Русская традиционная культура как ресурс эффективной социализации детей дошкольного возраста.
статья

Халикова Валентина Владимировна

Современная картина детства претерпела в последние годы разнообразные изменения, но специалисты системы дошкольного воспитания, а часто и родители, к сожалению, до конца не осознают масштаб перемен, пребывают в растерянности либо в отрицании права на существование новых феноменов детства. Невозможно не заметить, что детей сегодня встречает мир новых игр, игрушек, новой детской литературы и «густое» информационное пространство. Произошли перемены и в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные  семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей к другим составляющих детской субкультуры.  Наблюдается разрушение естественного и спонтанного процесса передачи социального опыта от поколения более старших детей к более младшим. Разрушен мир детской игры. Часто игры не соответствуют их возрастным возможностям, нет процесса усложнения игры, дети играют примитивно, а, следовательно – нарушены и основные пути личностного развития. Таковы основные характеристики новых условий детства, особенно в большом мегаполисе.

Ребёнок мегаполиса живет  в  ускоряющемся темпе современной жизни, которая лишает его полноценного проживания детского периода. Перегруженные уже в дошкольном возрасте событиями, дети слишком рано теряют способность глубоко и полно эмоционально проживать жизнь, начинают страдать от разрушающего личность функционирования. Все это и многое другое ставит перед современным образованием новые задачи. Сегодня важно поддержать детство, сохранить его уникальность и самоценность,  воспитать будущего гражданина Отечества.

В современных условиях особую актуальность приобретают ресурсы русской традиционной культуры. К ним мы можем отнести фольклор, природу, особенности быта, ремесел и многое другое, что  поможет  решить современные проблемы социализации ребенка и воспитать у него уважение к своей Родине.

В нашем образовательном учреждении вопросами воспитания занимаются посредствам авторской программы по знакомству детей дошкольного возраста с русской традиционной культурой «Околица». Программа представляет собой обобщение многолетнего опыта педагогов дошкольного отделения: фольклористов, музыкальных руководителей, воспитателей, преподавателей декоративно-прикладного искусства, швейного мастерства в русских традициях.

Содержание программы представлено разнообразными формами деятельности детей и взрослых: народные праздники, коллективные игры, мастер-классы для детей и взрослых по ознакомлению с народными ремеслами, выставки, конкурсы и другое.

 Стержнем программы является народный земледельческий календарь, составляющий основу тематического планирования воспитательно-образовательного процесса, он содержит четыре основных блока: осень, зима, весна, лето. Каждый блок включает ряд видов деятельности, соответствующих возрасту детей и времени сезона: игры, исследования, общение, восприятие фольклора и художественной литературы,  изобразительную, музыкальную, двигательную формы активности.

Работа по программе начинается с раннего возраста. Для малышей разработан раздел «Гуленьки». В процессе реализации задач данного раздела мы открываем ребенку мир отечественной культуры: малыш обретает первичный социальный опыт (слушает, играет, смотрит, что и как делают другие). Вместе с родителями дети становятся активными участниками посиделок, народных праздников: Осенины, Сороки, Праздник Березки; участвуют в народных играх: «Гуси», «Медведь», «Петушок», «Идет коза рогатая» и другие.

Для малышей народные гулянья, игры актуальны вдвойне: потешки, ритмичные стихи, многочисленные повторы движений, что характерно для народных игр,  сопровождают хороводы и позволяют ребенку быстрее пройти адаптацию к новому коллективу сверстников и взрослых, родители получают опыт использования прибауток, песенок в совместной с ребенком деятельности. Народный фольклор мало знаком современным родителям. Наши посиделки, игры, подготовленные педагогами, помогают объединить взрослых и детей, что важно для первого опыта социализации малышей.

В содержании программы для детей раннего возраста включены занятия продуктивной деятельностью. Дети и взрослые совместно лепят из глины, выполняют рисунки из кусочков ткани. Эта деятельность направлена на знакомство  детей и взрослых с материалами для русских ремесел. Для педагогов важно показать родителям возможности малышей и ресурсы его самостоятельности, что позволяет оказать помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Для  младшей и средней групп разработан раздел «Теремок». В нем мы знакомим детей с  этнографическим материалом: темой дома, семьи, домашним бытом  и отношениями членов семьи. Содержанием раздела являют музыкально-фольклорные, фольклорно традиционные игры, малые фольклорные жанры: считалочки, заклички, небылицы, прибаутки и другие.

 В продуктивной деятельности популярны творческие мастерские по изготовлению  обрядовых кукол, посуды, предметов быта из глины, теста и их роспись.

В старшем возрасте раздел «Беседушка» направлен на углубление знаний о народном календаре, календарных, обрядовых праздниках, развитие умений использовать народные инструменты. Развиваем творчество и самостоятельность детей в продуктивной деятельности в направлении освоения народных ремесел: лозоплетении,  работы с глиной и тканью, приготовлении русских блюд.

Особенностью данного раздела является организация совместной деятельности детей разновозрастных групп: презентация опыта старших дошкольников детям младшего возраста, организация коммуникативного взаимодействия младших и старших  воспитанников.

В подготовительной группе реализуется раздел «Околица».  Особенностью данного раздела является передача опыта детьми друг другу через совместное участие в календарно обрядовых праздниках: «Осенины», «Колядки», «Сороки», «Троица», «Семик» и другие.

Содержанием раздела являются пение обрядовых песен, народные обрядовые танцы, постановка спектаклей по обрядовым праздникам и другое. Дети овладевают большим фольклорным репертуаром.

Результаты своей деятельности воспитанники демонстрируют на  выставках, фестивалях, конкурсах и творческих встречах. Являются участниками, призерами, лауреатами, дипломантами.

 В настоящее время создан коллектив единомышленников из родителей и педагогов. Достаточно высокая удовлетворенность детей и родителей работой дошкольного отделения в этом направлении, способствовала приобретению в Зеленоградском округе города Москвы статуса детского сада с этнокультурным компонентом.

          Сегодня в нашей организации созданы оптимальные условия.

Фольклорная предметно-развивающая среда дошкольного учреждения гармонично вписывается в пространственную среду детского сада,  наполнена элементами народной культуры, быта. Детям доступны изделия из лозы, дерева, глины, вышитые скатерти, полотенца,  люльки, лоскутные одеяла, деревянные столы, лавки, которые активно используется детьми в различных видах деятельности.

Традиционные игрушки (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка, вертеп, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.) являются неотъемлемой частью фольклорной среды. Все это соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей, вековым законам воспитания.

Развивающая фольклорная среда дошкольного учреждения предполагает наличие этнографического мини-музея. К оформлению музея мы предъявляем особые требования. Его экспонаты находятся в рабочем состоянии, используются в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.).

Основные направления работы мини-музея: проведение образовательной деятельности с этнокультурным компонентом, путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, посиделок, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

Основной задачей педагогов является  не только создание музейной атмосферы, но и  введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому в «избу» были помещены   предметы быта старины, собранные педагогами и родителями. Музейная коллекция постоянно пополняется  и систематизируется согласно истории и времени.

Организация игровой деятельности в стенах мини-музея позволяет детям создать богатые по содержанию сюжеты игр, соответствующих возрасту и детской субкультуре. Это позволяет развивать у дошкольников жизненные навыки, реализовать все детские игровые желания, наиграться, что важно для социального развития детей, формировать социальное поведение детей посредством игрового общения.

В старших группах созданы мастерские для знакомства детей с народными ремеслами. Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является увлечение «женскими» и «мужскими» делами. Мы учитываем и подчеркиваем социальную функцию человека в обществе: будущего мужчины, а сейчас – мальчика, будущей женщины, а сейчас – девочки. В мастерских дети заняты приготовлением простых блюд (салаты, выпечка и т.д.) и  освоением женских и мужских  ремесел.

Девочки учатся вышивать стебельчатым, петельчатым и тамбурым швами, знакомятся с техникой вышивки крестом. Получают умения и навыки по выполнению простейших выкроек для кукольной одежды, развивают умения составлять узоры, изделия из разных тканевых лоскутков. Девочки учатся плести опоясок с готовой основы, учатся подбирать нитки по цвету и количеству, знакомятся с техникой вязания крючком. Знакомятся с простейшими узорами, ажурной вязкой «паутинка».

Мальчиков знакомят с материалом для плетения, со способами заготовки и хранения лозы, видами плетения («веревочка»), с инструментами, используемыми в плетении, учатся плести простейшие корзинки.

В мастерских работают как дети, так и взрослые: педагоги и родители. Вместе они создают много разных новых народных предметов быта, учатся понимать и слышать друг друга.

Процесс внедрения данной Программы в образовательном учреждении позволяет:

-  формировать коллектив единомышленников: родитель-воспитатель,  воспитатель-воспитатель и включать родителей в образовательный процесс социализации детей;

- объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей,  принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сегодня мы являемся инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ  и начальной школе: проектирование модели взаимодействия», поэтому накопленный опыт важно систематизировать, использовать для реализации задач эффективной социализации в условиях преемственности  детского сада и школы.

Однако, сегодня на этом пути мы выделяем ряд проблем, которые нам предстоит решать совместно с педагогами  школы:

- в школе нет системы знакомства детей с народной культурой. Эпизодические выступления, представления, мероприятия не позволяют формировать ценностное отношение к ней. Поэтому необходимо разработать модель этнокультурного компонента для всего образовательного комплекса;

 - проведенное анкетирование перед началом инновационной работы показало неготовность педагогов дошкольного учреждения к взаимодействию с учителями  по преемственности внедрения этнокультурного компонента в образование детей. Необходимо разработать систему повышения квалификации педагогов по данному вопросу и стимулировать работу педагогов в инновационном режиме;

- с целью поддержки и оказания помощи родителям в воспитании и образовании детей активизировать вовлечение семьи ребенка в реализацию этнокультурного компонента как условия позитивной социализации.

В дошкольном отделении школы созданы оптимальные условия для знакомства детей с традициями русской культуры, которые позволяют решать вопросы эффективной социализации детей. Переходя в школу, дети должны продолжить начатое знакомство. В рамках дополнительного образования может появиться огромный спектр направлений, где для детей открывается интересный мир традиционной русской культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

РУССКАЯ  ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

КАК РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современная картина детства претерпела в последние годы разнообразные изменения, но специалисты системы дошкольного воспитания, а часто и родители, к сожалению, до конца не осознают масштаб перемен, пребывают в растерянности либо в отрицании права на существование новых феноменов детства. Невозможно не заметить, что детей сегодня встречает мир новых игр, игрушек, новой детской литературы и «густое» информационное пространство. Произошли перемены и в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные  семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей к другим составляющих детской субкультуры.  Наблюдается разрушение естественного и спонтанного процесса передачи социального опыта от поколения более старших детей к более младшим. Разрушен мир детской игры. Часто игры не соответствуют их возрастным возможностям, нет процесса усложнения игры, дети играют примитивно, а, следовательно – нарушены и основные пути личностного развития. Таковы основные характеристики новых условий детства, особенно в большом мегаполисе.

Ребёнок мегаполиса живет  в  ускоряющемся темпе современной жизни, которая лишает его полноценного проживания детского периода. Перегруженные уже в дошкольном возрасте событиями, дети слишком рано теряют способность глубоко и полно эмоционально проживать жизнь, начинают страдать от разрушающего личность функционирования. Все это и многое другое ставит перед современным образованием новые задачи. Сегодня важно поддержать детство, сохранить его уникальность и самоценность,  воспитать будущего гражданина Отечества.

В современных условиях особую актуальность приобретают ресурсы русской традиционной культуры. К ним мы можем отнести фольклор, природу, особенности быта, ремесел и многое другое, что  поможет  решить современные проблемы социализации ребенка и воспитать у него уважение к своей Родине.

В нашем образовательном учреждении вопросами воспитания занимаются посредствам авторской программы по знакомству детей дошкольного возраста с русской традиционной культурой «Околица». Программа представляет собой обобщение многолетнего опыта педагогов дошкольного отделения: фольклористов, музыкальных руководителей, воспитателей, преподавателей декоративно-прикладного искусства, швейного мастерства в русских традициях.

Содержание программы представлено разнообразными формами деятельности детей и взрослых: народные праздники, коллективные игры, мастер-классы для детей и взрослых по ознакомлению с народными ремеслами, выставки, конкурсы и другое.

