Наглядно-дидактическое пособие «Губка Боб квадратные штаны» для закрепления представлений о геометрических фигурах в художественно-эстетическом развитии
учебно-методическое пособие

Бобрыш Ольга Александровна
Наглядно-дидактическое пособие «Губка Боб квадратные штаны» для закрепления представлений о геометрических фигурах в художественно-эстетическом развитии Разработчик: Бобрыш О.А. Пояснительная записка Исторически, математика играла важную роль в изобразительном искусстве. Согласно современным взглядам, математика и изобразительное искусство очень удалённые друг от друга дисциплины, первая - аналитическая, вторая - эмоциональная. Однако есть много художников, у которых математика находится в центре внимания. Это Леонардо да Винчи, В.Кандинский, А.Фантанов. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Во всем, что нас окружает, можно отыскать элементы геометрии. Стол может быть круглым или квадратным, наши дома – параллелепипеды и т.д. Не наблюдали, как рисуют художники? Они сначала намечают контуры предмета с основой из геометрических фигур, а уж затем проводят вокруг них плавные линии. Они видят мир геометрическим, а ровные или мягкие линии лишь скрывают настоящую суть вещей. В педагогике для детей дошкольного возраста есть даже целое направление, где ребят учат во всем видеть чистые геометрические фигуры. Это педагогика Марии Монтессори. Она считала, что чистые геометрические фигуры способствуют лучшему развитию детей и их ориентации в мире. Нельзя сказать, что эта система идеальна, но она нашла своих сторонников. А теперь давайте вспомним произведения художников эпохи модернизма и постмодернизма. Перед глазами встают картины, наполненные квадратами, треугольниками, кругами, трапециями и всевозможными фигурами, окрашенными в разные цвета. Так живописцы новой эпохи видели мир, и этому должно было основание. Они пытались передать этот мир нетронутым человеческими руками. Их стремлением было показать, что все мы и все предметы вокруг нас состоят из геометрических фигур. Весь наш мир, если присмотреться, — сплошная геометрия. Как использовать геометрические фигуры в работе с детьми по художественно-эстетическому развитию? Вполне понятно, что встаёт вопрос: одно дело художники, но зачем детям такое видение мира? Конечно, картинки с животными из геометрических фигур не ставят целью навязать малышу неординарное видение мира. Однако почему бы ни показать, что и такая трактовка всего, что нас окружает, возможна. По картинкам можно интересно и увлекательно изучать названия геометрических фигур. От простого показа и повторения ребёнок быстро устаёт и начинает отказываться от занятий, даже если их проводит мама в домашних условиях. Другое дело, если фигуры необходимо отыскать в животных. Тут просыпается неподдельное любопытство. Когда вы полностью изучите с ребёнком названия фигур и их внешний вид, попросите ребёнка проявить своё видение мира. Пусть для примера будет взято животное или любой предмет. Спросите: на какую геометрическую фигуру он похож. Такие упражнения: — развивают наблюдательность; — совершенствуют логическое и пространственное мышление; — способствуют видению скрытого за внешней оболочкой предмета. Малыш учится видеть и наблюдать то, что не могут или не умеют видеть другие. Это ли не воспитание художника и творческой личности? А можно поиграть в обратную игру. Представьте, что вы художники-абстракционисты. Пусть один из вас нарисует что-нибудь, состоящее из геометрических фигур, а другой попытается отгадать, что нарисовано. Живописцы постмодернизма часто зашифровывали свои рисунки на полотне, заполненной квадратами, прямоугольниками, трапециями… такие же головоломки предлагали ранее детские журналы. Вы и сами можете создать такую головоломку: нужно лишь немного фантазии и взгляд на мир сквозь призму геометрии. Введение На одном из моих занятий, по изобразительной деятельности, тема которого была «Кони пасутся», я столкнулась с такой проблемой: детям сложно изобразить задуманный предмет. «Я не могу, у меня не получится!!!» - говорили многие. И тогда я решила поэкспериментировать и выбрала тему по самообразованию «Геометрия вокруг нас», «Геометрия в рисовании». Мы рассматривали геометрические фигуры, составляли из них знакомые детям предметы в аппликации, а затем начали использовать их в рисовании простых предметов, каждый раз усложняя. Дети были в восторге, они понимали, что на самом деле рисовать очень просто, если использовать геометрию. На лепке мы тоже использовали в качестве помощников геометрические фигуры, но здесь уже нам были нужны объёмные фигуры. Чтобы детям было проще и интереснее запомнить, чем же отличаются плоские геометрические фигуры от объёмных, я решила «смастерить» себе помощника, мультипликационного героя, известного всем детям Губку Боба квадратные штаны. Ведь у него даже имя связано с геометрией. Данное наглядно-дидактическое пособие разработано для закрепления представлений о геометрических фигурах в художественно-эстетическом развитии для детей старшего и подготовительного возраста. Его можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей. Цель: раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством изучения и использования принципов геометрического формообразования. Задачи: 1. Научить способам и приёмам составления изображения, при помощи плоских геометрических фигур. 2. Закрепить знания понятий «Вверху – внизу», «Большой – маленький», «Справа – слева», « Четыре основных цвета». 3. Сформировать навыки использования геометрических фигур в творческом создании форм. 4.Делать обобщение, классифицировать фигуры 5.Углубление представлений о свойствах геометрических фигур 6.Преобразование геометрических фигур в художественно-эстетическом развитии 7.Установление связей и отношений между фигурами Ожидаемый результат Дети способны воспринять  геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Повышение у детей уровня знаний о геометрических фигурах, умение отличать близкие по форме плоские и объёмные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и её названием, находят геометрические фигуры в окружающих предметах, способны провести обобщение по форме. Развитие в детях коммуникативных, познавательных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_poyasnit_zapis.docx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...