Мастер-класс "Венок оригами"
презентация

Адилова Дарья Николаевна

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад  с. Заветное »

Энгельсского  муниципального района Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект мастер-класса по конструктивной деятельности в технике оригами «Венок оригами»

 

 

 

 

Подготовила и провела:

воспитатель Адилова Д.Н.

 

 

 

 

 

2018г

 

 

Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.

Задачи: 

- рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;

- познакомить педагогов с приемами выполнения поддело в технике оригами;

- создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса, выполнить «венок оригами» в модульной технике.

Форма проведения мастер-класса: 

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

-  презентация по теме мастер-класса;

-  работы детей и педагога в различных техниках оригами;

Материалы и инструменты для работы:

-офисная цветная бумага;

-образец готового изделия.

 

 

Ход мастер-класса

1 СЛАЙД

Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство - Оригами.

Здесь не нужны волшебники и маги,

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить.

 

Долидудо Т.А.

Вспомните, кто из вас на переменках (а если честно, то и иногда и на уроках) не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полураскрывшийся бутон? И, наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный бумажный самолетик?

Наверное, почти все! Однако мало кто из нас знал тогда, что эти фигурки называются ОРИГАМИ.

2 СЛАЙД

Слово это пришло к нам из Японии и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов).

3 СЛАЙД

Появление бумаги.

ВАСИ — традиционная японская бумага ручного изготовления. Производство бумаги началось в Китае в начале II в. Впервые в Японию ее привез корейский монах в 610 г., в то время как странам Запада пришлось ждать еще более 500–1000 лет, чтобы овладеть искусством изготовления бумаги: в Испанию оно проникло в 1151 г., а в Голландию — в 1586-м.

4 СЛАЙД

Появление искусства оригами.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются в 7 в. н. э. сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами.

Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер.

В течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству.

До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений.

Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

5 СЛАЙД

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.

В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

6 СЛАЙД

В 16-17 вв. оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом, на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались. Оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры.

В разных странах, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Испания, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами.

7 СЛАЙД

В начала XIX века знаменитый немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель высоко оценил искусство складывать бумагу и впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.

В 20 в. распространилось по всему миру, в том числе и в России, благодаря фигурке бумажного журавлика, ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

8 СЛАЙД

А покорилось оно другими странами лишь тогда, когда клерк Акира Ешизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.

9 СЛАЙД

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой тоже увлекался складыванием фигурок из бумаги.

10 СЛАЙД

Виды и техники оригами

Классическая (или традиционная) фигурка оригами складывается из одного квадратного листа бумаги, без клея, ножниц и совмещения с другими фигурами.

11-12 СЛАЙДЫ

Очень красивы объемные сборные фигуры, создаваемые по принципу модульного оригами.

Суть конструкции в том, что элементы, изготовленные посредством классической техники, вкладываются друг в друга. В результате возникновения между соприкасающимися деталями силы трения фигура сохраняет свою целостность.

13-14 СЛАЙДЫ

Шар кусудама.

Кусудамы – одно из наиболее древних ответвлений техники оригами. Создание кусудам – забава с почтеннейшим возрастом.

Внешне кусудама представляет собой объемный бумажный шар, сложенный из нескольких одинаковых элементов, обычно – цветов. Эти модули складываются из обычных квадратных листов бумаги, крепятся же друг с другом при помощи клея или ниток.

Однако в современном искусстве оригами есть и такие конструкции, которые позволяют избежать склеивания, сшивания или разрезания, придерживаясь канонов искусства. Часто кусудаме цепляют хвостик-кисточку и в итоге готовое изделие представляет из себя красивый и необычный букет цветов.

Использовать ее можно как элемент интерьера, как приятный подарок для друзей и близких, да и, собственно, по исконному ее назначению, повесив над кроватью заболевшего человека, ведь само слово «кусудама» образовалось от слагания двух слова «кусури» — лекарство и «тама» — шар.

15-16 СЛАЙДЫ

Мокрое складывание

Это техника складывания, использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

17 СЛАЙД

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

18 СЛАЙД

Как и в любом виде творчества, пределов совершенствования в искусстве оригами не существует. А еще это одна из увлекательных форм познания мира. Познавательные способностиоригами гораздо шире.

О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги. И вот к чему они пришли.

Складывая бумажные фигурки, дети:

- совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает быстрее научиться писать;

- учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, надо не отвлекаясь, следовать инструкции;

- развивают способность четко формулировать мысль, объясняя вслух, как получилась бумажная фигурка;

- обучаются элементам логического или абстрактного мышления, записывая или читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, - обязательный элемент оригамской грамотности;

- переходят на «ты» с математикой. Оригами – мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм;

- тренируют память, запоминая, как сложить ту или иную фигурку;

- развивают способности к конструкторскому творчеству и пространственному мышлению;

- воспитывают аккуратность, иначе фигурки не будут получаться – зайка не сможет шевелить ушками, лягушка не будет прыгать.

19-22 СЛАЙДЫ

Схема изготовления «Венка оригами»  (модульное оригами)

  1. Сначала сложите лист пополам и разогните его. Таким образом вы наметили среднюю линию.
  2. Теперь загните все четыре уголка к центру
  3. Загните нижний угол вверх к центральной линии.
  4. Загните точно также верхний угол вниз к центральной линии.
  5. Отогните назад треугольник слева.
  6. Отогните назад треугольник слева.
  7. Сделайте такие заготовки из всех листов бумаги.( 12 – 14 )
  8. Вставляя одну заготовку в другую, сделайте новогодний венок оригами.

Украсьте готовыми венками оригами стены в доме или новогоднюю елку.

Выполнение «венка оригами» - объемная работа, поэтому предлагаю эту работу сделать коллективной.

На мастер-классе были представлены работы, выполненные моими руками. С педагогами были сделана елочная игрушка «Венок оригами»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс "Венок оригами"2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Венок ОРИГАМИ Давно смотрю влюбленными глазами На древнее искусство - Оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь нечего особенно мудрить, А нужно просто взять листок бумаги И постараться что-нибудь сложить. Долидудо Т.А. Мастер-класс подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад с. Заветное» Адилова Дарья Николаевна

Слайд 2

Родина оригами – Древний Китай

Слайд 3

ВАСИ — традиционная японская бумага ручного изготовления. Появление бумаги

Слайд 4

В японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами . Фигурки из бумаги - участники религиозных церемоний. Коробочка « санбо » для жертвоприношений. Появление бумаги

Слайд 5

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Фигурки из оригами часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

Слайд 6

В 16-17 вв. оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения . Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях.

Слайд 7

Фридрих Фрёбель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии . Настоящее развитие оригами началось после Второй мировой войны, благодаря Акире Ёсидзаве . Он изобрёл сотни фигурок, условные знаки, чертежи.

Слайд 8

Созданная им «азбука оригами» понятна любому человеку, на каком бы языке он ни говорил. Азбука оригами представляет собой последовательность картинок с этапами складывания фигурки.

Слайд 9

Лев Николаевич Толстой В музее-усадьбе «Поленово» среди экспозиций хранятся четыре бумажные птички, сложенные руками Л.Н. Толстого для детей живописца В. Д. Поленова.

Слайд 10

Виды и техники оригами Классическая (или традиционная) складывается из одного квадратного листа бумаги, без клея, ножниц.

Слайд 11

Элементы , изготовленные посредством классической техники, вкладываются друг в друга. модульное оригами

Слайд 13

кусудама Кусудама - бумажный шар, сложенный из нескольких одинаковых элементов, обычно – цветов. Часто кусудаме цепляют хвостик-кисточку и в итоге готовое изделие представляет из себя красивый и необычный букет цветов.

Слайд 15

Используется смоченная водой бумага для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жёсткости . Мокрое складывание Для мокрого складывания подходит лишь та бумага, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон.

Слайд 16

Авторство техники мокрого складывания принадлежит основателю «оригамной азбуки» Акире Ёсидзаве.

Слайд 17

Общие правила при обучении технике оригами 1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму. 2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной. 3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей. 4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия. 5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми. 6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться. 7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным. 8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Слайд 18

Что дают ребенку занятия оригами? совершенствование координации тонких движений пальцев (мелкой моторики); терпение и внимательность ; развитие способности четко формулировать мысль ; обучение элементам логического и абстрактного мышления ; развитие усидчивости, наблюдательности, памяти и пространственного конструирования. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества.

Слайд 19

Венок оригами

Слайд 20

Схема изготовления венка оригами 1. 2. 3. 4. 1. Сначала сложите лист пополам и разогните его. Таким образом вы наметили среднюю линию. 2. Теперь загните все четыре уголка к центру. 3. Загните нижний угол вверх к центральной линии. 4. Загните точно также верхний угол вниз к центральной линии.

Слайд 21

Схема изготовления венка оригами 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 5. Отогните назад треугольник слева. 6. Сложите заготовку для оригами венка пополам. 7. Сделайте такие заготовки из всех листов бумаги. 8. Вставляя одну заготовку в другую, сделайте новогодний венок оригами.

Слайд 22

Украсьте готовыми венками оригами стены в доме или новогоднюю елку . Выполнение «венка оригами» - объемная работа, поэтому предлагаю эту работу сделать коллективной.

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...