Использование моделирования при решении текстовых задач.
статья на тему

Капралова Ольга Николаевна

Использование моделирования при решении текстовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon моделирование45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 44»

Использование моделирования 

при решении 

текстовых задач

(консультация для воспитателей)

                             Подготовила: воспитатель

                                                   Капралова О.Н.

   

      Программы обучения и воспитания дошкольников предусматривают знакомство с текстовыми задачами на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

    Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития дошкольника.

    Первый этап работы над задачей – знакомство с нею, включающее анализ, цель которого – выделение главного отношения среди других, установление связей данных и искомого. На первый взгляд, в этом нет ничего сложного, но действительность убеждает в обратном: дети не могут представить задачу в целом, со всеми имеющимися в ней отношениями, поэтому нередко у них формируется привычка выделения, «выхватывания» отдельного слова из текста задачи как опорного, без осознания конкретного содержания задачи, что и приводит к ошибочным решениям. Для устранения этого используется различные методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи: представление жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней и др. Но, чтобы каждый ребенок смог уяснить при первичном анализе все отношения данной задачи, их нужно увидеть. Поэтому одним из приемов при анализе задачи должно быть моделирование, которое помогает ребенку увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самому найти правильное решение.

    Процесс обучения осуществляется эффективно, если первоначально он происходит на основе внешних действий с предметами, а затем переходит во внутренние умственные действия.

    Таким образом, при решении текстовых задач действия должны

  • целенаправленно отрабатываться в операциях с объемными предметами или их заменителями;
  • проговариваться, сначала громко, затем про себя;
  • переходить в умственные действия.

    Воспитатель должен помнить об этом и строить занятия по обучению решению задач, учитывая все этапы.

    Что мы понимаем под моделированием текстовых задач?

    Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п.

    Рассмотрим, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание.

    Что значит решить задачу? Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на вопрос задачи. Задачи на нахождение суммы и остатка являются первыми задачами, с которыми встречаются дети, и важно, чтобы каждый ребенок понял, каким действием решается задача и почему.

    Детей 5 – 6 лет нужно познакомить с простейшим предметным моделированием условия задачи. Например: «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?»

    Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.

Воспитатель. Что спрашивается в задаче?

Ребенок. Сколько мячей было у мальчика.

Воспитатель. Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе?    

Ребенок. Их нужно сложить вместе с красными. (Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.)

Воспитатель. Сколько красных мячей было в коробке?

Ребенок. 3 мяча.

Воспитатель. А теперь мячей в коробке стало больше или меньше?

Ребенок. Больше.

Воспитатель. Почему?

Ребенок. Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча.

Воспитатель. Как мы это запишем?

Ребенок. Три плюс два.

Воспитатель. Сколько же всего мячей было у мальчика?

Ребенок. Пять.

Воспитатель. Как ты узнал?

Ребенок. Три плюс два будет пять.

Воспитатель. А как можно узнать по-другому?

Ребенок. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем.

    Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их. Дети убеждаются, что мячей действительно пять.

    Затем переходим от предметного к графическому моделированию.

Воспитатель. Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?

Дети. Кружочками.

Воспитатель. Сколько красных кружков вы нарисуете?

Дети. Три.

Воспитатель. А сколько синих?

Дети. Два.

    Рисуют 3 красных кружка, а рядом два синих.

Воспитатель. Что спрашивается в задаче?

Дети. Сколько всего мячей?

Воспитатель. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой: как будто две руки собирают все мячи вместе. (Дети рисуют дугу.) Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак.

    В результате у детей в тетради получается графическая модель задачи (рис. 1 ).

     

?

Воспитатель. Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их? Что нужно сделать?

Дети. Нужно сложить числа 3 и 2.

Воспитатель. Запишем под рисунком решение: 3 + 2 = 5. Сколько всего мячей у мальчика?

Дети. У мальчика 5 мячей.

    Педагог подводит итог: целое определяли по известным частям, целое больше своих частей.

    Для разъяснения смысла вычитания также можно использовать моделирование и представление детей о соотношении целого и части.

    Предметное моделирование задачи выполняется одновременно с ее анализом, так как только в этом случае оно будет действенным средством, оказывающим реальную помощь в обучении детей самостоятельному решению задач.

    Моделирование применяется и при ознакомлении детей с решением задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого.

    Моделирование мы используем также в работе с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого, с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Модели помогают нам вместе с детьми преобразовать одни задачи в другие, составлять обратные задачи. Мы не только используем моделирование для объяснения выбора действия, но и предлагаем детям по готовой модели составить задачу, определить, соответствует ли данная модель прочитанной задаче, выбрать из двух моделей ту, которая соответствует данной задаче, найти ошибки в рисунках и т.п.

    Моделирование является весьма эффективным средством обучения дошкольников решению текстовых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...

Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...

Использование метода моделирования при решении арифметических задач

развитие математических способностей дошкольников. опыт работы....

Использование технологии моделирования при решении текстовых задач.(формирование элементарных математических представлений).Подготовительная к школе группа.

Использование технологии математического моделирования значительно облегчает обучение дошкольника решению текстовых задач....

Использование метода моделирования при решении текстовых задач

Введение государственного образовательного стандартного открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы . В  нашем детском саду реализуется  прогр...

Использование моделирования при решении текстовых задач

Математика является одной из достаточно сложных дисциплин, которые могут вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Тем более не стоит забывать, что далеко не все дети обладают матема...

Презентация на тему : «Роль моделирования в решении когнитивных задач в игровой деятельности».

В данной презентации раскрывается актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста....