Консультация для родителей «Использование приёмов самомассажа».
консультация (старшая группа)

ЗЮБАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.  В практике логопедической работы использование приёмов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_samomassazh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование приёмов самомассажа».

Подготовила:

учитель-логопед Зюбанова И.Н.

         В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о приёмах самомассажа.

 Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

         Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.  В практике логопедической работы использование приёмов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Длительность одного сеанса самомасссажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс может быть включено лишь несколько из предлагаемых приёмов. Причем они могут варьироваться в течении дня.

 Дети обучаются приемам самомассажа под руководством родителя. Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лёжа.

 Обучая детей самомассажу родитель  показывает каждый прием на себе и комментирует его.

         Дети выполняют прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, но если ребенок, учитывая специфику интеллектуальной недостаточности, не доступны правильные движения, то логопед помогает (совместное действие, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, который в своей основе имеет моторную природу. Процедура самомасссажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Приёмы самомассажа.

 Мышц головы и шеи

 1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.

 2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.

Мышц лица.

 3. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

 4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

 5. «Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.

 6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

 7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

 8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

 9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.

 10. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

 11. «Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

 12. «Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

 13. «Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

 14. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

 15. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

 16. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

 17. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

 18. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

 19. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

 20. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

 21. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

 22. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

 23. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

 24. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

 25. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

 26. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Мышц языка.

 1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами а затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

 2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

 3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

 4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

 5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движения жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Ушных раковин.

 1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

 2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.

 3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды.

 Занимаясь с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют.

                                            Желаем успехов.

        13.09.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей»

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотв...

Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.      ...

Консультация для родителей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. Ушинский...