Система работы по созданию и укреплению доброжелательных отношений в ДОО
статья

Федорова Наталья Викторовна

Дошкольный возраст - особо ответственный  период в воспитании.О является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Поэтому, позитивные отношения между детьми группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Поэтому, позитивные отношения между детьми группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» Так сказал В. Даль. Как это верно! А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми – это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности. Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребёнка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать! Для этого в группе создана единая система традиций и ценностей:

-Каждое утро, приходя в детский сад, я с улыбкой встречаю своих детей. «Поделись улыбкой своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» - поётся в известной песне, которую мы с детьми тоже поём. Разговариваю с каждым ребенком, отмечаю у него что-нибудь новое. Например, «Арина, твоя заколочка на волосах очень красивая» или «Фёдор, какая интересная у тебя игра, покажешь, как в неё играть?» И дети расцветают, открываются мне, особенно это важно, если кто-нибудь из них пришел не в настроении;

-Ритуалы начала и завершения дня: « Утро радостных встреч», « Вечер тёплых пожеланий», традиционные досуговые групповые мероприятия, празднования дней рождения воспитанников;

-Особое внимание обращаю на застенчивых детей, привлекаю их к совместной деятельности группы; даю им поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; хвалю и поощряю их в присутствии всей группы, но делаю это за конкретно выполненное ими действие или поступок;

-Используется работа в микро-группах (парах, тройках, четвёрках). Мини-группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества;

-Для развития коммуникативных способностей детей, умения детей работать в группе сверстников я применяю различные игры и упражнения. Например, с утра использую ритуалы приветствия «Здравствуй», «Мы стоим, рука к руке», «Перышко», «Цветочная клумба» и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия каждого ребенка;

-Систематически организовываю и провожу соци -игры с детьми . Эти игры обучают не только общению с партнером, но и развивают чувство принадлежности к группе. Например, в игре «Птичий двор» я каждому ребенку шепотом на ушко говорю название домашней птицы: утка, гусь, петух. Дети «превращаются» в эту птицу, издавая соответствующие звуки. Затем, они передвигаются по комнате и прислушиваются к голосам всех «птиц», объединяясь в родственные группы. Дети в этой игре обучаются умению следить за игрой других. А в игре «Дрозд» дети учатся взаимодействовать в парах, здесь создается положительный настрой, атмосфера принятия каждого. Играя в коммуникативные игры, замкнутые дети раскрепощаются, становятся общительнее, а конфликтные ребята становятся доброжелательнее. Например, в игре «Добрые слова» дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. При этом каждый ребенок чувствует свою принадлежность к группе;

 - В своей работе также люблю использовать хороводные игры, в ходе которых формируются дружеские отношения между детьми. Это игры «Аленький цветочек», «Как у бабушки Маланьи», «Мы топаем ногами», народные игры. Уделяю внимание и командным играм - соревнованиям, когда детям для достижения результата необходимо действовать согласованно и дружно;

- Эффективным приемом формирования доброжелательных отношений между детьми также является организация концертов, развлечений, изготовления подарков (к Дню мамы, 23 февраля, 8 марта, коллективные работы;

-В сюжетно - ролевых играх использую моделирование педагогических ситуаций, чтобы помочь детям проявить добрые чувства к окружающим, умение сообща находить выход из сложной ситуации. Например, в сюжетно-ролевой игре «Капитаны» создаю проблемную ситуацию:

- Человек за бортом! Что же делать, как быть?

- Команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля?

 Предлагаю детям разные роли (врача, матроса, капитана). Внимательно выслушиваю предложения детей, обращаю внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряю тех, кто предложил свой выход из ситуации;

- В группе детского сада дети пребывают до 10 часов в сутки, независимо от своего настроения. Поэтому ребенку в группе необходимо такое место, где он может расслабиться, уединиться, поиграть с любой игрушкой, отдохнуть.

А если дети всё-таки поссорились, то им предлагается посетить « островок примирения», где они мирятся, соединяя ладошки и проговаривая различные мирилки.

 В итоге, дети нашей группы становятся открытыми, эмоциональными, любят общаться с нами, с детьми, организуют сами игры, иногда ссорятся, но чаще играют дружно. Дети нам доверяют.

И это правильно, ведь благоприятный эмоционально-психологический климат немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом, с воспитателем, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и сочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.

В данном материале  представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

Обмен опытом «Система работы с родителями по укреплению физического и психического здоровья детей»

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...

Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...