 Стержнем программы является народный земледельческий календарь, составляющий основу тематического планирования воспитательно-образовательного процесса, он содержит четыре основных блока: осень, зима, весна, лето. Каждый блок включает ряд видов деятельности, соответствующих возрасту детей и времени сезона: игры, исследования, общение, восприятие фольклора и художественной литературы,  изобразительную, музыкальную, двигательную формы активности.

Работа по программе начинается с раннего возраста. Для малышей разработан раздел «Гуленьки». В процессе реализации задач данного раздела мы открываем ребенку мир отечественной культуры: малыш обретает первичный социальный опыт (слушает, играет, смотрит, что и как делают другие). Вместе с родителями дети становятся активными участниками посиделок, народных праздников: Осенины, Сороки, Праздник Березки; участвуют в народных играх: «Гуси», «Медведь», «Петушок», «Идет коза рогатая» и другие.

Для малышей народные гулянья, игры актуальны вдвойне: потешки, ритмичные стихи, многочисленные повторы движений, что характерно для народных игр,  сопровождают хороводы и позволяют ребенку быстрее пройти адаптацию к новому коллективу сверстников и взрослых, родители получают опыт использования прибауток, песенок в совместной с ребенком деятельности. Народный фольклор мало знаком современным родителям. Наши посиделки, игры, подготовленные педагогами, помогают объединить взрослых и детей, что важно для первого опыта социализации малышей.

В содержании программы для детей раннего возраста включены занятия продуктивной деятельностью. Дети и взрослые совместно лепят из глины, выполняют рисунки из кусочков ткани. Эта деятельность направлена на знакомство  детей и взрослых с материалами для русских ремесел. Для педагогов важно показать родителям возможности малышей и ресурсы его самостоятельности, что позволяет оказать помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Для  младшей и средней групп разработан раздел «Теремок». В нем мы знакомим детей с  этнографическим материалом: темой дома, семьи, домашним бытом  и отношениями членов семьи. Содержанием раздела являют музыкально-фольклорные, фольклорно традиционные игры, малые фольклорные жанры: считалочки, заклички, небылицы, прибаутки и другие.

 В продуктивной деятельности популярны творческие мастерские по изготовлению  обрядовых кукол, посуды, предметов быта из глины, теста и их роспись.

В старшем возрасте раздел «Беседушка» направлен на углубление знаний о народном календаре, календарных, обрядовых праздниках, развитие умений использовать народные инструменты. Развиваем творчество и самостоятельность детей в продуктивной деятельности в направлении освоения народных ремесел: лозоплетении,  работы с глиной и тканью, приготовлении русских блюд.

Особенностью данного раздела является организация совместной деятельности детей разновозрастных групп: презентация опыта старших дошкольников детям младшего возраста, организация коммуникативного взаимодействия младших и старших  воспитанников.

В подготовительной группе реализуется раздел «Околица».  Особенностью данного раздела является передача опыта детьми друг другу через совместное участие в календарно обрядовых праздниках: «Осенины», «Колядки», «Сороки», «Троица», «Семик» и другие.

Содержанием раздела являются пение обрядовых песен, народные обрядовые танцы, постановка спектаклей по обрядовым праздникам и другое. Дети овладевают большим фольклорным репертуаром.

Результаты своей деятельности воспитанники демонстрируют на  выставках, фестивалях, конкурсах и творческих встречах. Являются участниками, призерами, лауреатами, дипломантами.

 В настоящее время создан коллектив единомышленников из родителей и педагогов. Достаточно высокая удовлетворенность детей и родителей работой дошкольного отделения в этом направлении, способствовала приобретению в Зеленоградском округе города Москвы статуса детского сада с этнокультурным компонентом.

         Сегодня в нашей организации созданы оптимальные условия.

Фольклорная предметно-развивающая среда дошкольного учреждения гармонично вписывается в пространственную среду детского сада,  наполнена элементами народной культуры, быта. Детям доступны изделия из лозы, дерева, глины, вышитые скатерти, полотенца,  люльки, лоскутные одеяла, деревянные столы, лавки, которые активно используется детьми в различных видах деятельности.

Традиционные игрушки (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка, вертеп, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.) являются неотъемлемой частью фольклорной среды. Все это соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей, вековым законам воспитания.

Развивающая фольклорная среда дошкольного учреждения предполагает наличие этнографического мини-музея. К оформлению музея мы предъявляем особые требования. Его экспонаты находятся в рабочем состоянии, используются в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.).

Основные направления работы мини-музея: проведение образовательной деятельности с этнокультурным компонентом, путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, посиделок, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

Основной задачей педагогов является  не только создание музейной атмосферы, но и  введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому в «избу» были помещены   предметы быта старины, собранные педагогами и родителями. Музейная коллекция постоянно пополняется  и систематизируется согласно истории и времени.

Организация игровой деятельности в стенах мини-музея позволяет детям создать богатые по содержанию сюжеты игр, соответствующих возрасту и детской субкультуре. Это позволяет развивать у дошкольников жизненные навыки, реализовать все детские игровые желания, наиграться, что важно для социального развития детей, формировать социальное поведение детей посредством игрового общения.

В старших группах созданы мастерские для знакомства детей с народными ремеслами. Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является увлечение «женскими» и «мужскими» делами. Мы учитываем и подчеркиваем социальную функцию человека в обществе: будущего мужчины, а сейчас – мальчика, будущей женщины, а сейчас – девочки. В мастерских дети заняты приготовлением простых блюд (салаты, выпечка и т.д.) и  освоением женских и мужских  ремесел.

Девочки учатся вышивать стебельчатым, петельчатым и тамбурым швами, знакомятся с техникой вышивки крестом. Получают умения и навыки по выполнению простейших выкроек для кукольной одежды, развивают умения составлять узоры, изделия из разных тканевых лоскутков. Девочки учатся плести опоясок с готовой основы, учатся подбирать нитки по цвету и количеству, знакомятся с техникой вязания крючком. Знакомятся с простейшими узорами, ажурной вязкой «паутинка».

Мальчиков знакомят с материалом для плетения, со способами заготовки и хранения лозы, видами плетения («веревочка»), с инструментами, используемыми в плетении, учатся плести простейшие корзинки.

В мастерских работают как дети, так и взрослые: педагоги и родители. Вместе они создают много разных новых народных предметов быта, учатся понимать и слышать друг друга.

Процесс внедрения данной Программы в образовательном учреждении позволяет:

-  формировать коллектив единомышленников: родитель-воспитатель,  воспитатель-воспитатель и включать родителей в образовательный процесс социализации детей;

- объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей,  принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сегодня мы являемся инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ  и начальной школе: проектирование модели взаимодействия», поэтому накопленный опыт важно систематизировать, использовать для реализации задач эффективной социализации в условиях преемственности  детского сада и школы.

Однако, сегодня на этом пути мы выделяем ряд проблем, которые нам предстоит решать совместно с педагогами  школы:

- в школе нет системы знакомства детей с народной культурой. Эпизодические выступления, представления, мероприятия не позволяют формировать ценностное отношение к ней. Поэтому необходимо разработать модель этнокультурного компонента для всего образовательного комплекса;

 - проведенное анкетирование перед началом инновационной работы показало неготовность педагогов дошкольного учреждения к взаимодействию с учителями  по преемственности внедрения этнокультурного компонента в образование детей. Необходимо разработать систему повышения квалификации педагогов по данному вопросу и стимулировать работу педагогов в инновационном режиме;

- с целью поддержки и оказания помощи родителям в воспитании и образовании детей активизировать вовлечение семьи ребенка в реализацию этнокультурного компонента как условия позитивной социализации.

В дошкольном отделении школы созданы оптимальные условия для знакомства детей с традициями русской культуры, которые позволяют решать вопросы эффективной социализации детей. Переходя в школу, дети должны продолжить начатое знакомство. В рамках дополнительного образования может появиться огромный спектр направлений, где для детей открывается интересный мир традиционной русской культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста "Воспитатели и родители - партнеры"

Презентация педагогического проекта. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста. "Воспитатели и родители - партнеры."...

«Сопровождение эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Статья для сборника РАО -  Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Венн...

Презентация «Использование современной технологии «Социальная акция» как эффективной социализации детей дошкольного возраста»

Основная цель этого направления -  позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....

Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития по Н.П. Гришаевой...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час»  (Из опыта работы)  Для родителей и педагогов...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка»         «Педагогическая статья «Клубный час...