Проект "Что нам стоит, дом построить..." (профессия "Строитель")
проект (старшая, подготовительная группа)

Клюева Галина Юрьевна

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление со строительными
специальностями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир архитектуры, приобщение к его ценностям. Знакомство детей с трудом строителя - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми данной профессии. 

 

Цель проекта: создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессии - строитель, побуждение участников проекта к выполнению творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_professii_stroitel.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 45 "Добрая фея"

проект

"Что нам стоит, дом построить..."

(профессия "СТРОИТЕЛЬ")

                                   Разработали:

Клюева Галина Юрьевна, воспитатель

Междуреченск, 2020

Введение:

Во время игровых ситуаций и дальнейших бесед с детьми старшего дошкольного возраста, нами были выявлены следующие проблемы:

- недостаточный уровень знаний о строительных специальностях;
- отсутствие представлений о значимости и ценности труда строителей.

Актуальность:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление со строительными
специальностями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир архитектуры, приобщение к его ценностям. Знакомство детей с трудом строителя - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми данной профессии. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение строительных специальностей способствует развитию представлений об их значимости, ценности труда каждого мастера.

Цель проекта: создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессии - строитель, побуждение участников проекта к выполнению творческих работ.

Задачи:
1. Расширять представления детей о строительных специальностях, инструментах и материалах, значимости их труда в обществе;формировать представления об этапах строительства.

2. Уточнить и закрепить представления у детей о назначении разных зданий и их отличии в конструкции; обогащать словарь детей новыми словами: фундамент, многоэтажный, спецтехника, экскаваторщик, архитектор, каменщик, кровельщик, маляр, плотник, водопроводчик, электрик.

3.Развивать зрительное внимание и восприятие, память и мышление,
тонкую и общую моторику, графомоторные навыки, творческие способности детей, умение работать в коллективе.

4. Формировать ценностное отношение к труду людей строительных профессий и их результатам.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

Методы и формы работы:

-экскурсии (виртуальные экскурсии), наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы, беседы воспитателей и родителей;

-непрерывная образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая, поисково-исследовательская деятельность;

- проблемные ситуации;

- встречи с интересными людьми, мастер-классы;

омашнее задание, работа с родителями в социальных сетях и электронных интернет мессенджерах: Instagram,Viber, WhatsApp, Skype.

Участники проекта:дети, родители (законные представители), воспитатели.

Вид проекта: информационный, игровой, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (январь 2021г. - февраль 2021г.)

Ожидаемые результаты:

Педагоги ДОУ

1.Разработаны методические рекомендации, буклеты, проекты, презентации по ознакомлению детей с миром профессий.

2. Изучен электронный «Атлас новых профессий» с целью формирования представлений о том, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии,  продукты, профессии.

3.Изготовлены мнемотаблицы, макеты, лэпбуки, мягкие развивающие фетровые книжки профориентационной направленности.

4.Изготовлен «Календарь профессий», который представляет собой альбом, состоящий из 12 листов (по количеству изучаемых за год профессий). В каждой возрастной группе свой  перечень рекомендуемых для ознакомления профессий. На каждом листе – изображение символов определенной профессии. К календарю прилагается пособие, состоящее из конспектов НОД, материалов для бесед, игр, квест-игр, конкурсов, экскурсий и других форм работы.

5.Игровые центры пополнены игрушками, атрибутами, предметами – заместителями, дидактическими играми, бросовым материалом для сюжетно-ролевых профориентационных игр.

6.Оборудован кабинет профориентирования, способствующий оптимальному практическому погружению детей в мир профессий взрослых. Кабинет представляет собой систему студий (творческих мастерских), в котором информационный, методический и дидактический материалы систематизированы  по профессиям в блоки по признаку различий их объектных систем (человек – живая природа, человек – техника,  человек-человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ).

7.Организована работа с родителями (законными представителями) по накоплению материала по раннему профориентированию и пополнению экспозиций музея групп, кабинета профориентирования.

