Азбука ритма
проект (старшая группа)

Самигуллина Раушана Афляховна

Проект для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_ritma_proekt_st.gr_.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13  г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «АЗБУКА РИТМА»

возрастная группа: старшая  

                                                                      Выполнил: музыкальный руководитель  

                                  Самигуллина Р. А.

                                                                      Квалификационная категория – высшая

                                                      Педагогический стаж – 36 лет.

             

                                           

                                           Туймазы 2021-2022гг.                                

                                                 «Ритм, в самом деле, был вначале»

Генрих Нейгауз.

Введение.

                                                                                                                                     

Ритм – яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. Определенным моментом является работа под равномерную движущуюся пульсацию, которая является основой основ всей ритмической работы. У детей необходимо изначально воспитывать умение слышать эту пульсацию, подчиняя ей исполнение словесного текста, ритмических последовательностей, а в целом – музыкального произведения.

Своеобразие ритма  заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в песнях и движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности.

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо.

    Появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием  нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени.

  • Вид проекта – познавательный.
  •  Сроки реализации проекта:  2021-2022 учебный год.
  • Участники проекта – дети 5-6 лет (старшая группа),

педагоги, специалисты МАДОУ.

  • Актуальность.

Повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память.

 Последовательно на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку.  (Музыкальные приветствия,  упражнения  на развитие памяти и внимания, игры на преодоление двигательного автоматизма, коммуникативные игры, валеологические игры и.т.д).

Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие – либо звуки: многие не поют, а проговаривают; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.

 При проведении мониторинга, не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений; выяснилось, что у детей двигательные навыки недостаточно сформированы, недостаточно хорошо развита речь и координация движений. Поэтому, появилось актуальная необходимость в разработке данного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития чувства ритма. Развитое чувство ритма является залогом успешной музыкальной деятельности, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, способствует становлению творческой личности ребенка.

Цель.

Развивать чувства ритма  у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством ритмических игр и упражнений.

  • Задачи.

Образовательные:

- формировать музыкальные способности, слышать различные ритмические отношения в музыке, умение передавать их хлопками, голосом, движением;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах; побуждать детей к импровизациям.

Развивающие:

- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;

- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.

- добиваться чистого интонирования, в доступной форме помогать      разобраться в соотношении звуков по высоте, их длительности;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к музыкально-ритмической деятельности;

- вызвать интерес к ритмическим играм и упражнениям;

- психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях. 

  • Ожидаемые результаты реализации проекта.

- накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с ритмическими упражнениями и играми.

 -умение детей через ритмические картинки понять и воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений;

- умение четко выполнять танцевальные движения;

- умение самостоятельно придумывать собственный ритмический рисунок;

- осанка детей, кровообращение (дыхательные процессы);

- развитие речевой активности детей, активный словарь должен пополниться новыми словами;

Родители:

- повышение интереса к ритмической деятельности, удовлетворение от совместной деятельности с детьми;

- убеждение, что создание условий по развитию чувства ритма дома, способствуют музыкально-творческих способностей детей.

Воспитатели:

- создают условия для самостоятельной творческой деятельности в группе;

- проводят беседы, закрепляют с детьми игры и упражнения, разученные на музыкальных занятиях;

- проявляют активность во взаимодействии с родителями.

  • В систему работы входят:

- азбука ритма;

- музыкальные ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног;

- игры с музыкальными инструментами ударно-шумовой группы;

- музыкально-дидактические игры с ИКТ;

- речевые игры и упражнения;

- музыкально-ритмические движения;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- логоритмические игры и упражнения;

                       *   Программа проектных мероприятий.

                                        1 этап

Комплекс мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственные

1

Изучение методической литературы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста, исследование чувства ритма у детей старшей группы

Кабинет музыкального руководителя, музыкальный зал.

Сентябрь-октябрь

Музыкальный руководитель

2

Разработка конспектов к ООД

Музыкальный кабинет

Октябрь-ноябрь

Муз. рук.

3

Подбор игр и  упражнений на развитие чувства ритма и применение их на ООД.

  Музыкальный

        зал        

Октябрь - март

Муз. рук.

4

Приобретение и изготовление атрибутов для игр и упражнений на развитие чувства ритма

Музыкальный кабинет.

В течение года

Муз. рук.

2 этап

5

Знакомство с азбукой ритма.

Музыкальный зал

Сентябрь-октябрь

Муз. рук., воспитатели стар. гр.

6

Знакомство с речевыми ритмическими играми и упражнениями

Музыкальный зал

Ноябрь

Муз. рук.

7

Игры с палочками, с картинками, знакомство с длительностями и ритмическими карточками

Музыкальный зал

Декабрь

Муз. рук.

8

Использование музыкально-ритмических игр и упражнений для улучшения развития чувства ритма

Музыкальный зал

В течение года

Муз. рук.

9

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения»

Выступление на педагогическом совете

Ноябрь-декабрь

Муз. рук.

Педагоги

МАДОУ.

10

Использование ритмического рисунка на музыкальных занятиях; игры с музыкальными инструментами, с палочками, ладошками

Музыкальный  зал

В течение года

Музык. руков. МАДОУ

3 этап.

11

Повторное исследование с использованием тех же методик и заданий

Муз. зал

Апрель-май

Музык. руков.

12

Анализ деятельности

Муз. кабинет

Апрель-май

Муз рук. и педагоги

                       

  •  Этапы реализации проекта:

1 . Подготовительный этап.

- изучение методической литературы педагогов новаторов (Т. Тютюнниковой, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой, В. Гринер, М. Румер, А. Бурениной);

- разработка конспектов к музыкальным занятиям;

- восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков;

- подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма.

Азбука ритма.

Ритмический мотив  «ТА-ТА» - большие кружочки.

Картины:  кукла, кошка, чашка, ложка.

                   Груша, кролик, лейка, столик.

Ритмический мотив «ТИ-ТИ-ТИ-ТИ» - маленькие кружочки.

Картины:  Телевизор, пианино, колокольчик, балалайка, неваляшка.

Проговорить названия рисунков словами и ритмическими слогами. Воспроизводить ритм, поочередно шлепая по правому и левому колену.

Картины:  Обезьяна, мышка, Буратино, мишка

                  Кукуруза, земляника, книжка, шишка

                 Кукла, неваляшка, Чебурашка, ноты

                 Балалайка, бубен, скрипка, рыбка.

Проговорить названия рисунков словами и ритмическими слогами.

Воспроизводить звук  «ТА» - хлопками, а  звуки «ТИ-ТИ» - поочередными шлепками по коленям.

Ритмические упражнения:

-   «Имена и ритмы».   Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.

-   «Подбери картинку».  Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).

-   «Слушай и повтори».  Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на ДМИ.

-   «Эхо» - упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании слов.

-   «Передай ритм» - развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.

-   «Выложи ритм» - упражнять в схематизации ритма.

-  «Прохлопай по схеме» - упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.

-   «Повтори движение» - упражнять в воспроизведении заданного движения в определенном ритме.

2.  Основной этап.

  Усложнение ритмических рисунков.

  • Развитие чувства ритма:  

-  в стихах, в пении, в восприятии музыки, в музыкально-ритмических движениях, в играх с палочками, в играх на детских музыкальных инструментах.

Речевые ритмические игры.

  •   «Зайчик»  (речевой твистер).

Длинноухий озорник, в огород ходить привык.

Он по грядкам прыгать стал, всю капусту потоптал.

Мы за ним, он скок-поскок, с огорода наутек. (под музыку «Летка-Енка»).

  •   Пение с движением.

                            Утром рано. (приветствие).

Утром рано мы проснулись         /потягиваются/

Солнышко, солнышко                 /фонарики вверху/

Выпиваю чаю я               /одна ладошка –блюдце, другая - чашка, подносим ко

                                            рту, как будто пьем/

До донышка, донышка    /стучим кулачком по ладошке/

Ем на завтрак бутерброд   /кладем одну ладошку на другую/

С маслицем, с маслицем   /гладим одну ладошку другой/

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно:     «Здравствуйте! Здравствуйте!».

 Музыкальное приветствие.     /диалог/.

- Ну, здравствуйте, ребята!

-  Здравствуйте!

-  Как ваше настроенье?

-  Очень хорошо!

-  Пора нам заниматься?

-  Да! Да! Да!

-  Мы будем все стараться?

-  Так же, как всегда!

-  Будем танцевать  /пружинка с поворотом/

-  И песни распевать!

-  Прошу, ребята, вас, за мною повторять!  /щенята – гав, мышата – пи/.  

Пальчиковые игры:  «Разыгра», «Апельсин», «Поросята».

  В играх с палочками:

«Палочки-игралочки», «Палочка-выручалочка».

  •   Ритмические игры, упражнения в движениях.

«Вправо шаг, влево шаг», «Тетя Весельчак», «Ракета».

  • Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма:

«Веселые подружки». (игра на ДМИ –ложки)

 Семейная игра для развития слуха и ритма:  

 «Лови ритм»,  которую можно подготовить в домашних условиях.

Для этой музыкальной игры понадобятся 4 тарелки и 4 конфеты.

Каждый предмет в нашей игре будет обозначаться разными действиями: на тарелочку будем указывать ручками, конфета будет обозначать хлопок, 2 конфеты -2 хлопка, попробуем исполнить под любую польку, который задаст определенный ритм.

  •    Ритмический оркестр «Новоселье у гномов».

 Способствует развитию слухового внимания, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.

У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность.           

  • Мастер класс для воспитателей:

 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения». 

3.  Заключительный этап.

-обобщение результатов;

-анализ деятельности;

- открытое занятие «В волшебном городе под названием  Ритм».

Результат проектной деятельности.

В процессе музыкальных занятий с использованием ритмических игр и упражнений  укрепляется организм ребенка, координация движений, развиваются музыкальный слух, память, внимание.

Результатом моей работы стали выступления на утренниках и развлечениях, их всегда дети ждут с большим нетерпением, ведь танцы и игра – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях дети становятся дисциплинированными, внимательными, а если зрители – не только дети, но еще и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалось вдвойне.

Можно сделать выводы, что использование ритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях приносит очень хорошие результаты. Уже 85% детей не испытывают трудности при разучивании песен и танцев.            

Родители получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми.

Конечно, нельзя сказать, что все запланированное удалось, были определенные трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые еще предстоит решить в дальнейшем. Тем не менее, считаю, что данная работа дает положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей и в частности музыкально-ритмического слуха.

Перспектива развития проекта.

 Данный проект имеет перспективу развития, так как ритмические игры и упражнения, использованные на музыкальных занятиях, вызывают большой интерес, эмоциональный отклик у детей.

Практической значимостью является и то, что данная работа будет представлять интерес для молодых музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, заинтересованных в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Проект можно использовать при подготовке к педсоветам, семинарам и РМО музыкальных руководителей; является практическим материалом для повышения квалификации молодых специалистов.

Используемая литература.

1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» СПБ: Композитор, 2005.

2.  Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников. СПБ: Речь.  Образовательные проекты; М: Сфера, 2009.

3.  Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М: ООО «фирма» Издательства АСТ, 1999.

4.  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва. Просвещение 1982.

5.  Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для дошкольников) М. Просвещение 1984.

6.  Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005.

7.  Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М. 1995.

8.  Бакланова Т.И. Новикова Г.П. Музыкальный мир. М.2008.

9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.

10.  Мухаметзянова Р.К. Янкина Д.Р. Музыка в детском саду. (Игры, песни, упражнения на башкирском и русском языках).

11.  Информационные ресурсы: сеть интернет, использование компьютерных технологий.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Азбука ритмов

Азбука ритмов...