План по самообразованию Тема: «Развитие экологической культуры старших дошкольников»
материал (старшая группа)

Денисова Ольга Владимировна

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

     Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

      Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение        

детский сад «Рукавичка»

     

План по самообразованию

Тема: «Развитие экологической культуры старших дошкольников»

Выполнила воспитатель:

Денисова Ольга Владимировна

2021-2022 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; внедрение в свою  работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:  

  • углублять  представление   о   взаимосвязях  в  природе; 

  • учить  выделять  взаимосвязь  и  взаимодействия  живых  организмов  в   сообществах  экосистемы;

 

  • дать  представления  о  том, что  растения,  животные,  человек  представители  живого  в  мире  природы;

  • воспитывать  у  детей  элементы  экологического  сознания,  ценностные 

ориентации  в  поведении  и  деятельности,  обеспечивающие  ответственное 

отношение  к  окружающей   природной  среде.

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все хорошее в людях  - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

АКТУАЛЬНОСТЬ

     Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

     Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

      Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым. Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой

природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.

     Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.

Перспективный план по теме: «Формирование экологической культуры у детей 6-7 лет».

Месяц

Формы работы

Цели

Результат

Сентябрь

  1. Создание в ДОУ условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
  2. Разработка содержания наблюдений, экскурсий, походов, составление маршрутов в природу.
  3. Работа с родителями по созданию экологической тропы.
  4. Пропаганда экологических знаний среди родителей.

Изучение программы по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте (подготовительная группа).

Выявление знаний и умений у детей по данной теме.

Подбор методической и детской литературы.

Составление перспективного плана работы.

Анкетирование родителей по экологическому воспитанию

Октябрь

1. Непосредственно-образовательная деятельность «Я и мой организм», «Изменения в природе», «Наш поселок»,

«Страна – Россия, столица – Москва».

2. Беседа: «Я и моя семья», «Заповедные места», «Из чего делают бумагу, фанеру, мебель, игрушки, дома», «Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара».

3. Экскурсии по улицам поселка, по экологической

 тропе, в лес, парк, к водоему.

4. Просмотр видеофильма «Красная книга».

5. Ежедневные наблюдения в природе.

6. Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников.

7. Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»

8. Создание альбома «Наш поселок».

9. Проведение дня «Юный эколог».

Дать представление о том, что человека – живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке.

Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.

Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека.

Выставка детских творческих работ совместно с родителями на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!».

Досуг «Любимый край, моя земля, родимые просторы»

Участие детей и родителей в акции «Юный эколог».

Участие родителей проведения субботника

«Сделаем посёлок чище».

Ноябрь

1. Рассматривание глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т.д.

2. Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», «Куда бежит река», и др.

3. Экскурсия к водоему.

4. Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз» , загадывание загадок о природных явлениях.

5. Наблюдения: «Облака», «Дождь».

6. Лабораторные опыты «Какой бывает вода».

7. Художественное творчество: рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке» и др.

8. Подвижная игра «Мы -капельки». «Мы - чайки», «Мы – стайка рыбок» и др.

9. Викторина « Что я знаю о воде».

10. Оформление памяток, информационных листов для родителей « Берегите воду».

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Показать, где и в каком воде существует вода в окружающем мире.

Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.

Развивать познавательный интерес к воде.

Расширять кругозор детей на основе

 знакомства с природой родного края.

Непосредственно-образовательная деятельность

«Ходят капельки по кругу».

Инсценировка «Отдых на реке».

Праздник «Волшебница вода».

 

Декабрь

1. Непосредственно-образовательная деятельность «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух».

2. Беседа: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим»,» Как мы чувствуем запах», «Летающие семена».

3. Чтение художественной литературы: загадок про воздух, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г. Юдин «Главное чудо света», О. Кургузов «По следам «Почемучки», А. Барто «Жарко»,И.Токмакова «Ветрено», С. жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра».

4. Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом.

5. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь», игры с мячом, «Полетушки». Игры-превращения» и др.

6. Анкетирование родителей «Курение и воздух».

Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности.

Познакомит детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных.

Познакомить с при-родным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.

Проявлять

 познавательный интерес в проведении опытов с воздухом.

Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде.

Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения

Праздник мыльных пузырей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек».

Экскурсия по экологической тропе.

Непосредственно-образовательная деятельность

«Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».

Январь

Непосредственно-образовательная деятельность «Комнатные растения»,

Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения», «Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека», «Лес –многоэтажный дом», «Как лесник заботится о лесе». «Как вести себя в лесу».

Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях.

Рассматривание модели дерева (строение), репродукции картин художников И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана «Березовая роща», В.М. Васнецова «Дубы» и др.

Экскурсия в лес любого состава (смешанный, хвойный, березовый), в зимний лес .

Рассматривания гербария культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода.

Чтение художественной литературы: загадки, стихотворения, рассказ В. Такасийчук «Удивительная прогулка», С.А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др.

Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги».

Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково», « Составь рассказ-описание по плану и др.

Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода.

Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни.

Учить детей ухаживать

за ними, замечать их неблагополучное состояние,

обнаруживать недостаточность условий для их

жизни.

Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Непосредственно-образовательная деятельность «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Лес в жизни человека».

Изготовление плакатов на тему

«Берегите лес!» и установка плакатов в лесу.

Развлечение

«Мой край родной: заповедные места

и памятники природы».

Оформление альбома «Цветы».

Февраль

1. Непосредственно-образовательная деятельность «Домашние животные», «Дикие животные», «Как зимуют звери».

2. Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Животные национального парка «Завидово», «Что такое Красная книга».

3. Наблюдение за домашними животными.

3. Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где

 живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составь рассказ-описание» и др.

4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др.

5. Художественное творчество: лепка зверей,

аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Зайчик на лужайке».

Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.

Умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Формировать представления детей о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих

их потребности.

Упражнять в составлении рассказов о жизни домашних и диких животных.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Театральный праздник «Утренние лучи» по мотивам рассказов К.Д. Ушинского.

Праздник «День рождения детского сада» (Экологическая сказка).

 

Март

1. Рассматривание иллюстраций по теме «Мир птиц».

2.Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», аидизапись «Пение птиц».

3. Наблюдение птиц на прогулке.

4. Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой».

5. Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др.; загадывание загадок,

 использование считалок, песенок.

6. Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация птиц.

7. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц», «Составь рассказ-описание про птицу».

8. Подвижная игра «Перелет птиц», Гуси-лебеди», «Птички и кошка».

Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия.

Уточнить название перелетных и зимующих птиц.

Закрепить представления о пользе птиц.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Непосредственно-образовательная деятельность «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

Изготовление родителями скворечников

и развешивание их на участке детского сада.

Праздник, посвященный Международному дню птиц.

«В звонких птичьих голосах к нам идет весна красна».

Апрель

1. Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах.

2. Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса.

3. Наблюдение звездного неба.

4. Загадывание загадок о небесных телах .

5. Чтение художественной литературы о космосе.

6. Экскурсия в мини-музей «Космос».

7. Рисование на тему «Космос».

Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники.

Вызвать интерес к сведениям о мироздании.

Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности.

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней.

Непосредственно-образовательная деятельность «Планета земля в опасности!».

Досуг «День Земли».

Праздник «Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам».

Май

1.Отчет работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе на заседании педагогического совета педагогов.

2. Наблюдения за насекомыми, животными, цветами, изменениями в природе.

3. Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов).

4. Создание альбома «Цветы».

Повысить квалификацию педагогического коллектива ДОУ по основам экологии.

Составление плана работы с детьми в летний период

Создание

альбома «Панорама добрых дел»».

Сбор природного материала для поделок.

Праздник «Здравствуй, солнце красное».

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников : перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).

Горькова Л.Г., Кочергина  А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа.-М.: ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.

Лопатина А. А. Сказы матушки Земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).

Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г.В.Морозова.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.-200 с.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).

Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 213.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 168 с.: цв. вкл.

Селихова Л. Г. Интегрированные занятия : Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой

В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников....

Развитие речи через воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала

Вид конструирования из броссового материала позволяет интегрировать образовательные области в контексте ФГОС, развивать мелкую моторику, лексико-грамматический строй речи....

План самообразования по теме "Повышение уровня экологической культуры старших дошкольников" 2020-2021 г.

Цель: продолжать формировать элементарные основы экологигической культуры старших дошкольников.Задачи:1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным ми...

Презентация «Проект как средство развития экологической культуры старших дошкольников»

ull;Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индиви...