8.Развитие единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи (сайт образовательного учреждения, электронные интернет мессенджеры: Instagram,Viber, WhatsApp, Skype).

Дети

1. Положительная динамика развития трудовых навыков и умений. Раскрытие индивидуальных творческих способностей.

2. Расширение представлений о труде взрослых: его содержании, коллективном характере, общественной значимости результатов труда взрослых.

3. Формирование обобщенного представления о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудия труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.

4.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Родители (законные представители)

1. Формирование объективных представлений об ответственности, которую они несут за формирование, развитие и воспитание своих детей.

2. Повышение авторитета родителей как представителей определенного рода профессий.

3.Создание детско-родительских проектов.

4. Создание виртуальных экскурсий на предприятия и в организации разных форм собственности.

5. Оборудование прогулочных игровых площадок дополнительными макетами транспортных средств.

6. Участие в совместной профориентационной работе.

7. Развитие единого информационного пространства дошкольного образовательногоучреждения и семьи (сайт образовательного учреждения, электронные интернет мессенджеры:Instagram,Viber, WhatsApp, Skype).

Методы мониторинга эффективности проекта: опрос, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

I. План-график реализации проекта

Этапы организации проекта

Организационный этап

(январь 2021г.)

п/п

Содержание деятельности

сроки

ответственные

Ожидаемый результат

1

Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга эффективности работы в направлении ранней профессиональной ориентации воспитанников

Воспитатели группы

Банк диагностического инструментария для проведения мониторинга эффективности работы в направлении ранней профессиональной ориентации воспитанников

2

Разработка методического материала по ранней профессиональной ориентации воспитанников

Воспитатели группы

Разработан методический материал по теме проекта

3

Подбор детской художественной литературы по теме проекта.

Воспитатели группы

Проведен подбор детской художественной литературы по теме проекта

4

Подбор познавательного и иллюстрационного материала по теме «Строитель»

Воспитатели группы

Для работы по теме проекта произведен подбор познавательного и иллюстративного материала

5

Разработка сюжетно-ролевых игр «Кто построил этот дом?» Подготовка атрибутов и предметов-заместителей для игр.

Воспитатели группы

Разработаны конспекты сюжетно-ролевых игр «Кто построил этот дом?». Подготовлены атрибуты и предметы-заместители для игр. 

6

Создание видео презентаций и виртуальных экскурсий по теме проекта.

Воспитатели группы

Создана презентация и виртуальная экскурсия по теме проекта

7

Проведение анкетирования родителей по теме проекта

Воспитатели группы

Подобраны вопросы для анкетирования родителей по теме "Строитель"

Основной этап

(январь 2021г. - февраль 2021г.)

п/п

Содержание деятельности

сроки

ответственные

Ожидаемый результат

1

Беседа на тему: "Кем я хочу стать"

Проведение НОД на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус"(с презентацией)

Знакомство детей с детской литературой о труде взрослых, профессиях

Чтение стихотворения В.Маяковский "Кем быть"

Дидактическая игра "Профессии"

Беседа на тему: "Кем работают мои родители"

Воспитатели группы

Сформировано обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудия труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.

2

Чтение стихотворения

Г. Люшнин. "Строители"

Проведение НОД на тему: "Профессия-строитель"

Наблюдение за строительной техникой

Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним

Воспитатели группы

Сформировано расширенное представление детей о профессии строителя: содержание труда, общественная значимость результатов труда;

Расширены знаний детей по данной теме;

Пополнен и расширен словарный запас на тему «Строитель»;

Воспитано уважительное отношение к человеку труда;

Увеличен объем знаний о профессии "Строитель"

3

Презентация "Как все начиналось..." (материал о строительстве города)

Дидактическая игра "Кому что?", "Что лишнее?", "Угадай по описанию"

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

Рассматривание иллюстраций и беседы на тему:

"Строительные инструменты"

Отгадывание загадок по теме "Строитель"

Воспитатели группы

4

Беседы "Для чего нужны дома?", "Старые и новые дома на улицах города Междуреченска"

Экскурсия к строящемуся дому (виртуальная)

Проведение НОД на тему: "Наш город" (аппликация)

Словесная игра "Доскажи словечко"

Упражнение "Маляры" Координация речи с движением

Сюжетно-ролевая игра "Мы - строители"

Воспитатели группы

5

Пословицы и поговорке о

труде взрослых, объяснение значений.

