Использование моделирования при решении текстовых задач
консультация по математике (подготовительная группа)

Кухарь Татьяна Игоревна

Математика является одной из достаточно сложных дисциплин, которые могут вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Тем более не стоит забывать, что далеко не все дети обладают математическим складом ума, поэтому при подготовки к школе просто необходимо познакомить ребенка с методом моделирования, способствующим развитию логического мышления и обучению решению арифметических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

    На сегодняшний день вопрос обучения детей решению арифметических задач актуален как в свете подготовки к школе, так и в плане их математического развития. Основы знаний, которые будут столь необходимы ребенку в школе, закладываются еще в дошкольном возрасте. Математика является одной из достаточно сложных дисциплин, которые могут вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Тем более не стоит забывать, что далеко не все дети обладают математическим складом ума, поэтому при подготовки к школе просто необходимо познакомить ребенка с методом моделирования, способствующим развитию логического мышления и обучению решению арифметических задач.

    Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусматривают знакомство с текстовыми задачами на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Умение решать текстовые задачи - один из основных показателей уровня математического развития дошкольников. Проведенные специалистами исследования в первых классах школ и дошкольных учреждениях показали, что  многие дети допускают ошибки в выборе арифметического действия, в том числе при повторном решении уже знакомых задач. Попробуем выяснить причину данных ошибок и рассмотрим этапы работы с задачей.

    Первый этап - знакомство ребенка с задачей, включающее анализ с целью выделения главного отношения среди других, установление связей данных и искомого. Дети не могут представить задачу в целом, со всеми имеющимися в ней отношениями, поэтому нередко у них формируется привычка "выхватывания" отдельного слова из текста задачи как опорного, без осознания конкретного содержания задачи, что и приводит к ошибочным решениям. Зачастую ошибку совершает педагог, ориентируя ребенка на слово в тексте задачи и не обращая его внимание на смысл действия, которое оно выражает. Говорят: "Прилетели-прибавляй, вылетели - вычитай". Однако все зависит от контекста. Например в задаче:" Из гнезда вылетели 5 птенцов, потом еще 1 птенец. Сколько птиц вылетело из гнезда?" Услышав слово "вылетело", дети вычитают из пяти один. Во избежание подобных ошибок рекомендуется использовать различные методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи: представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней и др. Одним из эффективных приемов, помогающих дошкольнику увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самостоятельно найти правильное решение, является моделирование. Известно, что эффективность процесса обучения повышается, если сначала он строится на основе внешних действий с предметами, а затем переходит во внутренние умственные действия. С учетом этого при решении текстовых задач действия должны :

    целенаправленно отрабатываться в операциях с объемными предметами или их заменителями;

    проговариваться сначала громко, затем про себя;

    переходить в умственные действия;

   Главное для детей - понять задачу, т.е. уяснить, о чем она, что известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомым и т.п. Что понимается под моделированием текстовых задач? Моделирование в широком смысле слова - это замена действий с обычными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а так же их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами. Использование метода моделирования при обучении детей решению задач на сложение и вычитание  требует определенной подготовительной работы. Так в старшей группе воспитанникам необходимо предлагать упражнения с множествами: объединение двух множеств без общих элементов и удаление части из множества. Операции с множествами по форме не отличаются от задач, но выполняются чисто практически. Например,  педагог читает задачу: "Мальчик вырезал 3 красных кружка и 1 синий. Сколько всего кружков вырезал мальчик?". Дети выкладывают на столах сначала 3 красных кружка, затем 1 синий;  соединяют их вместе и находят число всех кружков путем счета. В подготовительной группе дети знакомятся со смыслом действий сложения и вычитания, учатся переводить на язык математических символов ситуацию, изображенную на рисунке, реальное жизненное явление, а так же объяснять по рисункам или схемам действие, которое нужно выполнить. На этом этапе внимание фиксируется на понимании того, что означают знаки плюс и минус. Важно чтобы эти подготовительные упражнения  предусматривали разнообразные жизненные ситуации, например:

  • "У девочки было 3 цветных карандаша. Брат подарил ей еще 2 таких карандаша. Сколько карандашей стало у девочки?"
  • "Из гаража сначала выехало 6 машин, а потом 3 машины. Сколько всего машин выехало из гаража?"

   Решая подобные задачи, дети выполняют действия с предметами или с их заместителями и связывают их с действиями сложения. При этом они вслух ведут рассуждение: "У девочки три да два карандаша - всего 5, значит, если к трем прибавить два получится пять". Результат арифметического действия в это время дошкольники находят путем счета предметов, поскольку еще не знакомы с приемами вычисления. Таким образом, решить задачу - значит установить связи между данными и искомым, сформулированными условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на поставленный вопрос. Задачи на нахождения суммы и остатка - первые задания, с которыми знакомятся дошкольники.  Важно чтобы каждый ребенок понял, каким действием решается конкретная задача и почему. Для того чтобы выбор действия был осознанным, ребенок должен представить это действие, а еще лучше выполнить его, используя предметы или их заменители.  Особенно актуально это в самом начале обучения решению текстовых задач. Поэтому детям 5-6 лет нужно объяснять  простейшее предметное моделирование условия задачи. Таким образом с помощью моделей педагог вместе с детьми может преобразовывать одни задачи в другие, составлять обратные задачи. Прием моделирования может использоваться не только для объяснения выбора действия, но и для выполнения следующих заданий: по готовой модели составить новую задачу, определить, соответствует ли данная модель прочитанной задаче, выбрать из двух моделей ту, которая соответствует данной задаче, найти ошибки в рисунках  и т.п.

    При использовании приема моделирования дошкольники легче воспринимают текст задачи, совершают меньше ошибок при выборе действия, с неподдельным интересом включаются в процесс создания моделей новых задач. С учетом этого можно сделать вывод, что моделирование - весьма эффективное средство обучения дошкольников решению текстовых задач.

  В наше время, в эпоху компьютерных технологий, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...

Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...

Использование моделирования при решении текстовых задач.

Использование моделирования при решении текстовых задач....

Использование метода моделирования при решении арифметических задач

развитие математических способностей дошкольников. опыт работы....

Использование технологии моделирования при решении текстовых задач.(формирование элементарных математических представлений).Подготовительная к школе группа.

Использование технологии математического моделирования значительно облегчает обучение дошкольника решению текстовых задач....

Использование метода моделирования при решении текстовых задач

Введение государственного образовательного стандартного открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы . В  нашем детском саду реализуется  прогр...

Презентация на тему : «Роль моделирования в решении когнитивных задач в игровой деятельности».

В данной презентации раскрывается актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста....