Картотека игр для сенсорного и сенсомоторного развития средняя группа.
картотека (средняя группа)

Курганова Елена Александровна

Картотека игр 3-5 лет для сенсорного развития, изготовленные своими руками для средней группы из бросового материала. Детский сад № 19 г. Энгельс

Видео готовых игр  https://www.youtube.com/watch?v=l_ETcHKmS24

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для сенсорного и сенсомоторного развития.

Игры на развитие обоняния, чувства веса и тембра звука.

  1. "Весовые баночки"

Ребёнок определяет на вес, какое яйцо тяжелее/легче/одинаковые, потом проверяет себя на весах. Победил тот, кто правильно определил вес.

  1. «Коробка со всякой всячиной»

Дети взвешивают на руке камень, одежду для куклы, картон, деревянный кубик, крышку пластиковую и железную – определяют самое тяжелое и самое лёгкое, из чего они сделаны, делают вывод, какой материал тяжелее и почему. Победил тот, кто правильно определил материал изделия.

  1. «Что в мешочке тяжелее?»

Дети рассматривают мешочки, ищут самые тяжелые и самые легкие, определяют структуру содержимого. Победил нашедший два одинаково тяжелых или лёгких мешочка.

  1. "Баночки с запахами» - обновляется перед игрой.

Дети определяют на запах, что находится в коробочке (лук, чеснок, кофе, бархатцы, перец, трава, чай, мята, парфюмерия...), потом проверяют себя открыв коробочку. Победил тот, кто правильно определил запах.

  1. «Баночки с сыпучим материалом»

Дети определяют на слух, две или три, или четыре одинаковые баночки по звуку. Как гремит, шуршит, молчит или поёт баночка, потом проверяют себя открыв коробочки. Делают вывод звук может повторяться у разного содержимого.

  1. Игра «Найди два одинаковых мешочка» по звуку:

Дети ищут два одинаковых мешочка слушая, как шуршат или гремят они содержимым. Победил тот, кто правильно определил звук (проверяем по содержимому).

Игры на развитие чувства цвета, ориентирования в пространстве, памяти и мелкой моторики с использованием резинок для волос, флажков.

  1. Игра «Ладошки»:
  2. Игра развивает мелкую моторику, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, умение считать и различать цвета. Для игры нужны резинки (разных цветов по 12 штук и звоночек). Количество игроков от 2до 6.

Правила игры: звонок размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг звонка, воспитатель(ведущий) надевает резиночки на свою руку. Игроки стараются как можно быстрее подобрать резинки по цвету и надеть их на пальцы, как показал ведущий. Тот, кто первым выполнил задание, звонит в звонок. Остальные игроки проверяют правильность выполнения задания. Если игрок все сделал правильно он победил.

  1. Игра «Ладошки - 2»: в

Ведущий открывает руку только на 5 секунд. Затем её прячет за спину, и игроки по памяти выполняют задание. Победил первый правильно выполнивший задание.

  1. Игра «Цветные столбики»:

Пособие представляет собой столбики (бутылочки от йогурта), закрепленные на доске и резинки для волос. Резинки должны различаться не только цветом, но оттенками одного цвета. Можно играть в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной работе с детьми (совместная деятельность педагога и ребенка).

Задачи: формировать представления о цвете, его оттенках, развивать мелкую моторику.

Правила игры: надень резиночки на столбик соответствующих цветов и количества по образцу.

  1. Игра «Столбики - 2»: необходимо дополнительное оборудование – карточки с цифрами или камешки точками.

Задачи: формировать представления об оттенках цвета, упражнять в ориентировании, в счете, закреплять пространственные представления.

Ребёнок надевает на столбик столько резинок, сколько точек на камешке (на один больше, меньше и т. д.) или какая цифра изображена на карточке.

  1. Игра «Цветные столбики - 3»:

на левый столбик надеть три резинки, на средний и на правый столбики на одну больше.

  1. Игра «Цветные столбики - 4»:

надень на столбик столько резиночек, сколько написано на карточке, на одну больше, меньше...

  1. Игра «Цветные столбики - 5»:

поставь в бутылочку столько флажков, сколько точек на камешке, сколько написано на карточке цифрами... сколько резиночек надето.

Игры на развитие восприятия формы, цвета, вида и материала с использованием камешков, фасоли, макарон, пуговиц, счетных флажков.

Задачи в совместной с педагогом деятельности: сенсорное развитие, развитие тактильных ощущений, формирование представления о форме предмета, о размере, о положении в пространстве; учить анализировать, находить сходство и различия.

  1.  «Найди два одинаковых мешочка» на ощупь:

Одинаковые мешочки заполняются попарно разными наполнителями: шарики, бусины, шуршащая упаковка, детали конструктора, животное, шар и т. п. Дети ищут два одинаковых мешочка на ощупь. Победил первый правильно выполнивший задание.

  1. «Что спряталось от нас?»

Карточки с рельефными цифрами или фигурами прячутся в белом мешочке, дети определяют, что на ощупь, что под тканью. Победил первый правильно определивший и написавший или нарисовавший на листе фигуру, или цифру.

Игры на развитие восприятия формы, цвета и его оттенков, вида и материала, мелкой моторики с использованием пуговиц, зёрен кофе, макарон и бусин.

Способствует запоминанию образа материала, развитию умения различать цифры и геометрические фигуры, сенсорному развитию.

Необходимы карточки с рельефными фигурами и цифрами, мешочки по размеру фигуры.

  1. «Обведи цифру, фигуру – назови её»

Ребёнок обводит на ощупь цифру или геометрическую фигуру называя их и материал, из которого они сделаны, его свойства.

  1. «По образцу»:

Детям предлагается образец, по которому они выполняют задание (выкладывают из палочек или пишут на манке узор, цифру, букву, геометрическую фигуру). Побеждают все!

  1. «Сортер»:

Ребёнок сортирует макароны, или камешки, или пуговицы, или бочонки лото, крышки по определенному признаку (по цвету и его оттенку, по размеру, форме, количеству и т. п.). Победитель – первый правильно отсортировавший заданный материал

  1. «Камешки с точками»:

Ребёнок использует камешки для выкладывания игры на поле, или выкладывает их по увеличению, или уменьшению точек.

  1. «Найди из чего?»

Альбом из ткани, меха, бумаги, картона, пластика, фольги, гофрированной и упаковочной бумаги и полиэтилена с пенопластом.

Задачи: развитие тактильных ощущений, изучение свойств, вида, предназначения разного вида ткани, бумаги, полиэтилена, пластика, пенопласта.

Ребёнок ощупывает, нюхает, трёт, перелистывает и угадывает или называет материал, его свойства и находит в группе предмет из этого материала. Выигрывает первый нашедший такой предмет.

  1. «Отгадай с закрытыми глазами»

Коробка с набором всякой всячины (предметы для изучения материала, его видоизменений, развития тактильных ощущений)

Задачи: развитие тактильных ощущений, изучение свойств, вида, предназначения разного вида предметов (губка, пластик, ткань, игрушка, пенопласт, целлофан, крышка, пробка, ручка, фольга, палочка, цепочка, коробка...).

Ребёнок вытаскивает не глядя, на ощупь предмет, осматривает его, называет материал, из которого он сделан и для чего служит. Открывает глаза, другие дети поправляют его или дополняют ответ.

Игры на развитие чувства пространства с использованием математического планшета.

Задачи: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; закреплять цвет, форму; определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

  1. Использовать разнообразные карточки – выполнение задания по образцу.

Ребёнок выполняет задания по образцу, стараясь соблюдать размер, цвет и форму заданной фигуры. Побеждает первый собравший узор.

  1. Игры по замыслу палочки, предметы, цифры, буквы, лабиринты, углы.

Ребёнок самостоятельно «изобретает» фигуру, или предмет, изображая его на Геоборде, называя, что он сделал и почему так, а не иначе. Побеждает тот, чья фигура содержит больше резиночек и деталей. Объяснить детям почему.

Игры, формирующие умение сравнивать и находить общие признаки:

  1. «Найди животное» (по фрагменту найти животное и собрать его на магнитной доске).

Ребёнок берет часть/фрагмент животного, отгадывает его и старается найти и собрать все его части. Называет где он живет и что ест.

  1. «Найди предмет по его тени» (определить и назвать предмет по его тени).

Ребёнок по карточке с тенями отыскивает оттиск предмета, прикладывает для проверки, определяет его название. Выигрывает тот, кто первым собрал свою карточку.

Игры, формирующие пространственные представления, умение ориентироваться на листе бумаги, умение выполнить задание по образцу:

  1. «Повтори узор»: на листе с образцом узора, на подносе с сыпучим материалом, на столе (из зерна, кофе, гороха, палочек, пуговок, конструктора, фломастеров).

Ребёнок обводит по контуру фломастером или пластилиновыми жгутиками, или выкладывает фасолью, конструктором, палочками, на подносе с песком или крупой по заданному образцу или самостоятельно.

  1. «Назови оттенок цвета»: развитие памяти и восприятия оттенков цвета, их названия и наличия в природе и быту.

Ребёнок в наборе резиночек или наборе цветных карточек отыскивает оттенки определенного цвета, называет их, показывает предметы в группе такого цвета, вспоминает цвета, встречаемые на площадке, дома или на улице. Победил тот, кто назовет больше оттенков цвета или назовет предметы такого цвета.

  1. «Застегни пуговку, застежку»: сенсорное развитие, развитие памяти, мелкой моторики.

Ребёнок рассматривает разные вида застежек (пуговицы, липучки, молнии, шнуровки) называет их и места, где они встречаются, называет их размер, форму, текстуру, материал, цвет...) Победил тот, кто больше правильно назовет материал, из которого сделана пуговка, или найдет больше одинаковых пуговок, или соберёт правильно цепочку из пуговок по возрастанию или одного оттенка.

  1. «Собери цепочку»

Ребёнок нанизывает на леску/нитку пуговки, одного цвета, или размера, или вида, или по увеличению диаметра...) Победил первый, кто выполнил правильно задание.

  1. «Раз, два, три! Горшочек вари!»:

Развитие памяти, сенсорное развитие, изучения вида круп, их текстуры в сыром, и в варёном виде, вспоминание вкуса, запаха и цвета до варки и после.

Ребёнок просматривает баночки с крупами, пробует на вкус их сырыми, прощупывает текстуру, цвет, вспоминает их вид, запах и вкус в варёном виде.

Воспитатель, на завтраке обращает внимание на вкус, цвет и запах каши. Показывает баночку с крупой, обращая внимание, как после варки изменились её свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное и сенсомоторное развитие у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности

Накопление и расширение сенсорного опыта у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности....

Картотека дид-х игр по речевому развитию средняя группа

Картотека дид-х игр по речевому развитию средняя группа...

Проектная работа "Организация занятий направленных на сенсорное и сенсомоторное развитие школьников с нарушением зрения".

Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение эко...

Картотека опытов и экспериментов в сенсорном саду для детей средней группы

laquo;Картотека опытов и экспериментов в сенсорном саду для детей средней группы»...

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - средняя группа

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....