Дидактическая игра: "Что кому пригодится?"

Чтение стихотворения В.Маяковского "Стройка" Рассматривание иллюстраций домов, построенных из разного материала

Проведение НОД на тему: "Дома бывают разные" с презентацией

Воспитатели группы

6

Рисование на тему: "Дом моей мечты"

Развивающая игра  "Какой дом?"

Чтение стихотворений "Кто где живёт"

Конструирование "Мы построим новый дом"

 Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Игра с мячом "Строительные специальности"

Итоговая беседа "Люди каких профессий работают на стройке"

Составление предложений о строителях (с опорой на картинки)

Воспитатели группы

Раскрыты индивидуальные творческие способности детей;

Имеется желание включаться в труд взрослых.

Заключительный этап

(февраль 2021г.)

п/п

Содержание деятельности

сроки

ответственные

Ожидаемый результат

1

Инсценировка "Теремок" (для малышей), "Три поросенка"

Воспитатели группы,

музыкальный руководитель

Успешная постановка и активное участие воспитанников в инсценировке

2

Выставка рисунков детей на тему: "Дом моей мечты"

Воспитатели группы, родители

Раскрыты индивидуальные творческие способности детей

3

Выставка поделок из бросового и природного материала "Что нам стоит дом построить…"

Воспитатели группы, родители

Раскрыты индивидуальные творческие способности детей

4

Викторина "Важная профессия- строитель"

Воспитатели группы

Пополнен и расширен словарный запас на тему «Строитель»;

Увеличен объем знаний о профессии "Строитель"

5

Организация и проведение мониторинга эффективности профориентационной работы в ДОО

Воспитатели группы

Банк данных эффективности работы в направлении ранней профессиональной ориентации воспитанников

II. Оценка результатов и отчетность

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:

Работа с детьми предполагала сотрудничество и сотворчество педагога, ребенка и родителя (законного представителя) и исключала авторитарную модель обучения. Вся деятельность строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование знаний о профессии "Строитель", о его сложной и трудной работе,  о значимости этой профессии.

Разработанный нами проект показал свою эффективность, дети получили много знаний касающиеся темы профессии "Строитель":

1. Дети группы расширили и углубили знания о профессии строителя, о значимости и ценности его труда.

2. Дети научились составлять рассказы о данной профессии, уверенно презентовать их перед своим товарищам.

3. Ежедневные обсуждения и рассматривания иллюстраций и презентаций о профессиях строителя, обогатило словарный запас детей, а так же повысило их речевую активность.

4. Проект благоприятно повлиял на воспитание у детей уважения к труду взрослых, укрепил дружеские отношения между всеми участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила слова или о чём не стоит говорить детям

Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе "Стоит в поле теремок"

Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема:"Стоит в поле теремок". В занятие включены разные виды деятельности: беседа, игра, конструирование, лепка. Соединены знания из...

"Что нам стоит театр построить" (сюжетно-ролевая игра)

ЦЕЛЬ: формирование умения творчески развивать сюжет игры; формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание ув...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча"

Программное содержание.Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые пот...

ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЙ ОКОЛДОВАН ЛЕС СТОИТ

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Чародейкою зимой околдован лес стоит...»...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

Заучивание стихов в дошкольном возрасте. Стоит или не стоит?

Данная статья расчитана на оказание помощи родителям, при заучивании стихов с детьми. В ней можно найти ответ на часто задаваемый вопрос: " Зачем мне стоит учить стихи с ребенком?".Грам...