: Квадратные карточки с изображением различного числа предметов. На каждой карточке в нижнем правом углу сделан кармашек для цифры.

Набор цифр от 1-10.

Варианты заданий:

1.Перед ребёнком кладут карточку с изображением нескольких одинаковых фигур. Ребёнок их подсчитывает. Затем подбирает соответствующую цифру и вставляет её в кармашек. Работа продолжается с другими картами.

2. Детям раздаются карты с картинками. Воспитатель показывает цифру, а дети должны поднять те карточки, на которых нарисовано столько же предметов, сколько у воспитателя.

Игра «Кто, где находится?».

Цели:

  • Формировать у детей понятия «верх», «низ» листа, «правая» и «левая» сторона листа, «верхний» и «нижний» угол и т.д.
  • Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги на, над, под, между.
  • Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.

Игровой материал: Картонный квадрат, который разделён на 9 ячеек. В каждой ячейке находится картинка.

Ход игры: Рассмотреть вместе с ребёнком картинки и предложить ему назвать: что находиться в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, над львёнком, под бегемотом, между паровозом и домиком и т.д.

Игра «Геометрическое домино».

Цели:

  • Закреплять представление детей о геометрических фигурах.
  • Упражнять в их назывании.

Игровой материал: прямоугольные карточки с двумя геометрическими фигурами.

Ход игры: Играют от 2-5 человек. Карточки выкладываются на стол обратной стороной вверх. Каждый игрок берёт по 4 карточки. Остальные будут «банк».

Право первого хода выбирается считалкой. Следующий игрок кладёт карточку справа или слева так чтобы геометрические фигуры совпали. Если нет подходящей карточки можно взять в «банке». Если снова нет подходящей карточки, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

Игра «Больше, меньше или равно».

Цели:

  • Закреплять умение сравнивать группы предметов в пределах 10.
  • Выражать словами каких предметов больше, меньше или поровну.

Игровой материал: Карточки с предметами в пределах 10. Знаки <, >, =.

Ход игры: Детям раздаются карточки. Педагог предлагает детям расставить знаки <,  >, = между парами картинок и объяснить свой выбор.

Игра «Кто за кем?».

Цели: 

- Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10.

- Развивать логическое мышление.

Игровой материал: прямоугольные карточки с 10 картинками.

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку сосчитать, сколько картинок на карточке. Назвать какая по счёту погремушка, самолёт, пирамидка и т.д.

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и игровых упражнений".

Изучать математику с ребёнком четырёх лет-это увлекательное занятие, заниматься, которым можно в любое время.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, разв...

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала с детьми дома.

Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала с детьми дома....

Доклад из опыта работы Гаранжа Г.Б. по теме «Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр»

В докладе представлен опыт работы педагога по использованию дидактических игр в формировании математических предствалений у дошкольников....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийс использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА&raqu...

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр"

Консультация для педагогов "Формирование мктематтческих представлений через использование дидактических игр"...